Конституционные основы судебной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Конституционные принципы правосудия.
2. Конституционный суд РФ.
3. Судебная система РФ. Её структура.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик суды.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Тобольский

                         факультет заочного обучения

                      Тюменского юридического института

                                 МВД России

 

 

 

                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

            по: Конституционному праву

 

           тема: Конституционные основы судебной  власти Российской

                    Федерации

 

 

 

                                   Вариант № 19

                                                              Выполнил:

                                   слушатель Чупахин Владимир Николаевич, 2

                                   группа 1 курс.

                                   Служебный адрес: 6629850

                                   ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале,

                                   ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68

                                   Зачетная книжка № 1599.

 

 

 

                            г. Тобольск 2000 год.

 

План работы:

 

    1. Конституционные принципы правосудия.

    2. Конституционный суд РФ.

    3. Судебная система РФ. Её структура.

 

 

 

                   1.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ.

 

 

 

Так как  в соответствии с основами конституционного строя Российской

Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются

самостоятельными.

Судебная  власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства. Ст. 118 Конституции РФ

закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается

Конституцией  РФ и федеральным конституционным  законом. Создание

чрезвычайных  судов не допускается.

В систему  органов правосудия Российской Федерации  входят: Конституционный

Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации. В систему  органов правосудия входят и

военные суды.

В гл.7 Конституции  РФ закреплены основы правового статуса  судей, единые для

всех органов правосудия. Судьями  могут быть граждане Российской Федерации,

достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое  образование и стаж работы по

юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть

установлены дополнительные требования к судьям.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда

назначаются Советом Федерации  по представлению Президента Российской

Федерации. Судьи других федеральных  судов назначаются Президентом

Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128

Конституции РФ).

В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса

судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.

Согласно ст. 120 Конституции «суды  независимы и подчиняются только

Конституции Российской Федерации  и федеральному закону». Суд, установив  при

рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа

закону, принимает решение в  соответствии с законом.

В Конституции РФ закреплен принцип  несменяемости судей. Полномочия судьи

могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке,

определяемом федеральным законом.

В соответствии со ст. 123 Конституции  РФ разбирательство дел во всех судах

открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,

предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных  дел

в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия

сторон. В случаях, предусмотренных  федеральным законом, судопроизводство

осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и  должно

обеспечивать возможность полного  и независимого осуществления правосудия в

соответствии с федеральным  законом.

Ряд принципиальных положений, относящихся  к осуществлению правосудия,

содержится в нормах гл.2 Конституции  РФ «Права и свободы человека и

гражданина». К их числу можно  отнести закрепление: равенства  перед законом

и судом (ст.19); права на жизнь и  исключительный характер смертной казни

(ст.20); охраны достоинства личности и запрета на пытки, насилие, жестокое

и унижающее человеческое достоинство  обращение или наказание (ст.21); права

на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); неприкосновенности жилища

(ст.25); охраны права частной собственности  (ст.35); государственной защиты

прав и свобод (ст.45); судебной защиты прав и свобод (ст.46); права на

рассмотрение дела в том судье  и тем судьей, к подсудности  которых оно

отнесено законом (ст.47); права на гарантированную квалифицированную

юридическую помощь (ст.48); права на помощь адвоката с момента задержания,

заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48); презумпции

невиновности (ст.49); запрета на повторное  осуждение за одно и тоже

преступление; запрета на использование  доказательств, полученных с

нарушением федерального закона; права на пересмотр приговора вышестоящим

судом, а также права на помилование  или смягчение наказания (ст.50);

положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя,

супруга и близких родственников (ст.51); права потерпевших на защиту от

преступлений и злоупотреблений  властью и компенсацию причиненного ущерба

(ст.52); права на возмещение вреда  (ст.53); запрета обратной силы закона,

устанавливающего или отягчающего  ответственность (ст.54) и др. Вопросы

организации судебной власти и осуществления правосудия регулируются

федеральными законами.

 

 

 

2. ПОЛНОМОЧИЯ,  СОСТАВ,  ПОРЯДОК   ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА  РФ

 

      Полномочия, порядок  образования и деятельности Конституционного  Суда

РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным

Конституционным законом о Конституционном  Суде РФ от 21 июля 1994г.)

 

ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

 

      В целях защиты  основ конституционного строя,  основных прав и свобод

человека и гражданина, обеспечения  верховенства и прямого действия

Конституции РФ на всей территории Конституционный  суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии  Конституции РФ:

  а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета

Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

  б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных

актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов

государственной власти РФ и совместному  ведению органов государственной

власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ;

  в) договоров между органами  государственной власти РФ и  органами

государственной власти субъектов  РФ, договоров между органами

государственной власти субъектов  РФ;

  г) не вступивших в силу  международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

  а) между федеральными органами  государственной власти;

  б) между органами государственной  власти РФ и органами государственной

власти РФ;

  в) между высшими государственными  органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения  конституционных прав и свобод граждан и по

запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или

подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции  РФ;

5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения

обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного

тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  РФ,

Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может

также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в

соответствии со статьей 11 Конституции  РФ договорами о разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и

органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не

противоречат его юридической  природе и предназначению в качестве судебного

органа конституционного контроля.

      Конституционный  Суд РФ решает исключительно  вопросы права.

Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства

воздерживается от установления и  исследования фактических обстоятельств  во

всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или  иных органов.

 

      Полномочия Конституционного  Суда РФ не ограничены определенным

сроком.

      Если провести  сравнительный анализ полномочий  Конституционного Суда

РФ по законодательству 1991 г. и его  полномочий по Федеральному закону 1994

г. можно сделать вывод, что сузилась сфера контроля Конституционного Суда

за актами исполнительной власти. Изъята, содержавшаяся в ст.165 Конституции

РФ (ред. 21.04.92) норма о разрешении Конституционным Судом РФ дел  о

конституционности не только актов  Президента, правительства и т.д., но

наряду с ними и актов "федеральных  органов исполнительной власти", что

давало основания говорить об ориентации судебного конституционного контроля

и на акты министерств, ведомств, и  т.д. В то же время это ограничение  сферы

юрисдикции Конституционного Суда может быть оценено как "работающее" не

только на его деполитизацию, но прежде всего - его разгрузку с целью

эффективной работы по иным основным направлениям. Во-вторых конституционный

контроль актов федеральных  органов ограничен актами высших звеньев

законодательной и исполнительной ветвей власти и актов главы  государства. В

отличие от унитарных европейских  стран сфера юрисдикции Конституционного

Суда РФ не распространяется на акты местного самоуправления. В том числе  и

в проекте Закона РФ "Об общих  принципах организации местного самоуправления

в РФ " соответствующие вопросы отнесены к общему судебному порядку (ст.46.2

проекта). Акты субъектов федерации  требуют особого анализа. Говоря о

перечне актов, хотелось бы обратить внимание на нерешенность вопроса о

федеральных конституционных законах - новой разновидности законов в РФ,

впервые предусмотренной Конституцией 1993 г. Являются ли они объектами

охраны Конституционным Судом  либо объектами проверки в Конституционном

Суде, т.е. конституционно-контрольной  экспертизы? Как известно, по своей

юридической силе (процедуре принятия) они весьма близки, но полностью не

совпадают с законами об изменении  и дополнении Конституции. Затрагивая тему

о перечне актов хотелось бы остановиться и на проблеме предварительного

конституционного контроля. Специфика  России не просто в сдержанном, но и в

отрицательном отношении к проектам нормативных актов. В новом Законе о

Конституционном Суде проекты актов  не упоминаются в перечне подлежащих

проверке в Конституционном  Суде. А в прежнем законе 1991 г. содержался

прямой запрет на такое полномочие. В ст.32.6 говорилось, что

Конституционный суд не вправе осуществлять предварительный контроль и

рецензирование проектов договоров  и нормативных актов, высказывать  суждения

о конституционности неподписанных  договоров, непринятых нормативных  актов и

т.д. Это одно из немногих своеобразий, которые должны быть учтены как

корректирующие к общему выводу о предельно широком круге  актов, могущих

стать объектами проверок в Конституционном  Суде РФ.

      Закон о Конституционном  Суде РФ более ясно и детально  урегулировал

вопросы касающиеся дел о конституционности  законов по жалобам на нарушения

конституционных прав и свобод граждан. Данное полномочие суда имеет

важнейшее значение в деле правовой защиты личности. Положения предыдущего

акта, касающиеся конституционности правоприменительной практики, связанной

с деятельностью суда по охране конституционных  прав и свобод граждан были

весьма сложны и заюридизированы. Значительно упрощена ныне и процедура

возбуждения такого рода дел. Жалобы на нарушения конституционных прав и

свобод граждан могут быть индивидуальными  или коллективными. Они

допускаются при двух условиях: если закон затрагивает конституционные  права

и свободы граждан: если закон применен или подлежит применению в конкретном

деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, или ином органе,

применяющем такой Закон. Налицо преодоление  ранее существовавшего

положения, когда гражданин, чьи  права нарушены, перед обращением в

Конституционный Суд должен был  пройти множество инстанций. Важное значение

имеют и предусмотренные последствия принятия жалобы к рассмотрению. Прежде

Информация о работе Конституционные основы судебной власти Российской Федерации