Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 02:56, реферат
В практике не единичны случаи, когда пожар в первоначальной стадии бывает никем не замечен, огонь распространяется на большой площади, и тогда справиться с ним очень трудно. Бывает, что признаки горения или даже небольшой очаг пожара, т. е. пожар в начальной стадии его возникновения, обнаружены, но пожарную помощь не вызывают, а пытаются справиться с очагом возгорания своими силами при помощи первичных средств пожаротушения. Это не всегда удается, и пожар может принять большие размеры. Нередко пожарную помощь вызывают со значительным опозданием, затрачивая дорогое время на выяснение причины задымления или места возникновения пожара.
Механизм прекращения горения м
Для прекращения горения необходимо выполнение хотя бы одного из следующих условий:
Таким образом, возможными принципами (способами) тушения огня могут быть:
Как правило,
процесс тушения имеет
Опасный фактор пожара (ОФП) - это фактор, воздействие которого может привести к людскому и (или) материальному ущербу. ОФП подразделяются на первичные и вторичные.
К первичным относятся:
При оценке
первичных ОФП необходимо помнить,
что основными из них являются
токсические продукты горения и
термического разложения, представляющие
собой раскаленную до 300-400°C смесь
высокотоксичных отравляющих
Динамика нарастания температуры продуктов горения при пожаре в помещении на выходе из него на высоте роста человека имеет следующие примерные параметры:
Следовательно,
предельная температура продуктов
горения достигается в
Один из важнейших ОФП - уменьшение содержания кислорода в газовой среде горящего помещения. В чистом воздухе его содержание достигает 27%. В горящем здании за счет интенсивно протекающего горения содержание кислорода значительно снижается; его опасное значение находится в пределах 17%. Это необходимо учитывать при использовании фильтрующих средств защиты органов дыхания, предназначенных для применения дежурными службами и другими лицами. То есть существует вероятность того, что человек на пожаре, защищенный, например, самоспасателем, может погибнуть не от токсических продуктов горения, а от недостатка кислорода в газовой среде горящего здания.
Тушение пожара - сложная профессиональная задача. Ее решение под силу только обученным и хорошо оснащенным пожарным подразделениям, которые всегда используют изолирующие средства защиты органов дыхания.
К вторичным ОФП можно отнести:
Первая фаза (до 10 мин.) - начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар за время примерно в 1-3 минуты и рост зоны горения в течение 5-6 минут. При этом происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючих веществ и материалов, что сопровождается обильным дымовыделением. На этой фазе очень важно обеспечить изоляцию помещения от поступления наружного воздуха, так как в некоторых случаях в герметичном помещении наступает самозатухание пожара.
Вторая фаза - стадия объемного развития пожара, занимающая по времени 30-40 минут. Характеризуется бурным процессом горения с переходом в объемное горение; процесс распространения пламени происходит дистанционно за счет передачи энергии горения на другие материалы.
Через 15-20 минут происходит разрушение остекления, резко увеличивается приток кислорода, максимальных значений достигают температура (до 800-900°C) и скорость выгорания. Стабилизация пожара при максимальных его значениях происходит на 20-25 минутах и продолжается еще 20-30 минут. При этом выгорает основная масса горючих материалов.
Третья фаза - стадия затухания пожара, т. е. догорание в виде медленного тления, после которого пожар прекращается.
Анализ динамики развития пожара позволяет сделать следующие выводы.
Технические
системы пожарной безопасности (сигнализации
и автоматического тушения
Пожарные подразделения прибывают, как правило, через 10-15 минут после вызова, т. е. через 15-20 минут после возникновения пожара, когда он принимает объемную форму и максимальную интенсивность.
Противопожарные инструктажи
Согласно Правилам пожарной безопасности все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем организации.
Для изучения правил пожарной безопасности все работники образовательных учреждений должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный.
При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:
Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и поверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.
Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:
Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.
О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда (технике безопасности).
Проведение
противопожарного инструктажа в
обязательном порядке должно сопровождаться
практическим показом способов использования
имеющихся средств
Условия возникновения пожара
Для того чтобы начался пожар, должно начаться горение горючих веществ.Горением называется реакция окисления, сопровождающаяся выделением энергии в виде тепла и света. Эта реакция идет в газовой фазе. Различные вещества имеют различную способность к горению; эта способность определяется, во-первых, их способностью окисляться, а во-вторых, - находиться в газовой фазе (для жидкостей - это способность испаряться, для твердых веществ - сублимироваться).
Наиболее распространенным окислителем является кислород воздуха, который в обычных условиях находится везде и всюду, куда проникает воздух. Поэтому важнейшим мероприятием пожарной безопасности являются меры по предотвращению контакта горючих веществ, особенно летучих горючих жидкостей, с воздухом, т.е. образования горючей среды.
Для того
чтобы горение началось, необходим
источник зажигания с определенной
энергией. Поэтому предотвращение пожара
должно достигаться не только предотвращением
образования горючей среды, но и
(или) предотвращением образования
в горючей среде (или внесения
в нее) источников зажигания. Источники
зажигания подразделяются на открытый
огонь, тепло нагревательных элементов
и приборов, электрическую энергию,
энергию механических искр, разрядов
статического электричества и молнии,
энергию процессов
На
любом производстве и в любой
организации выявлению
Помимо зажигания под воздействием внешних источников, возможно самовозгорание. Самовозгорание бывает тепловое, химическое и микробиологическое. Тепловое самовозгорание выражается в аккумуляции материалом тепла, в процессе которой происходит самовозгорание материалов. Температура самонагревания вещества является показателем пожароопасности. Для большинства горючих материалов этот показатель лежит в пределах от 80 до 150°С: для бумаги - 100°С; войлока строительного - 80°С; древесины сосновой - 80°С.
Химическое самовозгорание проявляется сразу в пламенном горении. Для органических веществ этот вид самовозгорания происходит при контакте с кислотами. Заметим, что некоторые неорганические вещества способны самовозгораться при контакте с водой (например, гидросульфат натрия).
Микробиологическое самовозгорание связано с выделением тепловой энергии микроорганизмами в процессе жизнедеятельности в питательной для них среде (сено, торф, древесные опилки и т.п.).В зависимости от вида горючего материала пожары подразделяются на классы: А - пожары твердых горючих веществ и материалов; В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов; С - пожары газов; D - пожары металлов; Е - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением; F