Лекции по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 02:31, курс лекций

Краткое описание

Кроме лицензии, для ведения предпринимательства в торговой деятельности - розничной и оптовой торговли, деятельности в торгово-производственной (общепит) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек, - деятельности по обмену наличных валютных ценностей, а также деятельности по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, необходимо получить торговый патент (порядок получения патента определяется Законом "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности").

Содержание

1.Лицензирование хозяйственной деятельности в Украине осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности.
2. Патентование предпринимательской деятельности
3. Специальные режимы хозяйствования - Законодательство и право
5. Формы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов

Вложенные файлы: 1 файл

bader_1.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

1.Лицензирование хозяйственной  деятельности в Украине осуществляется  в соответствии с Законом о  лицензировании определённых видов  хозяйственной деятельности. Лицензированию, в соответствии со специальными  законами и согласно статье 9 вышеупомянутого  Закона, подлежат следующие виды хозяйственной деятельности:  
 
1) банковская деятельность; 
2) профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;  
3) по предоставлению финансовых услуг;  
4) внешнеэкономическая деятельность;  
5) деятельность в отрасли телевидения и радиовещания;  
6) деятельность в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии;  
7) деятельность в сфере образования;  
8) деятельность в сфере интеллектуальной собственности;  
9) производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями;  
10) деятельность в сфере телекоммуникаций;  
11) строительная деятельность.  
 
Существует перечень и иных видов (всего 41) хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию согласно вышеупомянутого закона. 
 
 
Документы, которые подаются органу лицензирования для получения лицензии. 
 
Субъект хозяйствования, который намеревается осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, лицензирующийся лично или через уполномоченный им орган или лицо, должен обращаться в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца для предоставления юридических услуг о выдаче лицензии. 
 
Так в заявлении о выдаче лицензии должны содержаться следующие данные: 
    1) сведения о субъекте хозяйствования - заявителе: 
наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код, - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер физ. лица - налогоплательщика и других обязательных платежей, - для физического лица; 
    2) вид хозяйствования, (полностью или частично), на осуществление которого заявитель намеревается получить лицензию.  
 
В случае наличия у заявителя филий или представительств, которые будут осуществлять хозяйственную деятельность на основании полученной лицензии, в заявлении отмечается их местонахождение. К заявлению о выдаче лицензии добавляется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. 
 
Для отдельных видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, к заявлению о выдаче лицензии также добавляются документы, исчерпывающий перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины по предоставлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования. 
 
Органу лицензирования запрещается требовать от субъектов ведения хозяйства другие документы, не указанные Законе, кроме документов, предусмотренных частью пятой вышеуказанного закона. Заявление о выдаче лицензии и документах, которые добавляются к ней, принимаются за описанием, копия которого выдается заявителю с отметкой о дате принятия документов органом лицензирования и подписью ответственного лица. 
 
Заявление о выдаче лицензии не рассматривается, если: 
    • заявление с подписью лица, которое не имеет на то полномочий; 
    • если документация оформлена с нарушением требований закона о лицензировании. 
 
О лишении заявления без рассмотрения, заявителю сообщается в письменной форме, в которой указывается основания для оставления заявления о выдаче лицензии без рассмотрения. 
 
Если причины которые были основанием для вынесения решения об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения, были устранены,  заявитель может повторно подать заявление о выдаче лицензии, которая будет рассматривается в порядке, установленном  Законом.  
 
В случае внедрения лицензирования нового вида хозяйственной деятельности субъект ведения хозяйствования, который осуществляет эту хозяйственную деятельность, обязан подать в течение 30 рабочих дней со дня определения органа лицензирования заявление и соответствующую документацию, для получения лицензии на осуществление этого вида хозяйственной деятельности.  
 
Лицензия в даном случае выдается в порядке, определенном вышеуказанным Законом. Отсутствие лицензионных условий на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, относительно которого внедряется лицензирование, не является основанием для отказа в выдаче лицензии.

 

2. Патентование предпринимательской деятельности

Кроме лицензии, для ведения предпринимательства в торговой деятельности - розничной и оптовой торговли, деятельности в торгово-производственной (общепит) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек, - деятельности по обмену наличных валютных ценностей, а также деятельности по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, необходимо получить торговый патент (порядок получения патента определяется Законом "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности").

Для получения торгового  патента Вам необходимо представить  в налоговые органы по месту проведения предпринимательской деятельности соответствующую заявку.

Заявка на приобретение торгового  патента должна содержать следующие реквизиты:

  • наименование субъекта предпринимательской деятельности;
  • извлечение из учредительных документов о юридическом адресе субъекта предпринимательской деятельности, а в случае, если патент приобретается для структурного (отдельного) подразделения, с указанием этого места;
  • вид предпринимательской деятельности, осуществление которого требует приобретения торгового патента;
  • наименование документа о полной либо частичной оплате стоимости торгового патента.

Установление любых дополнительных условий для приобретения торгового патента не разрешается.

Торговый патент выдается за плату субъектам предпринимательской  деятельности государственными налоговыми органами по месту расположения этих субъектов или месту расположения их структурных (отдельных) подразделений, субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность либо предоставляющих бытовые услуги (кроме передвижной торговой сети), - по месту расположения пункта продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг, а субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговлю через передвижную торговую сеть, - по месту регистрации этих субъектов.

Пунктами продажи товаров  в соответствии с упомянутым Законом  считаются:

  • магазины и другие торговые точки, находящиеся в отдельных помещениях, строениях либо их частях и имеющие торговый зал для покупателей либо использующие для торговли его часть;
  • киоски, палатки и другие малые архитектурные формы, занимающие отдельные помещения, но не имеют встроенного торгового зала для покупателей;
  • автомагазины, развозки и иные виды передвижной торговой сети;
  • лотки, прилавки и иные виды торговых точек в отведенных для розничной торговли местах, кроме тех, которые сдаются в аренду субъектам предпринимательской деятельности - физическим лицам и расположенные на территории рынков, созданных по решению органов местного самоуправления;
  • стационарные, малогабаритные и передвижные автозаправочные станции, заправочные пункты, осуществляющие торговлю нефтепродуктами и сжатым газом,
  • фабрики-кухни, столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты, открытые летние площадки, киоски и другие пункты общественного питания,
  • оптовые базы, склады-магазины или другие помещения, используемые для осуществления оптовой торговли за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.

В случае, если субъект предпринимательской  деятельности имеет структурные (отдельные) подразделения, торговый патент приобретается  отдельно для каждого структурного (отдельного) подразделения (торговой точки).

Стоимость торгового патента  для осуществления торговой деятельности устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от местонахождения пункта продажи  товаров и ассортиментного перечня  товаров. В случае, если пункты продажи  товаров расположены в курортных местностях или же на территориях, прилегающих к таможням, иным пунктам перемещения через таможенную границу, органы местного самоуправления, в бюджеты которых направляется плата за торговый патент, могут принять решение об увеличении платы за торговый патент, но не более 320 гривень за календарный месяц.

Срок действия торгового  патента на осуществление торговой деятельности составляет 12 календарных  месяцев. Срок действия краткосрочного торгового патента на осуществление  торговой деятельности составляет от 1 до 15 дней.

Без приобретения торгового  патента субъекты предпринимательской  деятельности или их структурные  подразделения осуществляют торговую деятельность хлебом и хлебобулочными изделиями, солью, сахаром, маслом подсолнечным и кукурузным, молоком и молочными продуктами, мороженым, яйцами, рыбой, продуктами детского питания, безалкогольными напитками, говядиной, свининой, плодоовощной продукцией и некоторыми другими видами товаров отечественного производства. Имеется перечень товаров, предусмотренных для реализации в льготном торговом патенте (размер платы за льготный патент составляет 25 грн. на весь срок его действия). Кроме того, самостоятельно субъект предпринимательской деятельности может принять решение о приобретении специального торгового патента, при этом он не уплачивает ряд налогов, определенных Законом Украины от 10.02.1998 № 102/98-ВР.

С порядком приобретения торгового  патента на осуществление иных видов  деятельности можно ознакомиться в  Законах Украины ""О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.1996 №98/96-ВР и "О внесении изменений в Закон Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 10.02.1998 №102/98-ВР.

 

 

3.

Раздел VІІІ: Специальные  режимы хозяйствования - Законодательство и право


Глава 39: СПЕЦИАЛЬНЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 
 
Статья 401. Определение специальной (свободной) экономической зоны 
 
1. Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и прочие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов. 
2. Специальные (свободные) экономические зоны создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использование, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрение новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшение использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины. 
 
Статья 402. Территория и статус специальной (свободной) экономической зоны 
 
1. Территория и статус специальной (свободной) экономической зоны, в том числе срок, на который она создается, определяются отдельным законом для каждой специальной (свободной) экономической зоны. 
 
Статья 403. Типы специальных (свободных) экономических зон 
 
1. На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парк, технополіси, комплексные производственные зоны, туристично-рекреаційні, страхов, банковские и т.п.. Отдельные экономические зоны могут объединять в себе функции, присущий разным типам специальных (свободных) экономических зон, указанных в этой статье. 
 
Статья 404. Государственные гарантии инвестиций в специальное (свободной) экономической зоне 
 
1. На всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют инвестиции в специальной (свободной) экономической зоне, распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйствования специальной (свободной) экономической зоны право на вывоз прибылей и инвестиций за границы данной зоны и границы Украины соответственно закону. 
 
Статья 405. Законодательство, которое действует на территории специальной (свободной) экономической зоны 
 
1. На территории специальной (свободной) экономической зоны действует законодательство Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом, законом об общих основах создания и функционирование специальных (свободных) экономических зон (2673-12), а также законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны, принятым соответственно этому Кодексу.  
 
 
Глава 40: КОНЦЕССИИ 
 
Статья 406. Концессионная деятельность в Украине 
 
1. Концессия - это предоставления с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе отечественным или иностранным субъектам хозяйствования (концессионерам) права на создание (строительство) и/или управление (эксплуатацию) объектом концессии при условии взятия концессионером на себя соответствующих обязательств, имущественной ответственности и предпринимательского риска. 
2. Сферы хозяйствования, в которых разрешается концессионная деятельность, объекты права государственной или коммунальной собственности, которые могут предоставляться в концессию, а также виды предпринимательской деятельности, которые не разрешается осуществлять на концессионной основе, определяются законом. 
 
Статья 407. Основы концессионной деятельности 
 
1. Концессионная деятельность в Украине базируется на таких основах: 
- объединение государственного регулирования концессионной деятельности и осуществления ее на основании концессионного договора; 
- выбор концессионеров преимущественно на конкурсной основе; 
- комплексное и оплатное использование объекта концессии, участие государства, органов местного самоуправления в частичном финансировании объектов концессии социального назначения; 
- взаимная выгода сторон в концессионном договоре, распределение рисков между сторонами концессионного договора; 
- государственное гарантирование инвестиций концессионеров; 
- стабильность условий концессионных договоров; 
- обеспечение прав и законных интересов потребителей продукции (услуг), которые предоставляются концессионерами. 
 
Статья 408. Концессионный договор 
 
1. Концессионная деятельность осуществляется на основе концессионных договоров, которые укладываются соответственно законодательству Украины с концессионерами, в том числе иностранными инвесторами, Кабинетом Министров Украины или уполномоченным ним органом государственной власти, или определенными законом органами местного самоуправления. 
2. Срок действия концессионного договора устанавливается сторонами договора в зависимости от характера и условий концессии. Этот срок не может быть меньшей десяти лет и большим пятидесяти лет. 
3. Кабинет Министров Украины может утверждать типичные концессионные договоры для осуществления определенных видов концессионной деятельности. 
4. Требования к концессионным договорам, порядок их заключения, а также другие вопросы правового регулирования концессионной деятельности определяются законом о концессиях (997-14), другими законами. 
 
Статья 409. Прекращение деятельности предприятия, имущество которого передается в концессию 
 
1. Прекращение деятельности государственного или коммунального предприятия, имущество которого передается в концессию, осуществляется путем ликвидации данного предприятия, с прекращением права хозяйственного ведения на имущество, закрепленное за этим государственным или коммунальным предприятием. 
2. Условиями концессионного договора должно предполагаться максимальное использование в концессионной деятельности работы граждан Украины, в том числе уволенных в связи с ликвидацией государственного или коммунального предприятия, имущество которого передан в концессию. 
 
Статья 410. Законодательство о концессиях 
 
1. Отношения, связанные с концессионной деятельностью, регулируются этим Кодексом, законом о концессиях (997-14), другими нормативно-правовыми актами, принятыми соответственно них. 
2. Специальными законами могут определяться особенности осуществления концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйствования.  
 
 
Глава 41: ДРУГИЕ ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
Статья 411. Исключительная (морская) экономическая зона Украины 
 
1. Морские районы, извне близлежащие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг островов, что ей належат, составляют исключительную (морскую) экономическую зону Украины. 
2. Ширина исключительной (морской) экономической зоны составляет до двухсот морских миль, отсчитанных от одних и тех же исходных линий, которые и территориальное море Украины. 
3. С целью обеспечения суверенных прав Украины на разыскание, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управления ними в исключительной (морской) экономической зоне государство принимает меры (включая обзор, инспекцию, арест и судебное разбирательство) относительно обеспечения соблюдения субъектами хозяйствование законодательства Украины. 
4. Государство в исключительной (морской) экономической зоне Украины имеет исключительное право создавать, а также разрешать и регулировать сооружение, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений для морских научных исследований, разыскания и разработки естественных ресурсов, других экономических целей соответственно законодательству Украины. 
5. Режим осуществления хозяйственной деятельности в исключительное (морской) экономической зоне устанавливается соответственно этому Кодексу законом про исключительную (морскую) экономическую зону Украины (162/95-ВР), другими законодательными актами, которые регулируют вопрос, связанные с правовым режимом исключительной (морской) экономической зоны Украины. 
 
Статья 412. Особенности осуществления хозяйственной деятельности на государственной границе Украины  
 
1. Хозяйственная деятельность на государственной границе Украины (судоходство, пользование водными объектами для потребностей лесосплава и прочие виды водопользования, создание гидросооружений, проведение других работ в внутренних водах Украины, пользование землей, лесами, объектами животного царства, ведение геологических разведываний и другая хозяйственная деятельность) осуществляется с учетом особенностей режима государственной границы Украины соответственно законодательству Украины и действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлен Верховной Радой Украины. 
2. Условия осуществления на государственной границе Украины хозяйственной деятельности определяются соответствующими органами государственной власти Украины с учетом местных условий в соответствии с требованиями закона. 
3. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, соединение через государственную границу Украины на отдельных участках по решению Кабинету Министров Украины может быть временно ограничен или прекращен или установлены мероприятия карантина для людей, животных, грузов, семенного, садивного материала и другой продукции животного и растительного происхождения, которые пересекают государственную границу Украины. 
 
Статья 413. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в санитарно-защитных и інших охранительных зонах, на территориях и объектах, которые в особенности предохраняются 
 
1. Хозяйственная деятельность в санитарно-защитных, водоохранных зонах, зонах санитарной охраны и других охранительных зонах осуществляется с учетом правового режима таких зон, которая устанавливается законом. 
2. Хозяйственная деятельность на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и інших территориях и объектах, отнесенных законодательством к таких, что в особенности предохраняются, осуществляется соответственно требованиям правового режима этих территорий и объектов, установленных законом и другими законодательными актами. 
3. Законом устанавливаются дополнительные требования относительно осуществления хозяйственной деятельности и социальных гарантий работающих на территориях, радиоактивно загрязненных вследствие Чернобыльской катастрофы. 
 
Статья 414. Специальный режим хозяйствования в отдельных областях народного хозяйства 
 
1. В случае необходимости стабилизации или ускоренного развития отдельных областей народного хозяйства по представлению Кабинета Министров Украины может устанавливаться законом специальный режим хозяйствования в этих областях. 
2. В Вооруженных Силах Украины может осуществляться лишь некоммерческая (неприбыльная) хозяйственная деятельность. 
3. Хозяйственная деятельность в Вооруженных Силах Украины - это специфическая деятельность военных частей, учреждений, учреждений и организаций Вооруженных Сил Украины, связанная с обеспечением их повседневной жизнедеятельности, которая предусматривает ведение подсобного хозяйства, производство продукции, выполнение работ и предоставления услуг, передачу в аренду подвижного и недвижимого воинского имущества (за исключением вооружения, боеприпасов, боевой и специальной техники) в границах и в порядке, определенных законом. 
4. Отношения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины, регулируются этим Кодексом и другими законами. 
 
Статья 415. Особенности осуществления хозяйственной деятельности на территории приоритетного развития 
 
1. Законом может быть определен по представлению соответствующего органа местного самоуправления в границах города, района территорию, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические условия и на которой на основаниях и в порядке, предусмотренных законом, вводится специальный режим инвестиционной деятельности с целью создания новых рабочих мест (территорию приоритетного развития). 
2. Порядок осуществления хозяйственной деятельности на территории приоритетного развития устанавливается законом. 
 
Статья 416. Порядок осуществления хозяйственной деятельности в условиях чрезвычайного состояния, чрезвычайной экологической ситуации 
 
1. Хозяйственная деятельность в условиях чрезвычайного состояния - особого правового режима деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, предусмотренного Конституцией Украины (254к/96-ВР), что временно допускает ограничение в осуществимые конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагает на них дополнительные обязанности, - может осуществляться с учетом ограничений и обязательств, установленных выданным соответственно Конституции Украины (254к/96-ВР) указом Президента Украины о введении чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных его местностях. 
2. Полномочие органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно участников хозяйственных отношений, мероприятия, которые употребляются в условиях чрезвычайного состояния, а также ответственность за нарушение режима чрезвычайного состояния определяются законом о чрезвычайном состоянии (1550-14). 
3. Правила этой статьи относительно осуществления хозяйственной деятельности применяются также в случае объявления отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации. 
 
Статья 417. Порядок осуществления хозяйственной деятельности в условиях военного состояния 
 
1. В период действия военного состояния, введенного на территории Украины или в отдельных местностях, правовой режим хозяйственной деятельности определяется на основе закона об обороне Украины (1932-12), других законодательных актов относительно обеспечения обороноспособности государства и законодательства о режиме военного состояния (1647-14). 
 
Статья 418. Гарантии прав участников хозяйственных отношений в условиях специального режима хозяйствования 
 
1. Внедрение специальных режимов хозяйствования, не предусмотренных этим Кодексом, которыми устанавливается ограничение прав субъектов хозяйствование, не допускается. 
2. Государство гарантирует субъектам хозяйствования и другим участникам хозяйственных отношений право на обращение к суду за защитой их имущественных и других прав от незаконного ограничения в условиях любого специального режима хозяйствования, предусмотренного этим Кодексом.


 

 

4.   С целью обеспечения правильного и одинакового применения 
судами законодательства, регулирующего корпоративные отношения, 
формирования единой судебной практики в этой сфере, осуществления 
надлежащей защиты судами прав и законных интересов физических, 
юридических лиц и государства, связанные с созданием, 
деятельностью, управлением и прекращением деятельности хозяйственных 
обществ, Пленум Верховного Суда Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ дать судам 
следующие разъяснения: 
 
     1. При рассмотрении дел, возникающих из корпоративных 
отношений, суд должен выяснить, какими нормами материального права 
регулируются соответствующие отношения, и на основе этих норм решать 
дело. 
     Корпоративные отношения регулируются Гражданским кодексом Украины 
(435-15) (далее - ГК), Хозяйственным кодексом Украины (436-15) 
(Далее - ГК), законами Украины от 19 сентября 1991 г. N 1576-XII 
(1576-12) "О хозяйственных обществах" (далее - Закон о 
хозяйственные общества), от 23 февраля 2006 г. N 3480-IV 
(3480-15) "О ценных бумагах и фондовом рынке", от 10 декабря 
1997 г. N 710/97-ВР (710/97-ВР) "О Национальной депозитарной 
системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в 
Украина "(далее - Закон о Национальной депозитарной системе), от 
15 мая 2003 N 755-IV (755-15) "О государственной регистрации 
юридических лиц и физических лиц - предпринимателей "(далее - Закон о 
государственной регистрации), Положением о порядке ведения реестров 
владельцев именных ценных бумаг, утвержденным решением Государственной 
комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (далее - ГКЦБФР) от 17 
октября 2006 г. N 1000 (z0049-07), Положением о депозитарной 
деятельность, утвержденным решением ГКЦБФР от 17 октября 2006 
N 999 (z1238-06), Положением о порядке увеличения (уменьшения) 
размера уставного капитала акционерного общества, утвержденным 
решением ГКЦБФР от 22 февраля 2007 г. N 387 (z0280-07), 
Положением о проведении контроля за регистрацией акционеров для 
участия в общих собраниях акционерных обществ, утвержденным 
решением ГКЦБФР от 23 декабря 1998 г. N 199 (z0149-99), другими 
нормативно-правовыми актами. 
     Положения законодательных актов, действовавших до вступления в силу 
ЦК (435-15), применяются в части, в которой они не противоречат 
настоящему Кодексу (435-15). 
 
     2. Законом Украины от 15 декабря 2006 г. N 483-V (483-16) 
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно 
определения подсудности дел по вопросам приватизации и по 
корпоративных споров "(далее - закон N 483-V) к подведомственности 
хозяйственных судов отнесены дела, возникающие из корпоративных 
отношений в спорах между хозяйственным обществом и его участником 
(Учредителем, акционером), в том числе участником, который выбыл, а 
также между участниками (учредителями, акционерами) хозяйственных 
обществ, связанные с созданием, деятельностью, управлением и 
прекращением деятельности этого общества, кроме трудовых споров. 
     При определении подведомственности (подсудности) дел этой 
категории судам необходимо руководствоваться понятием корпоративных прав, 
определенным частью первой статьи 167 ГК (436-15), согласно которой 
корпоративными есть права лица, доля которого определяется в 
уставном фонде (имуществе) хозяйственной организации, включающие 
правомочия на участие этого лица в управлении хозяйственной 
организацией, получение определенной части прибыли (дивидендов) данной 
организации и активов в случае ликвидации последней в соответствии с 
закона, а также другие правомочия, предусмотренные законом и 
уставными документами. 
     В случае если субъектный состав лиц, участвующих в 
деле, или предмет иска не соответствуют установленным пунктом 4 
части первой статьи 12 Хозяйственного процессуального кодекса 
Украина (1798-12) (далее - ГПК) делам, возникающим из 
корпоративных отношений, суды должны иметь в виду, что в соответствии 
статье 1 ХПК (1798-12) хозяйственным судам подведомственны споры 
по защите нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом 
интересов предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц 
(В том числе иностранных), граждан, осуществляющих предпринимательскую 
деятельность без образования юридического лица. 
 
     3. Не подлежат рассмотрению в порядке хозяйственного 
судопроизводства дела, связанные с созданием, деятельностью, 
управлением и прекращением деятельности других субъектов 
хозяйствования, которые не являются хозяйственными обществами (кооперативы, 
частные, коллективные предприятия и т.д.), если стороной по делу является 
физическое лицо. При этом норма пункта 4 части первой статьи 12 
ГПК (1798-12) в силу ее императивного характера не подлежит 
применению по аналогии по спорам, связанных с деятельностью 
других субъектов хозяйствования. 
     Не подлежит расширенному толкованию пункт 4 части первой 
статьи 12 ХПК (1798-12) также по делам, связанным с 
созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности 
хозяйственного общества, если одной из сторон не является 
участник (учредитель, акционер) хозяйственного общества, в том 
числе такой, который выбыл. В частности, споры с участием наследников 
участников хозяйственного общества, которые еще не стали его 
участниками, не подведомственными (подсудимыми) хозяйственным судам. 
 
     4. При решении вопроса о том, является ли спор, возникший между 
хозяйственным обществом и должностными лицами общества, 
входят в состав исполнительного органа общества или наблюдательного 
совета общества, трудовым или корпоративным, судам необходимо 
руководствоваться положениями главы XV Кодекса законов о труде Украины 
(322-08) (далее - КЗоТ). 
     Согласно статье 3 КЗоТ (322-08) к трудовым отношениям 
относятся отношения работников всех предприятий, учреждений, 
организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и 
отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому 
договору с физическими лицами. Согласно части четвертой статьи 
65 ГК (436-15) в случае найма руководителя предприятия с ним 
заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, 
права, обязанности и ответственность руководителя, условия его 
материального обеспечения, освобождении его от должности, другие условия 
найма по согласованию сторон. По части шестой статьи 65 ГК 
(436-15) руководителя предприятия может быть освобожден от должности 
досрочно на основаниях, предусмотренных договором (контрактом), 
соответствии с законом. 
     Споры, связанные с обжалованием членами исполнительных органов 
общества, а также членами наблюдательного совета общества, которые заключили 
с обществами трудовые договоры, решений соответствующих органов 
общества об увольнении (устранение, отстранения, отзывы) 
их от должности, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства как 
трудовые споры. Судам необходимо обратить внимание на то, что в этом 
случае истец обращается в суд за защитой своих трудовых прав 
как наемного работника, а не акционера (участника) хозяйственного 
общества. 
     Способом защиты нарушенных или оспариваемых прав в таких 
категориях споров является иск о восстановлении в должности, обязательства 
устранить препятствия в исполнении должностных обязанностей и т.д. 
соответствующего должностного лица хозяйственного общества, а не иск 
о признании недействительным соответствующего решения общего собрания 
акционеров (участников) общества или наблюдательного совета общества. 
     В порядке гражданского судопроизводства следует рассматривать и споры между 
участником (учредителем, акционером) хозяйственного общества и 
обществом, возникают не по корпоративным, а по трудовым 
отношений должностных лиц общества, если одной из сторон, 
участвующих в деле, является физическое лицо. 
 
     5. При разрешении дел по искам акционеров о внесении 
изменений в систему реестра владельцев именных ценных бумаг судам 
необходимо учитывать, что частью первой статьи 9 Закона о 
Национальной депозитарной системе (710/97-ВР) эмитента обязан 
поручить ведение реестра регистратору путем заключения соответствующего 
договора, если количество владельцев именных ценных бумаг эмитента 
превышает количество, определенное ГКЦБФР. Обязанность эмитента 
обеспечить ведение реестра регистратором владельцев именных ценных 
бумаг установлен Положением о порядке ведения реестров 
владельцев именных ценных бумаг, утвержденным решением ГКЦБФР от 
17 октября 2006 N 1000 (z0049-07) (пункт 9 раздела VII). 
     Если ведение реестра владельцев именных ценных бумаг 
осуществляет регистратор в качестве стороны, то в деле по искам о 
внесения изменений в систему реестра должны привлекаться как стороны 
соответствующее акционерное общество (далее - АО) и регистратор. 
     Судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 
части первой статьи 12 ХПК (1798-12) указанная категория дел 
является подведомственным (подсудимой) хозяйственным судам и в том случае, если 
одним из лиц, участвующих в деле, является физическое лицо. 
 
     6. Все споры между хозяйственным обществом и его участником 
(Учредителем, акционером), в том числе участником, который выбыл, а 
также между участниками (учредителями, акционерами) хозяйственных 
обществ, связанные с осуществлением ими корпоративных прав и 
выполнением обязанностей участника хозяйственного общества, на 
основании пункта 4 части первой статьи 12 ХПК (1798-12) 
подведомственные (подсудимые) хозяйственным судам независимо от 
субъектного состава участников спора. 
     Подведомственными (подсудимыми) хозяйственным судам есть дела по 
искам акционеров закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) 
о переводе на акционера прав и обязанностей покупателя акций в 
связи с наличием преимущественного права на приобретение акций, 
продаются другими акционерами общества. Такое право есть 
корпоративным правом акционеров ЗАО соответствии с частью третьей 
статьи 81 ГК (436-15). 
     По этим же основаниям согласно части второй статьи 147, 
частью четвертой статьи 151 ГК (435-15), частью третьей 
статьи 53, частью третьей статьи 65 Закона о хозяйственных 
общества (1576-12) подведомственными хозяйственным судам есть дела 
по иску участника общества с ограниченной ответственностью 
(Далее - ООО) или общества с дополнительной ответственностью (далее - 
ОДО) о переводе на участника прав и обязанностей покупателя доли 
(Ее части) в связи с нарушением их преимущественного права на 
покупку. 
     В связи с тем, что такие права в соответствии с частью первой 
статьи 167 ГК (436-15) принадлежат к корпоративным, указанные 
дела являются, возникающие из корпоративных отношений. 
     Подведомственными (подсудимыми) хозяйственным судам на основании 
пункта 4 части первой статьи 12 ХПК (1798-12) также споры 
между участниками (учредителем) хозяйственного общества и 
хозяйственным обществом относительно права собственности на имущество, 
переданного обществу в качестве вклада в уставный (складочный) 
капитала. 
 
     7. В связи с отсутствием в законодательстве норм о 
специальную подведомственность (подсудность) споров, связанных с 
эмиссией ценных бумаг, размещением акций или их обращением, а также 
долей в уставном (складочном) капитале общества, возникающих 
между акционерами (участниками) хозяйственного общества и 
обществом (кроме предусмотренных пунктом 4 части первой статьи 12 
ГПК (1798 - 12)), такие иски должны принимать хозяйственные суды 
по правилам статьи 1 ГПК (1798-12), т.е. с учетом 
субъектного состава участников спора. 
 
     8. Дела о взыскании с участников фондового рынка штрафов, 
наложенных уполномоченными лицами ГКЦБФР, а также об обжаловании 
решений, действий или бездействия этих лиц подлежат рассмотрению в 
порядке административного судопроизводства как публично-правовые споры на 
основании части первой статьи 17 Кодекса административного 
судопроизводства Украины (2747-15) (далее - КАС). 
     В случае если предметом спора является признание недействительным решения 
общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества, 
а требование к субъекту властных полномочий является производной (в частности, о 
государственной регистрации прекращения юридического лица), спор является 
подведомственным (подсудимым) хозяйственным судам. 
 
     9. Деятельность АО, зарегистрированного в Украине как юридическое 
лицо, отношения между обществом и акционерами, между акционерами 
АО по его деятельности, а также корпоративного управления 
регулируются исключительно законами и иными нормативно-правовыми 
актами Украины. 
     В случае заключения акционерами - иностранными юридическими или 
физическими лицами - соглашения (сделки) о подчинении отношений 
между акционерами, а также между акционерами и акционерным 
обществом относительно деятельности общества, иностранному праву, такой 
сделка является ничтожной в силу статьи 10 Закона Украины от 23 июня 
2005 г. N 2709-IV (2709-15) "О международном частном праве". 
     Отношения между учредителями (участниками) хозяйственного 
общества по формированию его органов, определение их 
компетенции, процедуры созыва общего собрания и определения 
порядка принятия решений на собрании регулируются положениями ГК 
(435-15) и Закона о хозяйственных обществах (1576-12). По 
своему содержанию нормы являются императивными, а их несоблюдение нарушает 
публичный порядок. 
     Акционеры общества, зарегистрированного в Украине, не вправе 
своим соглашением подчинять иностранному праву условия недействительности 
сделки (основания, порядок, последствия) по корпоративному 
управления, совершенного как акционерами с обществом, так и между 
акционерами, поскольку нормы недействительности сделок в Украине 
являются императивными. 
     Участники хозяйственных обществ независимо от субъектного 
состав акционеров не вправе также подчинять рассмотрение 
корпоративных споров, связанных с деятельностью хозяйственных 
обществ, зарегистрированных в Украине, в частности таких, вытекающих 
по корпоративному управлению, международным коммерческим арбитражным 
судам. 
 
     10. Судам при решении корпоративных споров необходимо 
обратить внимание на невозможность применения таких способов защиты 
прав и законных интересов лиц, не предусмотренных действующим 
законодательством, в частности статьей 16 ГК (435-15) и статье 20 ГК 
(436-15), и не вытекают из положений законодательства. 
     В связи с этим не подлежат удовлетворению иски о признании 
решений общего собрания правомочным, как, не соответствующие 
возможным способам защиты прав и интересов. Решение общего 
собрания и других органов управления хозяйственного общества, 
по своей правовой природе являются актами, действительны, если в судебном 
порядка не будет установлено иное. 
     Не подлежат удовлетворению также требования о признании: 
общего собрания участников (акционеров) общества такими, что 
состоялись; реорганизации такой, состоявшейся; решений общего 
собрания действительными; решений общего собрания подлежащими 
исполнению. 
     Обратить внимание судов на то, что действующее законодательство не 
предусматривает также возможности подачи в хозяйственный суд иска 
с требованием об изменении судом места проведения общего собрания 
хозяйственного общества. 
     Хозяйственный суд установив, что предмет иска не 
соответствует установленным законом способам защиты прав, должен 
отказать в иске, а не прекратить производство по делу в связи 
с тем, что спор не подлежит рассмотрению в хозяйственных судах 
Украина. 
 
     11. Акционеры (участники) хозяйственного общества не вправе 
обращаться в суд за защитой прав и интересов других акционеров 
(Участников) хозяйственного общества и самого общества вне 
отношениями представительства, а также обосновывать свои требования 
нарушением прав других акционеров (участников) общества. 
     При решении корпоративного спора хозяйственный суд должен 
установить наличие у лица, обратившегося с иском, 
субъективного материального права или законного интереса, на 
защиту которого подан иск, а также выяснить вопрос о наличии 
или отсутствие факта их нарушения или оспаривания. Нельзя 
удовлетворять исковые требования о защите права, которое может быть 
возбуждено в будущем и относительно которого неизвестно, будет ли оно 
возбуждено, в частности требования о прекращении действий путем запрета делать 
препятствия истцу относительно участия в общем собрании на будущее. 
 
     12. Не является корпоративными споры о признании недействительными 
учредительных документов хозяйственного общества и прекращения 
юридического лица, которые возбуждаются по искам органов Государственной 
налоговой службы Украины и других субъектов властных полномочий, 
осуществляющих контроль за деятельностью общества, а также органов, 
осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц. Согласно 
пункта 4 части первой статьи 17 КАС (2747-15) указанные споры 
отнесено к компетенции административных судов как 
публично-правовые по обращению субъекта властных полномочий. 
     К корпоративным относятся споры по искам участников 
(Учредителей, акционеров) хозяйственного общества, связанные с 
требованиями о признании недействительными учредительных документов 
хозяйственного общества и прекращения юридического лица в связи 
с нарушениями требований законодательства относительно порядка их принятия и 
утверждения. 
 
     13. Соответствии с требованиями статей 88, 143, 154 ГК (435-15), 
статей 57, 82 ГК (436-15), статей 4, 37, 51, 65, 67, 76 Закона 
о хозяйственных обществах (1576-12), статей 27, 30 Закона о 
государственной регистрации (755-15) суды вправе признать недействительными 
учредительные документы общества при одновременном наличии следующих условий: 

- На момент рассмотрения дела  учредительные документы не 
соответствуют требованиям законодательства; 
     - Нарушения, допущенные при принятии и утверждении 
учредительных документов, не могут быть устранены; 
     - Соответствующие положения учредительных документов нарушают права 
или охраняемые законом интересы истца. 
     Положения учредительных документов хозяйственных обществ, 
не соответствуют требованиям законодательства, не применяются. 
 
     14. При разрешении споров о признании учредительных документов 
хозяйственного общества недействительными хозяйственным судам необходимо 
разграничивать правовую природу устава и учредительного 
(Учредительного) договора общества. 
     Устав юридического лица по смыслу части второй статьи 20 ГК 
(436-15) является актом, который определяет правовой статус юридического лица, 
поскольку он содержит нормы, обязательные для участников общества, 
его должностных лиц и других работников, а также определяет порядок 
утверждение и внесение изменений в устав. 
     Основаниями для признания акта, в том числе устава, недействительным 
является его несоответствие требованиям действующего законодательства и / или 
определенной законом компетенции органа, выдавшего (утвердил) этот 
акт, а также нарушения в связи с его принятием прав и 
охраняемых законом интересов истца. 
     Устав не является односторонней сделкой, поскольку утверждается 
(Изменяется) общим собранием участников (учредителей, 
акционеров), которые не являются ни субъектом права, ни органом, который 
осуществляет представительство общества. Не является устав и договором, поэтому 
что утверждается (изменяется) не по договоренности всех участников 
(Учредителей, акционеров) общества, а большинством - голосов 
акционеров или простым большинством голосов участников общества 
(Статьи 42, 59 Закона о хозяйственных обществах (1576-12)). 
     В связи с этим при решении о признании устава 
недействительным не применяются нормы, регламентирующие недействительность 
сделок. 
 
     15. Судам необходимо учитывать, что со вступлением в силу ГК 
(435-15) (статьи 142, 153) договор о создании (учреждении) 
АО, ООО и ОДО не регулирует отношения между участниками (акционерами) 
общества при осуществлении его деятельности и прекращает свое действие 
после достижения цели - создания и государственной регистрации 
общества. Указанные договоры должны соответствовать общим 
требованиям, предъявляемым к сделок, и при рассмотрении споров 
о признании их недействительными суды должны руководствоваться соответствующими 
нормами о недействительности сделок. 
     По делам о признании недействительным устава ответчиком является 
хозяйственное общество, привлекать к участию в деле всех 
участников (акционеров) общества нет необходимости. В делах 
о признании недействительным учредительного (учредительного) договора 
должны привлекаться все участники (учредители) общества как стороны 
договора. 
 
     16. Суды не вправе вносить изменения в устав общества в 
связи с тем, что это относится к исключительной компетенции общего 
собрания общества (статьи 41, 42, 59 Закона о хозяйственных 
общества (1576-12)). Подведомственными судам являются споры по 
недействительности внесенных изменений в учредительные документы общества или 
признании недействительными решений общего собрания о внесении изменений 
в учредительные документы. 
     На основании части второй статьи 7 Закона о хозяйственных 
общества (1576-12) подведомственными судам также дела о 
обязательство внести изменения в учредительные документы общества в 
случае выхода участника из общества, отчуждения доли (ее 
части) в уставном (складочном) капитале общества, вступлением 
правопреемника (наследника) участника хозяйственного общества 
т. по искам таких лиц. 
 
     17. Решая вопрос о том, является корпоративным спор, 
связан с признанием недействительными решений общего собрания 
общества, судам необходимо учитывать субъектный состав участников 
спора и основания, которыми обосновывается соответствующее требование. Дела 
по спорам о признании недействительными решений органов управления 
хозяйственного общества по иску лица, которое не является акционером 
или участником общества, в том числе выбывшим, не 
принадлежит к спорам, которые возникают из корпоративных отношений. 
     Судам необходимо учитывать, что решения общего собрания 
участников (акционеров) и других органов хозяйственного общества 
являются актами, поскольку эти решения обусловливают наступление правовых 
последствий, направленных на регулирование хозяйственных отношений, и 
имеют обязательный характер для субъектов этих отношений. 
     В связи с этим основаниями для признания недействительными решений 
общих собраний акционеров (участников) хозяйственного общества 
могут быть: 
     - Нарушение требований закона и / или учредительных документов при 
созыва и проведения общего собрания общества; 
     - Лишение акционера (участника) общества возможности 
принять участие в общем собрании; 
     - Нарушение прав или законных интересов акционера (участника) 
общества решением общего собрания. 
 
     18. При рассмотрении дел судам следует учитывать, что не все 
нарушения законодательства, допущенные при созыва и проведения 
общих собраний хозяйственного общества, является основанием для 
признании недействительными принятых на нем решений. 
     Безусловным основанием для признания недействительными решений общего 
сборов в связи с прямым указанием закона являются: 
     - Принятие общим собранием решения при отсутствии кворума 
для проведения общего собрания или принятия решения (статьи 41, 
42, 59, 60 Закона о хозяйственных обществах (1576-12)); 
     - Принятие общим собранием решений по вопросам, не включенным 
в повестку дня общего собрания общества (часть четвертая 
статьи 43 Закона о хозяйственных обществах (1576-12)); 
     - Принятие общим собранием решения об изменении уставного 
капитала общества, если не соблюдены процедуры предоставления 
акционерам (участникам) соответствующей информации (статьи 40, 45 
Закона о хозяйственных обществах (1576-12)).

Информация о работе Лекции по "Хозяйственному праву"