Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:54, лабораторная работа
Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы потребляем продукты, но не знаем, какое воздействие они могут оказать на организм. Этот вопрос очень заинтересовал нас, и мы решили осветить проблему пищевых добавок. Цели и задачи работы:
• Провести классификацию пищевых добавок
• Проанализировать наличие пищевых добавок в следующих продуктах:
• Кондитерские изделия
• Хлебобулочные изделия
• Молочная продукция
• Минеральная вода
• Соки
• Анализ наиболее употребляемой, популярной пищевой продукции среди учащихся нашего лицея.
• Влияние пищевых добавок на здоровье человека
I. Введение……………………………………..…… стр.3
1.1. Актуальность темы ……………………………..…………. стр.3
1.2. Цели и задачи работы ………………………….…….…… стр.3
II. Основная часть …………………………………………………..… стр.3
1.1 Пищевые добавки ………………………………………..… стр.3
1.2 Основные цели введения пищевых добавок………….… стр.4
Классификация пищевых добавок…………………….… стр.4
Влияние пищевых добавок……………………………...... стр.4
1.5 Красители………………………………………………….… стр.5
III. Исследовательская часть ………………………….……….…….. стр.5
Анализ на наличие пищевых добавок в продуктах ........ стр.5
Исследование плохо изученных пищевых добавок……...стр.9
IV. Заключение …………………………………....…………….…..…. стр.10
V. Библиография …………………………………………………..….. стр.10
ПРОЕКТ
по химии
на тему:
«Пищевые добавки в нашей жизни»
Содержание
I. ………………………………………………………..…… стр.3
1.1. Актуальность темы ……………………………..…………. стр.3
1.2. Цели и задачи работы ………………………….…….…… стр.3
II. Основная часть …………………………………………………..… стр.3
1.1 Пищевые добавки ………………………………………..… стр.3
1.2 Основные
цели введения пищевых добавок…
Классификация пищевых добавок…………………….… стр.4
Влияние пищевых добавок……………………………...... стр.4
1.5 Красители………………………………………………….…
III.
Исследовательская часть ………………
Анализ на наличие пищевых добавок в продуктах ........ стр.5
Исследование плохо изученных пищевых добавок……...стр.9
IV. Заключение …………………………………....…………….…..…. стр.10
V. Библиография ……………………………………………
VI. Приложение……………………………………………………
I. Введение
1.1. Актуальность темы
Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы потребляем продукты, но не знаем, какое воздействие они могут оказать на организм. Этот вопрос очень заинтересовал нас, и мы решили осветить проблему пищевых добавок.
1.2. Цели и задачи работы:
Провести классификацию пищевых добавок
Проанализировать наличие пищевых добавок в следующих продуктах:
Кондитерские изделия
Хлебобулочные изделия
Молочная продукция
Минеральная вода
Соки
Анализ наиболее употребляемой, популярной пищевой продукции среди учащихся нашего лицея.
Влияние пищевых добавок на здоровье человека
Пищевые добавки.
Пищевые добавки — разрешенные Минздравом РФ химические вещества и природные соединения, обычно неупотребляемые в качестве пищевого продукта или обычного компонента пищи, но которые преднамеренно добавляют в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортирования с целью улучшения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или специального изменения его свойств.
Пищевые добавки - это не изобретение нашего высокотехнологического века. Соль, сода, пряности известны людям с незапамятных времен. История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния. Пищевые добавки – простой и дешевый способ придать продукту привлекательный вид и цвет, усилить вкус, а также продлить срок его хранения. Сейчас в производстве продуктов используются почти 500 различных добавок. Раньше, названия этих химических веществ писали на этикетках продуктов полностью, но они занимали так много места, что в 1953 году, в Европе, решено было заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). По данной системе пищевые добавки делятся на группы по принципу действия. Группа определяется по первой цифре указанной после буквы E.
Основные цели введения пищевых добавок
Совершенствование технологии подготовки, переработки пищевого сырья, изготовления, фасования, транспортирования и хранения продуктов питания (применяемые при этом добавки не должны маскировать последствия использования испорченного сырья или проведения технологических операций в антисанитарных условиях);
Сохранение природных качеств пищевого продукта;
Улучшение органолептических свойств пищевых продуктов и увеличение их стабильности при хранении.
Пищевые добавки допускается применять только в том случае, если они даже при длительном использовании не угрожают здоровью человека
Классификация пищевых добавок.
Обычно пищевые добавки разделяют на несколько групп:
Вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности);
Вещества, улучшающие внешний вид продукта (красители, стабилизаторы цвета, отбеливатели);
Вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру (загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы и др.);
Вещества, повышающие сохранность продуктов и увеличивающие сроки их хранения (консерванты, антиоксиданты и др.).
Е100 - Е182
Красители. Усиливают цвет продукта.
Е200 - Е299
Консерванты (удлиняют срок годности продукта). Химически стерилизующие добавки. Защищают от микробов, грибков, бактериофагов.
Е300 - Е399
Антиокислители (замедляют окисление, например, от прогоркания жиров и изменения цвета; по действию схожи с консервантами)
Е400 - Е499
Стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию продукции). Загустители - повышают вязкость.
Е500 - Е599
Эмульгаторы (поддерживают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например воды и масла). По действию похожи на стабилизаторы
Е600 - Е699
Усилители вкуса и запаха
Е700 - Е899
зарезервированные номера
E900 - E999
Пеногасители (предупреждают или снижают образование пены). Антифламинги и другие вещества
Влияние пищевых добавок.
Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами. Входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, скорости выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении, могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые.
Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование их влияния на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, оказывая негативное воздействие на организм.
Красители.
Красители – вещества, используемые для придания цвета различным материалам.
Внешний вид продукта является залогом успеха у покупателей, который первоночально судит о качестве продукта по цвету.
Условия промышленной переработки пищевого сырья столь жестоки, что продукты могут потерять свою первоначальную окраску. С помощью пищевых красителей восстанавливают природную окраску, а иногда и повышают её интенсивность.
Пищевые красители подразделяются на три группы:
натуральные красители растительного и животного происхождения
синтетические органические красители
неорганические красители
Пищевых красителей известно около 60 наименований.
Многие пищевые красители могут оказывать общее токсическое действие. Однако часто не сами красители вызывают аллергическую реакцию организма, а продукты метаболизма, образующиеся в организме из этих красителей. Особенно опасны метаболиты азокрасителей, вызывающих рак.
Опасны и территории, на которых расположены химические заводы по производству красителей. Они «потребляют» в сутки многие тонны ядовитых веществ и часть этих веществ может попасть в окружающую среду из-за неосторожности и беспечности производителей. Обычно эти заводы расположены в черте городов.
III . Исследовательская часть
Анализ на наличие пищевых добавок в продуктах.
В нашей работе мы решили выяснить, как пища влияет на здоровье. Проблема питания актуальна для каждого человека. Второе место у подростков среди приобретенных заболеваний занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к увеличению нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека.
Для изучения влияния пищевых добавок на здоровье человека, мы проанализировали наличие пищевых добавок в таких продуктах как: кондитерские изделия и хлебобулочная продукция, молочная продукция, минеральная вода и соки.
Мы пошли в магазин и исследовали самые популярные среди подростков продукцию на наличие пищевых добавок.
В результате в каждом продукте присутствуют пищевые добавки, многие из которых опасны для здоровья, так же присутствуют добавки, которые невредны, но при больших количествах могут привести даже к смерти.
(См. Приложение 1)
Так же мы провели опрос среди учащихся лицея №12: младшей, средней, старшей школы.
Анкета
1. Какую минеральную воду вы употребляете:
Минеральная («Bonaqua» негазованая, «Bonaqua» газованная)
Газированная («Coca-Cola», Fanta «Апельсин», «Sprite»)
2. Ваш любимый шоколад:
Шоколад («Алёнка»)
Шоколадные батончики («Snickers»)
3. Какое печенье вы
Печенье («Барни», «Супер-контик »)
Вафли («Штучка»)
5. Употребляете ли вы:
Сухарики («Три корочки»)
Чипсы («Pringles»)
6. Ваши любимые конфеты:
Шоколадные («Суфле Рошен»)
Жевательные («Chupa Chups», «Fruittella», «Skittles», «Шипучки»)
7. Какие продукты вызывают у вас:
Аллергическую реакцию: ______________________
Боли в желудке ______________________________
Кишечные расстройства _______________________
Вот что мы в результате получили:
Выводы
Выборка составила из 700 учащихся 95 учащихся. Практически все опрошенные учащиеся употребляют продукты, содержащие следующие пищевые добавки: E122, E338, Е511, E422, E202, E330, E440, E621, E104.
13% - предпочитают жевательные конфеты
8% - любимые шоколадные конфеты
9% -предпочитают чипсы
8% - употребляют сухарики
3% - предпочитают вафли
14% - любят печенье
9% - употребляют шоколадные батончики
14% - любят шоколад
9% - предпочитают газировку
13% - употребляют минеральную воду
В результате нашего опроса мы выяснили, что у 17% учащихся аллергические реакции вызваны чрезмерным употреблением шоколадной продукции. Так же боль в желудке и кишечные расстройства у 26% опрошенных вызывают чипсы, сухарики и газированные напитки.
Исследование плохо изученных пищевых добавок.
E1000 — Холевая кислота.
Холевая кислота (Е-1000) - Пищевая добавка, технологическая функция — эмульгатор.
Холевая кислота — важнейшая составная часть желчи. Как и другие желчные кислоты, она принадлежит к большой группе природных веществ с общим названием стероидов. К ним относятся стерины, витамины D, половые гормоны. Желчные кислоты — это оксипроизводные не встречающейся в природе холановой кислоты.
В организме желчные кислоты эмульгируют жиры, способствуя тем самым ферментативному расщеплению жиров липазой и всасыванию их в кишечнике. Холевой кислоты в желчи содержится 5-6%. Желчные кислоты служат сырьем в синтезе некоторых стероидных гормонов.
Воздействие на организм человека не известно.
Не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности РФ.
Е446 — Сукцистеарин.
Сукцистеарин является стабилизатором, применяемым для обеспечения нужной консистенции и вязкости продукта. Может использоваться в качестве гелеобразующего вещества и загустителя. Имеет структуру порошка белого цвета с кисловатым вкусом. Хорошо растворяется в воде, и напротив совсем не растворяется в спиртосодержащих веществах. Используется в качестве регулятора кислотности пищевых продуктов или заменителя соли.
Е446 применяется в пищевой промышленности в ограниченных дозированных количествах. Широкое применение эта добавка получила при образовании дисперсных масел и растворимых в жирах ароматизаторов. Основная область применения этой добавки – это производство жиров, маргаринов, добавление в жиры для выпечки, производство сливок, мороженного, кексов и д.т.
Сукцистеарин может являться аллергеном и вызывать раздражение слизистых оболочек организма и к расстройству работы желудка.
Не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности РФ, однако может встречаться в некоторых продуктах.
Заключение
Пищевые добавки Е присутствуют практически во всех продуктах питания на прилавках наших магазинов. Информация о них обязательно должна отражаться на этикетке товара.
Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Стоит помнить, что разные люди могут по разному переносить одну и ту же добавку. Кто-то совершенно спокойно, а кто-то на эту добавку имеет аллергию и знает о том, что определенная пищевая добавка определенным образом воздействует на его организм. Важно знать, какие добавки содержаться в конкретных пищевых продуктах и какое влияние от этих добавок будет оказано на организм. Мы имеем право, зная о том, какие вещества употребляем, самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта. Поэтому мы опубликовали свои исследования в нашей лицейской газете, провели ряд лекций по всем классам нашего лицея и собираемся выступить со своими исследованиями по Химкинскому телевидению.
Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них всё равно невозможно. Поэтому, объединённый комитет экспертов ФАО/ ВООЗ по пищевым добавкам считает, что они не должны использоваться в тех случаях, когда возможен отказ от них.
V. Библиография
В.Г. Денисов Химия 11 класс: сборник элективных курсов
Н.В. Ширшин Химия: проектная деятельность учащихся
http://www.kakras.ru/interesn/
http://www.vitnik.ru/vredE.htm (25.01.2012)
http://knowledge.allbest.ru (09.01.2012)
Г.В. Лисичкин Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире