Инструкции по охране труда парикмахера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 02:56, реферат

Краткое описание

В практике не единичны случаи, когда пожар в первоначальной стадии бывает никем не замечен, огонь распространяется на большой площади, и тогда справиться с ним очень трудно. Бывает, что признаки горения или даже небольшой очаг пожара, т. е. пожар в начальной стадии его возникновения, обнаружены, но пожарную помощь не вызывают, а пытаются справиться с очагом возгорания своими силами при помощи первичных средств пожаротушения. Это не всегда удается, и пожар может принять большие размеры. Нередко пожарную помощь вызывают со значительным опозданием, затрачивая дорогое время на выяснение причины задымления или места возникновения пожара.

Вложенные файлы: 1 файл

Пожарная безопасность.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Механизм прекращения горения может быть естественно обусловленным, когда он реализуется без участия человека (самоликвидация горения, например, в природе). Вместе с тем знание сути механизма прекращения горения позволяет целенаправленно использовать его как при ликвидации небольших очагов горения, так и при тушении пожаров.

Для прекращения горения необходимо выполнение хотя бы одного из следующих  условий:

  • прекращение поступления в зону горения новых порций паров горючего;
  • прекращение поступления окислителя (кислорода воздуха); уменьшение теплового потока от факела пламени; уменьшение концентрации активных частиц (радикалов) в зоне горения.

Таким образом, возможными принципами (способами) тушения огня могут быть:

  • снижение температуры очага горения ниже температуры самовоспламенения или температуры вспышки горючего путем введения в пламя веществ, которые в результате испарения, сублимации или разложения забирают на себя некоторое количество теплоты (классическим веществом является вода);
  • уменьшение количества паров горючего, поступающего в зону горения, путем изоляции горючего вещества от воздействия факела очага горения (например, при помощи плотного покрывала);
  • снижение концентрации кислорода в газовой среде путем разбавления среды негорючими добавками (например, азотом, углекислым газом);
  • снижение скорости химической реакции окисления за счет связывания активных радикалов и прерывания цепной реакции горения, протекающей в пламени, путем введения специальных химически активных веществ (ингибиторов);
  • создание условий гашения пламени при прохождении его через узкие каналы между частицами огнетушащего вещества (эффект огнепреграждения);
  • срыв пламени в результате динамического воздействия струи огнетушащего вещества на очаг горения.

Как правило, процесс тушения имеет комбинированный  характер. Так, пена оказывает изолирующее  и охлаждающее воздействие, порошковые составы обладают ингибирующим, огнепреграждающим и динамическим действием.

Опасный фактор пожара (ОФП) - это фактор, воздействие которого может привести к людскому и (или) материальному ущербу. ОФП подразделяются на первичные и вторичные.

К первичным относятся:

  • пламя и искры;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • токсичные продукты горения и термического разложения;
  • дым;
  • пониженная концентрация кислорода.

При оценке первичных ОФП необходимо помнить, что основными из них являются токсические продукты горения и  термического разложения, представляющие собой раскаленную до 300-400°C смесь  высокотоксичных отравляющих веществ, парализующих органы дыхания человека за один-два вдоха. Статистика гибели людей на пожарах за 2003 г. показывает, что 77,7% погибших были поражены именно этим ОФП, а в среднем за предыдущие годы этот показатель держится на уровне 80%. При этом следует иметь в виду, что предельно допустимая повышенная температура окружающей среды также нормируется и составляет для человека 70°C.

Динамика нарастания температуры  продуктов горения при пожаре в помещении на выходе из него на высоте роста человека имеет следующие примерные параметры:

  • в течение первой минуты - примерно до 160°C;
  • в течение второй минуты - примерно до 350°C.

Следовательно, предельная температура продуктов  горения достигается в помещении  примерно за 2 минуты, что необходимо учитывать при эвакуации учащихся.

Один  из важнейших ОФП - уменьшение содержания кислорода в газовой среде  горящего помещения. В чистом воздухе  его содержание достигает 27%. В горящем  здании за счет интенсивно протекающего горения содержание кислорода значительно  снижается; его опасное значение находится в пределах 17%. Это необходимо учитывать при использовании  фильтрующих средств защиты органов  дыхания, предназначенных для применения дежурными службами и другими  лицами. То есть существует вероятность  того, что человек на пожаре, защищенный, например, самоспасателем, может погибнуть не от токсических продуктов горения, а от недостатка кислорода в газовой среде горящего здания.

Тушение пожара - сложная профессиональная задача. Ее решение под силу только обученным и хорошо оснащенным пожарным подразделениям, которые всегда используют изолирующие средства защиты органов дыхания.

К вторичным ОФП можно отнести:

  • осколки, части разрушающихся механизмов, конструкций зданий и т. д.;
  • токсические вещества и материалы из разрушенных механизмов и агрегатов;
  • электрическое напряжение, вследствие потери изоляции токоведущими частями механизмов;
  • опасные факторы взрыва, возникающие в результате пожара; огнетушащие вещества.
  • В динамике развития пожара выделяют несколько основных фаз.

Первая  фаза (до 10 мин.) - начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар за время примерно в 1-3 минуты и рост зоны горения в течение 5-6 минут. При этом происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючих веществ и материалов, что сопровождается обильным дымовыделением. На этой фазе очень важно обеспечить изоляцию помещения от поступления наружного воздуха, так как в некоторых случаях в герметичном помещении наступает самозатухание пожара.

Вторая  фаза - стадия объемного развития пожара, занимающая по времени 30-40 минут. Характеризуется  бурным процессом горения с переходом  в объемное горение; процесс распространения  пламени происходит дистанционно за счет передачи энергии горения на другие материалы.

Через 15-20 минут происходит разрушение остекления, резко увеличивается приток кислорода, максимальных значений достигают температура (до 800-900°C) и скорость выгорания. Стабилизация пожара при максимальных его значениях  происходит на 20-25 минутах и продолжается еще 20-30 минут. При этом выгорает основная масса горючих материалов.

Третья  фаза - стадия затухания пожара, т. е. догорание в виде медленного тления, после которого пожар прекращается.

Анализ  динамики развития пожара позволяет  сделать следующие выводы.

Технические системы пожарной безопасности (сигнализации и автоматического тушения пожара) должны сработать до достижения максимальной интенсивности горения, а лучше - в начальной стадии пожара. Это  позволит руководителю образовательного учреждения иметь запас времени, чтобы организовать мероприятия  по защите людей.

Пожарные  подразделения прибывают, как правило, через 10-15 минут после вызова, т. е. через 15-20 минут после возникновения пожара, когда он принимает объемную форму и максимальную интенсивность.

Противопожарные инструктажи

Согласно  Правилам пожарной безопасности все  работники организаций должны допускаться  к работе только после прохождения  противопожарного инструктажа, а при  изменении специфики работы проходить  дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем организации.

Для изучения правил пожарной безопасности все работники  образовательных учреждений должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный.

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:

  • общие меры пожарной безопасности;
  • возможные причины возникновения пожаров и меры по их предотвращению;
  • практические действия в случае возникновения пожара.

Вводный инструктаж допускается проводить  одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и поверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

  • с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;
  • с образцами всех имеющихся в образовательном учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации  инструктажей по охране труда (технике  безопасности).

Проведение  противопожарного инструктажа в  обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования  имеющихся средств пожаротушения.

Условия возникновения  пожара

Для того чтобы начался пожар, должно начаться горение горючих веществ.Горением называется реакция окисления, сопровождающаяся выделением энергии в виде тепла и света. Эта реакция идет в газовой фазе. Различные вещества имеют различную способность к горению; эта способность определяется, во-первых, их способностью окисляться, а во-вторых, - находиться в газовой фазе (для жидкостей - это способность испаряться, для твердых веществ - сублимироваться).

Наиболее  распространенным окислителем является кислород воздуха, который в обычных  условиях находится везде и всюду, куда проникает воздух. Поэтому важнейшим  мероприятием пожарной безопасности являются меры по предотвращению контакта горючих  веществ, особенно летучих горючих  жидкостей, с воздухом, т.е. образования  горючей среды.

Для того чтобы горение началось, необходим  источник зажигания с определенной энергией. Поэтому предотвращение пожара должно достигаться не только предотвращением  образования горючей среды, но и (или) предотвращением образования  в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Источники  зажигания подразделяются на открытый огонь, тепло нагревательных элементов  и приборов, электрическую энергию, энергию механических искр, разрядов статического электричества и молнии, энергию процессов саморазогревания веществ и материалов (самовозгорание) и т.п.

На  любом производстве и в любой  организации выявлению имеющихся  и потенциальных источников зажигания  должно быть уделено особое внимание. Наиболее часто источником зажигания  служит открытый огонь, например, при  сварочных работах, или перегрев неисправной электрической проводки.

Помимо  зажигания под воздействием внешних  источников, возможно самовозгорание. Самовозгорание бывает тепловое, химическое и микробиологическое. Тепловое самовозгорание выражается в аккумуляции материалом тепла, в процессе которой происходит самовозгорание материалов. Температура  самонагревания вещества является показателем  пожароопасности. Для большинства горючих материалов этот показатель лежит в пределах от 80 до 150°С: для бумаги - 100°С; войлока строительного - 80°С; древесины сосновой - 80°С.

Химическое  самовозгорание проявляется сразу  в пламенном горении. Для органических веществ этот вид самовозгорания происходит при контакте с кислотами. Заметим, что некоторые неорганические вещества способны самовозгораться  при контакте с водой (например, гидросульфат натрия).

Микробиологическое  самовозгорание связано с выделением тепловой энергии микроорганизмами в процессе жизнедеятельности в  питательной для них среде (сено, торф, древесные опилки и т.п.).В зависимости от вида горючего материала пожары подразделяются на классы: А - пожары твердых горючих веществ и материалов; В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов; С - пожары газов; D - пожары металлов; Е - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением; F


Информация о работе Инструкции по охране труда парикмахера