Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:26, реферат
Трансмиссионные масла используют для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии автомобиля (коробке передач, раздаточной коробке, ведущих мостах, в рулевых передачах), а также в гидротрансмиссиях. ГОСТ 23652-79 устанавливает следующие марки трансмиссионных масел: Тэп-15, ТСп-10, ТСп-15к, ТАД-17И, ТС3-9гип. Кроме того, в соответствии с ТУ 38.101529-75 изготовляется трансмиссионное масло для промышленного оборудования, известное ранее как масло марки «Нигрол», а в соответствии с ТУ 38.101110-81 — масло ТС-14,5. Наряду с этим выпускаются масла для гипоидных передач автомобилей. Масло ТС (ОСТ 3801260-82) используют для смазывания гипоидных передач автомобилей .
1. Введение.......................................................................................................3
2. Функции трансмиссионных масел ............................................................4
3. Характеристика трансмиссионных масел ................................................6
4. Компоненты трансмиссионных масел.......................................................8
4.1. Группы масел ..................................................................................10
5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел...........................15
5.1. Вязкостно-температурные свойства..............................................17
5.2. Смазывающие свойства..................................................................18
5.3. Противоизносные свойства............................................................19
5.4. Противопиттинговые свойства.......................................................20
5.5 Стабильность после окисления.......................................................20
5.6 Коррозионная агрессивность...........................................................20
6. Сроки смены масла.....................................................................................21
7. Список используемой литературы............................................................23
—масел влияют на интенсивность изнашивания зубьев шестерен. Масла со значением D =0,4-0,5 мм обеспечивают в 1,5 раза меньший износ деталей, чем масла с D =0,8-0,9 мм. Наиболее эффективными маслами по этому показателю являются ТАД-17и и ТСр-15к.
Противопиттинговые свойства
— это способность масел предотвращать усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев шестерен под влиянием циклических нагрузок, при оценке физико-химических показателей масел не нормируется. Для различных масел эти свойства неодинаковы. Время наступления питтинга зубьев шестерен сокращается при повышении рабочих температур масла и снижении его вязкости. Наилучшими противопиттин-говыми свойствами в условиях повышенных температур обладают масла ТАД-17и и ТСп-15к, наихудшими — ТСп-10.
Стабильность после окисления
В процессе работы в агрегатах трансмиссии в результате взаимодействия масла с кислородом воздуха при повышенной температуре в присутствии каталитически активных металлов происходит изменение физико-химических и эксплуатационных свойств масла. Это приводит к возрастанию вязкости и кислотного числа. В масле накапливаются продукты окисления. Повышение вязкости сопровождается ухудшением вязкостно-температурных свойств. Увеличение кислотного числа может вызвать коррозию подшипников и других деталей агрегатов трансмиссии.
Антиокислительные свойства
масла оцениваются
Коррозионная агрессивность
В результате накопления органических кислот, а также попадания в масло паров воды из атмосферы может возникнуть коррозия металлических деталей агрегатов трансмиссии. Коррозионная агрессивность масла характеризуется изменением кислотного числа, содержанием водорастворимых кислот и щелочей. Наиболее наглядной проверкой масел на коррозионную агрессивность является проба на стальную и медную пластинки при температуре выше 100 °С. Наименьшую коррозионную агрессивность имеют масла ТСп-15К, ТМ5-12рк, ТАД-17и, наибольшую — ТСгип.
Сроки смены масла
Сроки службы масел в
агрегатах трансмиссии
Замену масла производят при значительном изменении его показателей по сравнению с исходными: вязкости, кислотности, противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных свойств и др. На изменение показателей масла в значительной степени влияют условия эксплуатации: нагруженность трансмиссии, температурный режим, интенсивность поступления продуктов загрязнения (пыль, вода, продукты износа деталей), механическое воздействие и др.
Одним из важных факторов, определяющих срок смены масел, являются условия эксплуатации автомобиля. Наиболее нагружены агрегаты трансмиссии при эксплуатации автомобиля на грунтовой дороге (нагруженность характеризуется передаваемой энергией на 1 км пробега), в наименьшей степени — на скоростных магистралях.
При повышенной рабочей температуре масла ускоряются окислительные процессы, растет количество отложений. При этом ухудшается теплоотвод от деталей и ужесточаются условия их работы. Происходит интенсивное снижение противоизносных, противозадирных и антиокислительных свойств масла.
Необходимым условием продолжительной работы масла является надежная защита агрегатов от проникновения пыли и влаги. Наличие в масле дорожной пыли приводит к снижению противоизносных свойств масла, которое невозможно компенсировать самыми эффективными присадками. Поступление воды, влаги в масло также ухудшает его противоизносные и противозадирные свойства. Срок службы масла в значительной степени зависит от его качества. В большинстве случаев критерием при установлении срока замены масла служит изменение его физико-химических показателей (вязкости, кислотности, содержания активных элементов присадки), изменения противоизносных свойств масла, а также состояние деталей агрегатов трансмиссии после испытаний. Важным параметром, определяющим необходимость замены масла, является повышение вязкости на 50%. Необходимым условием бессменной работы масла являются его высокие эксплуатационные свойства и надежная герметизация узлов и агрегатов.
Наилучшими эксплуатационными свойствами обладают масла: ТАД-17и — для применения в агрегатах трансмиссии легковых и грузовых автомобилей; Тап-15В — в коробках передач грузовых автомобилей, а также в ведущих мостах с негипоидными передачами легковых и грузовых автомобилей; ТМ5-12рк — для агрегатов трансмиссии грузовых автомобилей в северных районах страны. Марки трансмиссионных масел должны применяться в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобилей. На практике возможна ситуация, когда возникает необходимость смешивания масел. Как вынужденная временная мера это допустимо. Смеси масел можно использовать в коробках передач и в ведущих мостах с негипоидными передачами. В гипоидных передачах должны использоваться только гипоидные масла.
Список используемой литературы
1. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы :Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Нина Борисовна Кириченко. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
2. Школьников В.М. Топлива,
смазочные материалы,
3. Мановян А. К. Технология переработки природных энергоносителей.– М.: Химия, КолосС, 2004. – 456 с.
4. Рудин М.Г., Сомов В.Е., Фомин А.С. Карманный справочник нефтепереработчика. – М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2004.- 336с.
5. Суханов В.П. Переработка нефти: Учебник для средних проф.- техн. учеб. заведений.− 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1979. – 335с., ил. – (Профтехобразование. Нефт. и газовая пром-сть).
6. Проскуряков В.А., Драбкина А.Е. Химия нефти и газа: Учебное пособие для вузов – 2-е изд., перераб. – Л.: Химия, 1989. – 424с
7. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов /М. А. Николаева. – М. : Норма, 2007. – 448 с.
Информация о работе Основные эксплуатационные свойства трансмиссионных масел