Ведение
Одна из основных задач отечественных
нефтеперерабатывающих заводов - выпуск
высококачественных нефтепродуктов,
пользующихся высоким спросом на потребительском
рынке.
Гидроочистку начали применять
для улучшения качества бензина - сырья
каталитического риформинга от серы. Сернистые
соединения, содержащиеся в моторных топливах
оказывают вредное воздействие: при сгорании
сернистых топлив образуются окислы серы
SO2 и SO3 , которые
в зоне пониженных температур вместе с
конденсирующимися парами воды образуют
сернистую и серную кислоты и оказывают
сильное коррозирующее действие на металл
двигателя.
Мною представлена тема реконструкция
гидроочистки ГО-4 с целью увеличения производительности
до 2,5 мил.т\год. Предложена новая схема
разделения гидроочищенного сырья
с учетом строительства установки изомеризации
углеводородов С5-С6.
В литературном обзоре мною
рассмотрены теоретические основы процесса,
основные факторы, влияющие на процесс
гидроочистки, а также варианты технологического
оформления процесса с краткой характеристикой
модификаций отечественных и зарубежных
установок.
Гидроочистку, применяемую
с целью обессеривания прямогонных
бензиновых фракций для подготовки
их к каталитическому риформингу,
часто объединяют (комбинируют) с
риформингом. При таком комбинировании
гидроочистки с каталитическим
рифрмингом стоимость очистки
значительно снижается.
Гидроочистку прямогонных
бензиновых фракций, предназначенных
для каталитического риформинга
проводят с целью удаления
сероорганических соединений, производных
кислорода, азота, непредельных
и ароматических углеводородов,
отравляющих платиновый катализатор
риформинга и влияющих на его
избирательность. Применение гидроочищенного
сырья позволяет значительно увеличить
длительность цикла работы катализатора,
получить бензин лучшего качества, снизить
коррозию нефтезаводского оборудования.
На основании литературных
данных, а также исходя из опыта работы
действующих установок гидроочистки нами
была выбрана технологическая схема гидроочистки
установки ГО-4 ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»,
состоящая из реакторного блока, блока
стабилизации и ректификации, блока очистки
газов.
Существующие в нормах западных странах
ограничения по содержанию серы, ароматики
препятствуют экспорту бензинов из России
в виде конечного товарного продукта (а
следовательно ниже цена при экспорте).
В настоящее время на установке
ГО-4 в качестве катализатора гидроочистки
применяют катализаторы RK-231Ni, RK-242Ni,
RK-231Co, применение которых показывает,
что достигнутая степень обессеривания
исходного сырья (бензиновая фракция 85-180оС с содержанием
серы 0,0001 % масс.).
По требованиям, предъявляемым
к сырью бензина каталитического риформинга,
необходимо получить гидрогенизат с содержанием
серы 0,00005 % масс. Это требование достигается
при использовании в качестве катализатора
гидроочистки - катализатор HR-506.
В предлагаемом мною
проекте, и учитывая особенности
нашего региона (использование
высокосернистого сырья) в
реакторном блоке предусмотрена
замена катализатора RK-231Ni, RK-242Ni, RK-231Co,
на катализатор HR-506, что снижает
содержание серы в сырье до тысячных
долей, а это в свою очередь определяет
работоспособность катализаторов гидроочистки
и риформинга. В меньшей степени
происходит процесс закоксовывания,
что увеличивает межрегенерационный пробег
установки. За счет использования эффективного
катализатора HR-506 улучшается качество
получаемого продукта, снижается количество
его загрузки в реактор гидроочистки Р-1,
а следовательно снижаются затраты на
его приобретение, что отразится на себестоимости
готовой продукции, улучшается качество
получаемого продукта.
- Теоретические основы и назначение процесса
Гидроочистка является основным
гидрогенизационным процессом. Гидроочистку
прямогонных бензиновых фракций, предназначенных
для каталитического риформинга и для
процесса изомеризации настоящее время
мировой спрос на изомеризат в странах
с развитой нефтепереработкой заключается
в невысоких капитальных и эксплуатационных
затратах проводят с целью удаления
металл- и сероорганических соединений
, а также производных кислорода и азота,
смол, непредельных и ароматических
углеводородов, отравляющих платиновый
катализатор риформинга и влияющих на
его избирательность. Мышьяк и свинец,
содержащиеся в сырье риформинга в микроколичествах,
накапливаясь на платиновом катализаторе,
вызывают необратимую его дезактивацию.
Применение гидроочищенного сырья позволяет
значительно увеличить длительность цикла
работы катализатора, особенно при жестком
высокотемпературном режиме. В результате
гидроочистки снижается содержание указанных
вредных примесей, а также коррозия
нефтезаводского оборудования и загрязненность
атмосферы. При гидроочистке происходит
деструкция сероорганических соединений
и частично кислород- и азотсодержащих
соединений. Продукты разложения насыщаются
водородом с образованием сероводорода,
воды, аммиака и предельных или ароматических
углеводородов.
Доля гидрогенизационных процессов
в США 80-х годах составила 42,2 % на перерабатываемую
нефть, в том числе 29,4 % на гидроочистку,
7,2% на гидрообессеривание, 5,6 % на гидрокрекинг.
Из этих данные видно,что первое место
по суммарной мощности занимает гидроочистка
(примерно 70 % от мощности всех гидрогенизационных
установок). Это объясняется серы, смол,
азота и других примесей и менее расщепляющих
углеводородную часть топлива. В результате
были созданы катализаторы на основе окисла
алюминия. Особенно широко стали применять
алюмокобальтмолибденовые и алюмоникельмолибденовые
катализаторы, которые в настоящее время
используются в большинстве отечественных
и зарубежных установках гидроочистки.
Также началось проектирование и строительство
различных типов установок.
Внедрение процесса гидроочистки
в нашей стране можно разделить
на три периода. Первый период
проектирование, строительство и
пуск гидроочистка бензиновых
фракций осуществлялась на отдельно
стоящих блоках, мощностью 300 тыс. т./год.
Второй период- широкое освоение
установок мощностью бензиновые
фракции подвергались очистке
в блоках гидроочистки установок
риформинга мощностью 300 и 600 тыс.т./год.
Третий период-проектирование и
строительство укрупненных установок
различного типа и назначения,
как отдельно стоящих, так и
в виде блоков комбинированных
установок мощностью от 1 до 2 млн.
т/год.
Специальный технический регламент
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензинам, дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных двигателей и топочному
мазуту» был утвержден постановлением
Правительства России № 11 от 27 февраля
2008 года. Регламент устанавливает обязательные
требования к экологической безопасности
топлива, соответствующие требованиям
директив Европейского парламента и Совета
2003/17/ES и 98/70ES (так называемые стандарты
Евро-2, 3, 4, 5). Технический регламент устанавливает
минимально допустимые химические и физические
параметры автомобильного бензина и дизельного
топлива (см. таблицу 1), а также сроки прекращения
производства топлива того или иного экологического
класса. Согласно первоначальной редакции
регламента, производство автомобильного
топлива, соответствующего классу 2 (соответствует
спецификациям Евро-2), прекращалось 31
декабря 2008 года, классу 3 (соответствует
Евро-3) – 31 декабря 2009 года, классу 4 (соответствует
Евро-4) – 31 декабря 2013 года.
Одним из основных продуктов нефтепереработки
являются моторные топлива: в структуре
мирового потребления нефти с 2008 года
по 2015 год объем их производства должен
вырасти с 51 % до 80 % от мощностей первичной
переработки. Для установления причин
худшего качества отечественных нефтепродуктов
в сравнении с западными аналогами
рассмотрим для примера структуру производства
товарных бензинов в разных регионах мира
в таблице 1.1
Таблица
1.1 - Структура производства товарных бензинов
в разных регионах мира
Показатели |
Россия |
США |
Зап. Европа |
1. Переработки нефти - загрузка
мощностей первичной переработки,
млн.тн/год |
168 |
787 |
686 |
2. Мощность вторичных процессов,
% масс. от прцессов первичной переработки:
ГО
КР |
28
9,3 |
43,6
23,6 |
30
15,5 |
3. Производства бензина, млн.тн/год |
24 |
330 |
130 |
Из таблицы 1.1 видно, что в
России мощность процессов вторичной
переработки (которые
определяют качество топлив, в
частности бензинов) меньше, чем
в передовых странах мира, не
только по абсолютным значениям,
но и относительно мощностей
первичной переработки. Сильно различаются
и количественные соотношения, и
качественная структура вторичных
мощностей, а следовательно, компонентный
состав бензинов. Существующие в
нормах западных странах ограничения,
представленные в таблице 1.2, по
содержанию серы, ароматики, свинца
препятствуют экспорту бензинов
из России в виде конечного
товарного продукта (а следовательно
ниже цена при экспорте).
Таблица 1.2 – Нормы по
качеству бензина
Показатели |
Россия |
США |
Зап. Европа |
1.Общий объем производства бензина,
млн.тн/год |
24 |
330 |
130 |
2.Октановое число (ОЧИ+ОЧМ)/2 |
82 |
89 |
87 |
3.Содержание серы, % масс. |
0,1 |
0,03 |
0,02 |
4. Содержание серы в 2011 году, % масс. |
0,1/0,03 |
0,017 |
0,01 |
Для изменения сложившейся ситуации
необходимо российских нефтеперерабатывающих
заводах реализовать стратегию строительства
новых НПЗ, оптимизировать использование
мощностей действующих заводов и полностью
их реконструировать, резкое увеличение
мощностей вторичных процессов (гидрогенизационных,
каталитических процессов), повышающих
глубину переработки нефти. Максимальное
приближение производства нефтепродуктов
к потребителям и экспорту – одно из главных
условий резкого повышения эффективности
обеспечения потребителей нефтепродуктами.
Новая концепция развития нефтепереработки,
основанная на рациональном размещении
обновленных НПЗ, разделении на экспортное
и внутренне потребление, означает создание
существенно новой структуры нефтепереработки,
которая в корне должна отличаться от
ныне существующей. Для заводов существуют
планы реконструкции, как правило, в эти
планы, в первую очередь, включены комбинированные
установки по глубокой переработки нефти,
в которые входят гидрогенизационные
процессы и каталитический крекинг с микросферическим
катализатором.
Рисунок 1.1–Доли вторичных процессов
от мощности первичной переработки
нефти в среднем по России.
За 40 лет применения технологии гидроочистка
в нефтеперерабатывающей промышленности
этот процесс оказался вполне конкурентоспособным.
Он позволяет эффективно перерабатывать
дистиллятное и остаточное сырье в продукты
самого высокого качества. Доли вторичных
процессов от мощности первичной переработки
нефти Российских НПЗ представленные
в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Доли различных
видов вторичных процессов Российских
НПЗ
Город |
Мощность установок вторичных
процессов,
% от мощности первичной
переработки нефти |
Доля вторичных процессов от
мощности |
|
КК |
ТК |
ГК |
К |
Р |
Г |
Б |
|
Москва |
16,7 |
0 |
0 |
0 |
11,3 |
28,1 |
3,8 |
59,9 |
Ачинск |
|
|
|
|
14,9 |
37,1 |
6,4 |
58,4 |
Грозный |
9,9 |
6,9 |
0 |
0 |
5,1 |
10,9 |
0 |
32,8 |
Омск |
8,1 |
5,3 |
3,7 |
2,8 |
11,2 |
13,5 |
3,9 |
48,5 |
Салават |
9,6 |
4,3 |
0 |
0 |
17,3 |
65 |
0 |
96,2 |
Самара |
14,7 |
14 |
0 |
0 |
17,9 |
34,5 |
0 |
81,1 |
Уфа, НПЗ |
17,4 |
10,4 |
0 |
0 |
5,1 |
31,1 |
1,5 |
65,5 |
Уфа, НУ НПЗ |
6,7 |
16,3 |
0 |
1,9 |
11,9 |
19,5 |
0,3 |
56,6 |
Ярославль (ЯНОС) |
6,9 |
4,1 |
0 |
0 |
6,5 |
18,5 |
3,9 |
39,9 |
Уфа, НХ |
7,5 |
7,3 |
8,3 |
0 |
13,3 |
21,2 |
2,5 |
60,1 |