Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:12, контрольная работа
1. Конституционные принципы правосудия.
2. Конституционный суд РФ.
3. Судебная система РФ. Её структура.
Тобольский
факультет заочного обучения
Тюменского юридического
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по: Конституционному праву
тема:
Конституционные основы
Федерации
г. Тобольск 2000 год.
План работы:
1. Конституционные принципы
2. Конституционный суд РФ.
3. Судебная система РФ. Её структура.
1.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ
Так как в соответствии с основами конституционного строя Российской
Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются
самостоятельными.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства. Ст. 118 Конституции РФ
закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается
Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание
чрезвычайных судов не допускается.
В систему органов правосудия Российской Федерации входят: Конституционный
Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации. В систему органов правосудия входят и
военные суды.
В гл.7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для
всех органов правосудия. Судьями могут быть граждане Российской Федерации,
достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по
юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть
установлены дополнительные требования к судьям.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда
назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской
Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом
Российской Федерации в
Конституции РФ).
В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса
судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.
Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при
рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа
закону, принимает решение в соответствии с законом.
В Конституции РФ закреплен принцип несменяемости судей. Полномочия судьи
могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке,
определяемом федеральным
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах
открытое. Слушание дела в закрытом
заседании допускается в
предусмотренных федеральным законом.
Заочное разбирательство
в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Судопроизводство
сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство
осуществляется с участием присяжных заседателей.
Финансирование судов
обеспечивать возможность
соответствии с федеральным законом.
Ряд принципиальных положений, относящихся к осуществлению правосудия,
содержится в нормах гл.2 Конституции РФ «Права и свободы человека и
гражданина». К их числу можно отнести закрепление: равенства перед законом
и судом (ст.19); права на жизнь и исключительный характер смертной казни
(ст.20); охраны достоинства личности и запрета на пытки, насилие, жестокое
и унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ст.21); права
на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); неприкосновенности жилища
(ст.25); охраны права частной
прав и свобод (ст.45); судебной защиты прав и свобод (ст.46); права на
рассмотрение дела в том судье и тем судьей, к подсудности которых оно
отнесено законом (ст.47); права на
гарантированную
юридическую помощь (ст.48); права на помощь адвоката с момента задержания,
заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48); презумпции
невиновности (ст.49); запрета на повторное осуждение за одно и тоже
преступление; запрета на использование доказательств, полученных с
нарушением федерального закона; права на пересмотр приговора вышестоящим
судом, а также права на помилование или смягчение наказания (ст.50);
положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя,
супруга и близких родственников (ст.51); права потерпевших на защиту от
преступлений и
(ст.52); права на возмещение вреда (ст.53); запрета обратной силы закона,
устанавливающего или
организации судебной власти и осуществления правосудия регулируются
федеральными законами.
2. ПОЛНОМОЧИЯ, СОСТАВ, ПОРЯДОК
ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
Полномочия, порядок
образования и деятельности
РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным
Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.)
ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод
человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия
Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов,
Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти РФ и совместному
ведению органов
власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, договоров между органами
государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными
б) между органами
власти РФ;
в) между высшими
3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по
запросам судов проверяет
подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении
установленного порядка
обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7) осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему
Федеративным договором и
также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в
соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не
противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного
органа конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства
воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во
всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Полномочия Конституционного
Суда РФ не ограничены определе
сроком.
Если провести
сравнительный анализ
РФ по законодательству 1991 г. и его полномочий по Федеральному закону 1994
г. можно сделать вывод, что сузилась сфера контроля Конституционного Суда
за актами исполнительной власти. Изъята, содержавшаяся в ст.165 Конституции
РФ (ред. 21.04.92) норма о разрешении Конституционным Судом РФ дел о
конституционности не только актов Президента, правительства и т.д., но
наряду с ними и актов "федеральных органов исполнительной власти", что
давало основания говорить об ориентации судебного конституционного контроля
и на акты министерств, ведомств, и т.д. В то же время это ограничение сферы
юрисдикции Конституционного Суда может быть оценено как "работающее" не
только на его деполитизацию, но прежде всего - его разгрузку с целью
эффективной работы по иным основным направлениям. Во-вторых конституционный
контроль актов федеральных органов ограничен актами высших звеньев
законодательной и исполнительной ветвей власти и актов главы государства. В
отличие от унитарных европейских стран сфера юрисдикции Конституционного
Суда РФ не распространяется на акты местного самоуправления. В том числе и
в проекте Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ " соответствующие вопросы отнесены к общему судебному порядку (ст.46.2
проекта). Акты субъектов федерации требуют особого анализа. Говоря о
перечне актов, хотелось бы обратить внимание на нерешенность вопроса о
федеральных конституционных законах - новой разновидности законов в РФ,
впервые предусмотренной Конституцией 1993 г. Являются ли они объектами
охраны Конституционным Судом либо объектами проверки в Конституционном
Суде, т.е. конституционно-контрольной экспертизы? Как известно, по своей
юридической силе (процедуре принятия) они весьма близки, но полностью не
совпадают с законами об изменении и дополнении Конституции. Затрагивая тему
о перечне актов хотелось бы остановиться и на проблеме предварительного
конституционного контроля. Специфика России не просто в сдержанном, но и в
отрицательном отношении к проектам нормативных актов. В новом Законе о
Конституционном Суде проекты актов
не упоминаются в перечне
проверке в Конституционном Суде. А в прежнем законе 1991 г. содержался
прямой запрет на такое полномочие. В ст.32.6 говорилось, что
Конституционный суд не вправе осуществлять предварительный контроль и
рецензирование проектов договоров и нормативных актов, высказывать суждения
о конституционности
т.д. Это одно из немногих своеобразий, которые должны быть учтены как
корректирующие к общему выводу о предельно широком круге актов, могущих
стать объектами проверок в Конституционном Суде РФ.
Закон о Конституционном Суде РФ более ясно и детально урегулировал
вопросы касающиеся дел о конституционности законов по жалобам на нарушения
конституционных прав и свобод граждан. Данное полномочие суда имеет
важнейшее значение в деле правовой защиты личности. Положения предыдущего
акта, касающиеся конституционности правоприменительной практики, связанной
с деятельностью суда по охране конституционных прав и свобод граждан были
весьма сложны и заюридизированы. Значительно упрощена ныне и процедура
возбуждения такого рода дел. Жалобы на нарушения конституционных прав и
свобод граждан могут быть индивидуальными или коллективными. Они
допускаются при двух условиях: если
закон затрагивает
и свободы граждан: если закон применен или подлежит применению в конкретном
деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, или ином органе,
применяющем такой Закон. Налицо преодоление ранее существовавшего
положения, когда гражданин, чьи права нарушены, перед обращением в
Конституционный Суд должен был пройти множество инстанций. Важное значение
имеют и предусмотренные последствия принятия жалобы к рассмотрению. Прежде
Информация о работе Конституционные основы судебной власти Российской Федерации