Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:26, реферат
Трансмиссионные масла используют для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии автомобиля (коробке передач, раздаточной коробке, ведущих мостах, в рулевых передачах), а также в гидротрансмиссиях. ГОСТ 23652-79 устанавливает следующие марки трансмиссионных масел: Тэп-15, ТСп-10, ТСп-15к, ТАД-17И, ТС3-9гип. Кроме того, в соответствии с ТУ 38.101529-75 изготовляется трансмиссионное масло для промышленного оборудования, известное ранее как масло марки «Нигрол», а в соответствии с ТУ 38.101110-81 — масло ТС-14,5. Наряду с этим выпускаются масла для гипоидных передач автомобилей. Масло ТС (ОСТ 3801260-82) используют для смазывания гипоидных передач автомобилей .
1. Введение.......................................................................................................3
2. Функции трансмиссионных масел ............................................................4
3. Характеристика трансмиссионных масел ................................................6
4. Компоненты трансмиссионных масел.......................................................8
4.1. Группы масел ..................................................................................10
5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел...........................15
5.1. Вязкостно-температурные свойства..............................................17
5.2. Смазывающие свойства..................................................................18
5.3. Противоизносные свойства............................................................19
5.4. Противопиттинговые свойства.......................................................20
5.5 Стабильность после окисления.......................................................20
5.6 Коррозионная агрессивность...........................................................20
6. Сроки смены масла.....................................................................................21
7. Список используемой литературы............................................................23
НЧОУ СПО
Краснодарский колледж управления, техники и технологий
Реферат
по теме: Основные эксплуатационные свойства
трансмиссионных масел
Выполнил:
студентка 3 курса
группы 10-ПН-01
Тихоненко А.
Проверил:
К.Т.Н., доцент
Фролова Н.В
Краснодар 2013г.
Содержание
1. Введение......................
2. Функции трансмиссионных масел ..............................
3. Характеристика трансмиссионных масел
..............................
4. Компоненты трансмиссионных масел.........................
4.1. Группы масел ..............................
5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных
масел.........................
5.1. Вязкостно-температурные свойства......................
5.2. Смазывающие свойства......................
5.3. Противоизносные свойства......................
5.4. Противопиттинговые свойства......................
5.5 Стабильность после окисления.....................
5.6 Коррозионная агрессивность.................
6. Сроки смены масла.........................
7. Список используемой литературы....................
Введение
Трансмиссионные масла
используют для смазывания зубчатых
передач в агрегатах
Трансмиссионное масло ТАД 17И — наиболее распространенное трансмиссионное масло для главных гипоидных передач, коробок передач и рулевых механизмов автомобилей. Буква И после обозначения вязкости свидетельствует, что масло имеет присадки (комплексная присадка «Англомол-99» фирмы «Лубризол») обеспечивающие высокие вязкостно-температурные, противоиз-носные и антипенные свойства. Производство комплексной присадки было прекращено, и на смену ТАД-17И пришли минеральные масла нового поколения. Иногда на канистрах с трансмиссионными маслами написано, что данное масло (например, Тап-15В) может применяться взамен ТАД-17И.
Трансмиссионное масло Тап-15В применяется в картерах главных передач (кроме гипоидных), коробок передач, раздаточных коробок, рулевых механизмов автомобилей . Буква В обозначает, что масло создано с улучшением свойств ранее выпускаемого масла Тап-15 и является его модификацией. Буква С в маркировке означает, что масло получено из сернистой нефти. Для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей при температурах наружного воздуха до -35 °С используют масло для грузовых автомобилей (ТУ 38.101270-78). Оно вырабатывается на основе базового масла марки ТС-14,5 с добавлением к нему присадок: 2,2% противозадирной, не более 0,35% моющей присадки и 0,007% антипенной. По условиям применения они сильно отличаются от масел для двигателей и имеют другую масляную основу и соответствующий набор присадок. Получают автомобильные трансмиссионные масла при перегонке мазута. Основными присадками для улучшения свойств трансмиссионных масел являются противопенные и противозадирные. В состав противоизносных и противозадирных присадок входит сера в количестве 1,2-3,6% по массе. Масла с такими присадками предназначены для использования в гипоидных передачах ведущих мостов, имеющих большие удельные нагрузки между зубьями шестерен.
Маркировка трансмиссионного масла составляется из сочетания заглавных букв ТА (трансмиссионные, автомобильные), строчных букв п (присадок) или д (дистилляторное) и числового значения кинематической вязкости в сантис-токсах при температуре 100 °С.
В современных автомобилях используют зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые передачи. Преимущество их перед передачами с прямыми зубьями — в большей прочности зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Однако к маслам для винтовых шестерен предъявляют более высокие требования, чем к маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше.
Функции трансмиссионных масел
В агрегатах трансмиссии
современных машин
♦ уменьшают износ деталей
♦ снижают потери энергии на внешнее трение
♦ увеличивают теплоотвод от трущихся
поверхностей
♦ предохраняют детали и механизмы от коррозии.
Масла для гидромеханических
передач выполняют также
Условия, в которых работает масло в шестеренчатой передаче, определяются следующими факторами: температурным режимом, частотой вращения шестерен (скоростью относительного скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне контакта. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких пределах — от температуры окружающего воздуха в начале работы даже до 150 °С в процессе работы. В температурном режиме работы зубчатых передач различают следующие характерные температуры: минимальную — в начальный момент работы передачи, равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха; максимальную — соответствующую самым экстремальным условиям работы; среднеэксплуатационную — наиболее вероятную во время работы агрегата изделия или машины.
Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной климатической зоне может достигать -60 °С. Максимальная и сред-неэксплуатационная температура масла зависит от температуры воздуха, условий эксплуатации, вязкости масла и других факторов. Среднеэксплуатаци-онная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей обычно составляет 60-90 °С. Фактическая температура масла в зоне контакта зубьев шестерен на 150-200 °С выше температуры масла в объеме. Заметное влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических передачах составляют на входе в зацепление 1,5-3 м/с. В некоторых агрегатах они достигают 9-12 м/с. Для гипоидных передач скорости скольжения достигают 15 м/с и более. В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в зоне зацепления составляют 0,5-1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2 ГПа. В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются.
Трансмиссионные масла характеризуются:
♦ высокими противоизносными,
противозадирными и противопиттинговы-
ми свойствами
♦ хорошей термической и термоокислительной
стабильностью
♦ способностью защищать смазываемые
поверхности от коррозионного воз
действия агрессивных
веществ
♦ пологой вязкостно-температурной кривой
и сравнительно малой вязкос
тью в области отрицательных температур
♦ стойкостью к пенообразованию
♦ высокой физической стабильностью в
условиях применения и длитель
ного хранения
♦ способностью не оказывать вредного
воздействия на резиновые уплот-
нительные материалы.
Показатели |
ТЭп-15 |
ТСп-15К |
Тап-15В |
ТСп-14гип |
ТАД-17и |
Вязкость: кинематическая, мм7с, при температуре: 50 °С 100°С динамическая при -15 (20) °С, Пас, не более |
- 15,0±1 200 |
- 15,0±1 75 |
- 15,0±1 180 |
- >14,0 (75) |
110-120 >17,5 - |
Индекс вязкости, не менее |
- |
90 |
- |
85 |
100 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже застывания, не выше |
185 -18 |
185 -25 |
185 -20 |
215 -25 |
200 -25 |
Содержание, % (мае): механических примесей, не более фосфора, не менее серы |
0,03 0,6 >3,0 |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
Отсутствие 0,1 1,9-2,3 |
Испытание на коррозию в течение 3 ч пластинок из меди при 120 °С, баллы, не более |
- |
2с |
- |
- |
2с |
Зольность, % |
>0,3 |
- |
- |
- |
>0,3 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более |
— |
— |
— |
— |
2,0 |
Склонность к пенообразованию, см , не более, при температуре: 24 °С 94 °С 24 °С после испытания при 94 °С |
- |
300 50 300 |
- |
500 450 550 |
100 50 100 |
Смазывающие свойства на ЧШМ: индекс задира, Н, не менее нагрузка сваривания, Н, не менее |
- |
539 3479 |
490 3283 |
588 3920 |
568 3687 |
Компоненты трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла представляют собой сложную коллоидную систему, включающую две группы компонентов: первая — основа масла, вторая — функциональные присадки для улучшения эксплуатационных свойств масел.
Основой трансмиссионных масел служат высококачественные дистиллятные или остаточные минеральные масла, подвергнутые специальной очистке и депарафинизации, фракции нефти асфальтового основания, высокополимерные соединения и синтетические масла. Однако дистиллятные масла (легкие сорта индустриальных масел, трансформаторные) имеют слишком малую вязкость при высоких температурах, а остаточные масла (МС-20, МК-22, АК-15) — высокую вязкость при низких температурах. Поэтому для получения трансмиссионных масел с необходимыми вязкостно-температурными свойствами используются следующие методы:
♦ смешение высоковязких
масел с маловязкими
♦ загущение маловязких масел высокополимерными
загущающими при
садками
♦ глубокая очистка масел для удаления
из них компонентов с неудовлетворительными
вязкостно-температурными свойствами.
Наиболее перспективным способом получения трансмиссионных масел с хорошими вязкостно-температурными свойствами является загущение вязких масел типа АСВ-5, МС-8, И-12А и др. высокополимерными присадками. В качестве загущающих присадок используют главным образом полиизо-бутилены, полиметакрилаты, виниполы и др. После добавления к данным маслам загущающих присадок может быть получено масло, рекомендуемое к применению при самых низких температурах. К числу перспективных относятся синтетические масла (с вязкостью SAE 75W-90 и уровнем качества GL-5 (ТМ-5)). С их помощью реально отдалить сроки капитального ремонта, сэкономить топливо и тем самым избежать лишних затрат, особенно в разветвленной трансмиссии полноприводных машин. Течи, возникающие, например, в редукторах российских автомобилей, при заправке их синтетическими маслами, связаны прежде всего с качеством изготовления самих уплотнителей. Синтетические трансмиссионные масла гораздо предпочтительнее для зимних условий, так как загустевают при значительно более низких температурах, чем минеральные масла. Синтетические масла характеризуются пологой вязкостно-температурной кривой. Для получения таких масел используют синтетические углеводородные масла, сложные эфиры двух основных карбоновых кислот, сложные эфиры многоатомных спиртов, полисилаксановые жидкости и др. Типичное синтетическое масло имеет вязкость 7,1 мм2/с при 100 °С, 22 Пас при -40 °С, температуру вспышки 230 °С, температуру застывания -57 °С. Лишь высокая стоимость синтетических масел сдерживает их применение (в три-четыре раза выше, чем минеральных масел). В целом нежелательно снижать уровень качества масла ниже допустимого: GL-5 для гипоидных передач; GL-4 для редукторов и коробок передач. По существу, синтетических масел может хватить на весь срок службы автомобиля (агрегата), если, конечно не будет утечки масла через сальники. В ряде случаев течь можно устранить присадками с эффектом «Стоп-Ойл». Коль речь зашла о присадках, то максимальный эффект в редукторах с гипоидными парами дают тефлоновые или молибденсодержащие добавки. Возможно также использование чистого измельченного порошка дисульфида молибдена. Названные материалы в какой-то мере снижают риск появления задиров на зубьях. Присадка выручит в критических ситуациях. В случае ремонта в пути, когда специального трансмиссионного масла нет, в коробку передач можно залить обычное моторное масло, смешав его с дисульфидом молибдена.
Присадки чаще всего вводятся в масла при их изготовлении. Применяют антифрикционные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, антикоррозионные, защитные, диспергирующие, противопенные, депрессор-ные и другие типы присадок. Группы трансмиссионных масел, различаются между собой эксплуатационными свойствами и содержанием присадок.
Группа масел по эксплуатационным свойствам |
Наличие присадок |
Рекомендуемая область применения |
1 |
Минеральные масла без присадок |
Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С |
2 |
Минеральные масла с противо-износными присадками |
То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130°С |
3 |
Минеральные масла с противо-задирными присадками умеренной эффективности |
Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С |
4 |
Минеральные масла с противо-задирными присадками высокой эффективности |
Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С |
5 |
Минеральные масла с
противо-задирными присадками высокой
эффективности и |
Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
В большинстве случаев используются поверхностно-активные вещества. К ним относятся животные и растительные жиры, жирные кислоты и их эфиры, мыла жирных кислот и др. Эти вещества адсорбируются на поверхностях трения, препятствуя их непосредственному контакту.
Хорошими противоизносными и противозадирными присадками являются серосодержащие соединения: осерненные минеральные масла, олефино-вые полимеры, дисульфиды и полисульфиды и т. п. При повышенных температурах и нагрузках эти соединения взаимодействуют с металлом с возникновением пленки сульфида железа на поверхностях трения, препятствующей износу и задиру.
Противозадирный эффект обеспечивается и при использовании хлорсодержащих присадок. К ним относятся гексахлорэтон, хлорированный парафин, ароматические углеводороды, минеральные масла и др. Хлорсодержащие соединения коррозионно-агресивны, особенно при контакте с водой. Хлорсодержащие присадки чаще всего применяют в сочетании с другими присадками, устраняющими этот недостаток. Противозадирный и противоизносный эффекты достигаются также фосфорсодержащими присадками — органическими производными фосфорных и фосфористых кислот, их средними эфирами, солями кислых эфиров и др. Фосфорсодержащие присадки эффективно увеличивают нагрузку заедания трущихся поверхностей при небольших скоростях скольжения. Однако они недостаточно эффективны при высоких скоростях и ударном нагружении.
Информация о работе Основные эксплуатационные свойства трансмиссионных масел