Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:12, контрольная работа
1. Конституционные принципы правосудия.
2. Конституционный суд РФ.
3. Судебная система РФ. Её структура.
решение.
Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для
его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры,
отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно
происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная
их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.
Краеугольным камнем всех судебных процедур являются гласность,
коллегиальность (с некоторыми исключениями) , возможность участия
представителей народа в вынесении решений, равноправие сторон, участвующих
в разбирательстве дел, и ряд других, о которых речь будет ниже.
Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры
(регламенты, существующие кое-где
в исполнительных органах
решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая
характерна для судебных процедур.
К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур
осуществления судебной власти, которые принято именовать видами
судопроизводства. К ним относятся:
. конституционное судопроизводство;
. гражданское судопроизводство;
. арбитражное судопроизводство;
. уголовное судопроизводство;
. административное
Каждое из этих
законодательным актом — Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и
КоАП. Изучению названных видов судопроизводства и законодательных актов,
регламентирующих их, посвящены
специальные учебные
преподаваемые на старших курсах юридических вузов.
Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную
в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и
целями.
Основополагающим актом, определяющим в общих Чертах суть российской
судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности,
сказано:
“I. Правосудие в Российской
Федерации осуществляется
3. Судебная система Российской
Федерации устанавливается
Российской федерации и
чрезвычайных судов не допускается”.
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное
значение имеют также
определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а
вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих
статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его
задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать
конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое
место. Как будет видно по материалу
соответствующей главы
напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные суды и
другие подобные органы субъектов Федерации, хотя его решения могут иметь
существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на
судебную практику.
Что касается Верховного
Суда РФ и Высшего
которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место, У
них есть свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют
судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам
судебной практики.
В наши дни структура
всей судебной системы, в
может быть определена на основе анализа не только положений Конституции РФ,
приведенных выше, но и ряда других законодательных актов: Закона о
судоустройстве. Закона об арбитражных судах, Положения о военных
трибуналах, а также некоторых постановлений Верховного Совета РФ,
касающихся реорганизации
Из приведенных конституционных положений и положений названных
законодательных актов можно сделать по крайней мере два вывода. Они
говорят, во-первых, о том, что правосудие должно осуществляться только
судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то
иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные
органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых
присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд,
Международный коммерческий арбитражный суд. Судебная палата по
информационным спорам), не относятся к числу органов судебной власти,
реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный
контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.
Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность
судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них
входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и суды общей
юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в
третью— Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Наибольшее количество судов входит во второй блок. В ст. 126
Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с
Верховным Судом РФ причисляются Верховные суды республик, краевые,
областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной
области и автономных округов, районные (городские) народные суды (см.
сноску на с. 85). В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего
большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими
или гражданскими судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют
военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку им
подведомственны, как будет подробно показано ниже, только такие дела,
которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих, Вооруженных Сил
и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из
военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов,
видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии — одного из
основных подразделений
В третий блок включены федеральные арбитражные суды округов и
арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды
республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, и автономных округов). Возглавляет этот блок Высший Арбитражный
Суд РФ.
Конституционный Суд
РФ занимает обособленное
судебной системе. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого
суда свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет
надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает
ни в коей мере за конституционными судами и подобными органами субъектов
Федерации.
Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. До этого
после судебной реформы, состоявшейся в 1922-1924 годах, она выглядела
значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех
уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15
декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об
образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 года — арбитражных
судов. 28 декабря 1991 года принято Постановление Президиума Верховного
Совета РСФСР “О военно-судебных органах, дислоцированных на территории
РСФСР”, в соответствии с которым эти органы, бывшие до тех пор судами Союза
ССР, перешли под юрисдикцию России. Другими словами, в нынешнем виде
российская судебная система в целом существует с начала 1992 года, хотя в
нее и внесены некоторые уточнения
(подвергнуты корректировке
некоторых судов, а также структура подсистемы арбитражных судов).
При освоении материала об устройстве судебных систем вообще, а не
только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих
понятиях. К понятиям такого рода относятся прежде всего понятия “звено
судебной системы” и “судебная инстанция”.
Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными
полномочиями.
По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев
(уровней):
. основное звено— районные (городские, межмуниципальные) народные суды;
. среднее звено — Верховные
суды республик, краевые,
городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и
автономных округов;
. высшее звено — Верховный Суд РФ.
Подобным образом
. основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;
. среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и
групп войск;
. высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.
С 1 июля 1995 года стала
трехзвенной и подсистема
(до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:
. основное звено — арбитражные
суды субъектов Российской
перечислены выше в данном параграфе учебника);
. среднее звено — федеральные
арбитражные суды округов (
образовано десять);
. высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.
Судебной инстанцией
считается суд (или его
выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных
дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и
обоснованности этих решений).
Судом первой инстанции
называют суд, который
решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного
дела. По уголовным делам это вопросы о виновности или невиновности
подсудимого в совершении преступления и о применении или неприменении
уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо
дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности
предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны
наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций
могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий.
Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано
право быть судами первой инстанции.
Содержание компетенции всех судов первой инстанции более или менее
четко определено в действующем законодательстве.
Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и
обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в
законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут
выступать все суды, кроме судов основного звена. В подсистеме арбитражных
судов функции кассационных инстанций
выполняют федеральные
округов (как будет показано ниже, в главе IX учебника, данная функция этих
судов отличается существенным своеобразием). В общих судах среднего и
высшего уровня образуются кассационные коллегии. Проверку законности
приговоров, вынесенных с участием присяжных и не вступивших в законную
силу, осуществляет кассационная палата, образуемая в составе Судебной
коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. Им обозначаются
подразделения судов, наделенные правом проверять законность и
обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную
силу. В системе общих судов в таком качестве могут выступать президиумы
судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ. Для
военных судов такой инстанцией могут быть суды среднего звена (в их составе
президиумов нет). Военная коллегия Верховного Суда РФ, а для арбитражных
судов — Президиум Высшего
После принятия Закона об
российской судебной системе вновь стал известен термин “апелляционная
инстанция”. Пока что такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных
судов. По закону под ними понимаются суды, уполномоченные повторно и в
полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в
законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную
жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по
существу и по его итогам выносится новое, решение. Такую функцию могут
выполнять только арбитражные суды субъектов Российской Федерации в
отношении решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.
Вышестоящей инстанцией или
занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду. Пользуются
также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин
является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного
Суда РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юр. лит., 1994г.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. «Юридическая литература».
Информация о работе Конституционные основы судебной власти Российской Федерации