5. Формы защиты прав
и интересов хозяйствующих субъектов
Действующее
законодательство выделяет следующие
формы защиты прав и интересов
хозяйствующих субъектов: 1. Нотариальный защите
прав субъектов хозяйствования. Этот вид защиты заключается
в том, что отдельные соглашения требуют
дополнительных гарантий защиты прав
собственника, что достигается нотариальным
удостоверением приобретения и передачи
прав собственности. Оно является юридическим
фиксацией обретение прав собственника,
которое находится в основе решения судами
споров о нарушении такого права. Совершение нотариальных
действий возлагается на нотариусов. В населенных пунктах,
где нотариусы отсутствуют, нотариальные
действия совершают уполномоченные на
это должностные лица исполнительных
комитетов. Нотариальные конторы в пределах
своей компетенции удостоверяют сделки,
в отношении которых законодательством
установлена обязательная нотариальная
форма. К таким договорам
относятся: договоры об отчуждении
недвижимого имущества, вытекающие из
договоров купли-продажи, мены, дарения,
пожизненного содержания. Договоры о залоге
недвижимого имущества, транспортных
средств, объектов, товаров в обороте или
переработке. Договоры об отчуждении
земельных участков , находящихся в коллективной
или частной собственности. Договоры купли-продажи
имущества государственных предприятий. Поручение, которое
выдается в порядке передоверия. Договоры займа. Для взыскания денежных
сумм или истребования их от должника
нотариусы совершают исполнительные надписи
на документах, устанавливающих задолженность. Протесты векселей
в неплатеже совершаются нотариусами
в соответствии с законодательством Украины
о переводном или простом векселе. Протесты по ним совершаются
по месту нахождения плательщика или по
месту платежа. Нотариальный защите
прав субъектов хозяйственной деятельности
в отношениях с иностранными партнерами
осуществляется путем использования нормы
права стран иностранного партнера. Полнота нотариального
защиты прав субъектов хозяйствования
обеспечивается также их правом на обжалование
выполненных нотариальных действий или
отказе в их выполнении. 2. Административная
защита. Административный
защита - это средство административного
принуждения, который применяется как
при наличии, так и при отсутствии правонарушения,
направленный на предотвращение правонарушений
и устранению их вредных последствий. Хозяйственное право,
регулируя общественные отношения, обязательно
взаимодействует с другими отраслями
права, позволяет осуществлять надлежащий
административный защиту нарушенных прав
хозяйствующих субъектов в той или иной
области. Так, по распоряжению
уполномоченного органа государственного
управления один субъект хозяйственной
деятельности передает другому часть
своего имущества. В данном случае орган
управления властным методом регулирует
имущественные отношения двух хозяйствующих
субъектов, то есть хозяйственное право
регулирует законность этого соглашения,
а административное - предполагает верховенство
воли одной стороны над другой. Практика знает достаточно
примеров, когда имущественные отношения
между субъектами хозяйствования возникают
непосредственно из актов государственного
управления, т.е. без заключения договоров
властным методом (взыскание штрафов,
конфискация имущества и т.д.). Административно-правовыми
средствами защиты есть ряд предусмотренных
ст. ст. 240-247 Хозяйственного
кодекса Украины: - безвозмездное изъятие
прибыли; - наложение штрафа; - взыскание обязательных
сборов; - приостановление
операций по банковским счетам субъектов
хозяйственной деятельности; - применение антидемпинговых
процедур; - прекращение экспортно-импортных
операций; - применение индивидуального
режима лицензирования; - ограничения и прекращения
деятельности субъектов хозяйствования; - отмена государственной
регистрации. Согласно положениям
ст. 250 Хозяйственного
кодекса Украины административно-хозяйственные
санкции к субъектам хозяйствования могут
применяться в течение шести месяцев со
дня выявления нарушения, но не позднее
чем через один год со дня нарушения этим
субъектом закона. То есть, административная
защита прав субъектов хозяйствования
предусматривает принятие управленческих
указаний по совершению в рамках административного
законодательства определенных имущественных
прав, которые не противоречат деятельности
упомянутых субъектов. 3. Претензионный порядок
урегулирования споров. Одним из условий защиты
прав и законных интересов субъектов хозяйствования
является соблюдение досудебного претензионного
порядка урегулирования споров. Как правило, спор может
быть передан на рассмотрение арбитражному
суду лишь после принятия сторонами мер
непосредственного урегулирования конфликта.Действующее
законодательство требует от предприятий
и организаций, чтобы они до подачи иска
приняли меры по урегулированию хозяйственных
споров с другой стороной. Досудебное урегулирование
хозяйственных споров - это совокупность
мероприятий, подлежащих осуществлению
хозяйствующими субъектами, права которых
нарушены, для непосредственного решения
споров, возникших с предприятиями и организациями,
которые нарушили имущественные права
и интересы, до обращения с иском в хозяйственный
суд. Значение досудебного
урегулирования хозяйственных споров
раскрывается через функции, которые выполняет
эта стадия хозяйственного процесса. Во-первых, досудебное
урегулирование призвано обеспечить как
можно более быстрое восстановление нарушенных
прав предприятий и организаций. Во-вторых, оно способствует
выявлению и устранению причин и условий
возникновения хозяйственных правонарушений. В-третьих, досудебное
урегулирование способствует организации
и повышению уровня заключения и исполнения
хозяйственных договоров. Исходя из содержания
действующего законодательства, можно
выделить: общий порядок досудебного урегулирования
хозяйственных споров (он регламентирован
нормами ст.ст. 5-11 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины) и специальный порядок
досудебного урегулирования хозяйственных
споров (определяется нормами других нормативных
актов), который применяется для предъявления
и рассмотрения претензий к органам транспорта. Учитывая, что порядок
заключения хозяйственных договоров ранее
уже были рассмотрены, схематично досудебное
урегулирование разногласий, возникающих
при заключении, изменении и расторжении
договоров, можно представить так: а) предприятие, получившее
проект договора, при наличии возражений
относительно его условий, составляет
протокол разногласий и в двадцатидневный
срок вместе с подписанным договором (с
оговоркой) направляет его автору проекта
договора. Предприятие, получившее
протокол разногласий, обязано в течение
20 дней рассмотреть его, принять меры по
урегулированию разногласий, а неурегулированные
разногласия передать на рассмотрение
хозяйственного суда; б) предприятие, которое
считает необходимым изменить или расторгнуть
договор, направляет предложения об этом
другой стороне договора.Сторона, получившая
предложение, должна ответить на нее в
двадцатидневный срок. Досудебное урегулирование
спора, возникшего вследствие нарушения
прав и законных интересов предприятия,
осуществляется путем предъявления предприятием,
понесло убытки, претензии к предприятию-нарушителю. Претензия подлежит
рассмотрению в месячный срок со дня его
получения. Соответствии с требованиями
ст. 222 Хозяйственного
кодекса Украины в претензии должны обязательно
указываться: - требования заявителя; - сумма претензии и
ее расчет (если она касается денежной
форме) - обстоятельства, на которых основываются
требования; - доказательства, подтверждающие
законность требований; - перечень документов,
прилагаемых к претензии. Претензия может отправляться
ценным письмом, телеграфом, телетайпом,
а также вручаться под расписку лично
ответчику. Срок его рассмотрения
равняется 30 дням со дня получения, и результаты
должны сообщаться заявителю в письменной
форме.В случае отказа в удовлетворении
претензионных требований это должно
мотивироваться. О результатах рассмотрения
претензии ее заявителю сообщается в письменной
форме (так называемая ответ на претензию). Ответ на является
обязательным независимо от того, удовлетворяются
или нет требования заявителя. За нарушение сроков
рассмотрения претензии установлена имущественная
ответственность, которую может применить
хозяйственный суд при принятии решения
- взыскание в доход государственного
бюджета с предприятия, организации, допустивших
такое нарушение, штрафа в размере 2% от
суммы претензии, но не менее 5 размеров
необлагаемых минимумов доходов граждан
и не более 100 размеров необлагаемых минимумов
доходов граждан. Вместе с тем следует
иметь в виду следующее: - дела по заявлению
прокурора или его заместителя, Антимонопольного
комитета Украины и его территориальных
отделений нарушаются хозяйственным судом
независимо от принятия сторонами мер
досудебного урегулирования споров (ст.
5 Хозяйственного процессуального кодекса
Украины) - требования относительно
досудебного урегулирования хозяйственных
споров не распространяются на споры о
признании договоров недействительными,
споры о признании недействительными
актов государственных и других органов,
предприятий и организаций, которые не
отвечают законодательству и нарушают
права и интересы, которые охраняются
законом, предприятий и организаций (далее
- акты), споры о взыскании задолженности
по опротестованным векселями, а также
на споры об обращении взыскания на заложенное
имущество; - правила о досудебном урегулировании
споров не применяют ся относительно осуществления
по делам о банкротстве, поскольку оно
регламентирует условия и процедуру признания
юридических лиц банкротами, а не процесс
разрешения споров . Если в ответе из претензии
организация не сообщает о перечислении,
заявитель претензии вправе предъявить
в банк поручения на списание в бесспорном
порядке признанной должником суммы по
начислению пени за превышение срока платежа. 4. Судебная защита прав
субъектов хозяйствования. Обращение субъектов
хозяйствования в суд с иском о защите
своих прав и законных интересов является
на сегодня наиболее эффективной формой
установления нарушенных прав.Преимущества
судебной защиты очевидны, поскольку суд
является независимым и подчиняется только
закону.Деятельность хозяйственного суда
по рассмотрению хозяйственных дел и разрешения
хозяйственных споров развивается в определенной
последовательности и состоит из отдельных
стадий, основной из которых является
возбуждении дела. Хозяйственный суд
возбуждает дела по исковым заявлениям:
- предприятий и организаций, которые обращаются
в хозяйственный суд за защитой своих
прав и охраняемых законом; - государственных
и других органов, которые обращаются
в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных
законодательными актами Украины, - прокуроров
и их заместителей, которые обращаются
в хозяйственный суд в интересах государства. Если прокурор обращается
в хозяйственный суд в интересах государства,
в исковом заявлении должны быть указаны
орган, уполномоченный государством осуществлять
соответствующие функции в спорных-отношениях. Хозяйственный суд
возбуждает дела о банкротстве по письменному
заявлению любого из кредиторов, должника,
органов государственной налоговой службы
или государственной контрольно-ревизионной
службы. Исковое заявление
подается в хозяйственный суд в письменной
форме и подписывается руководителем
предприятия, организации, государственного
или иного органа, другой лицом, полномочия
которого определены законодательством
или учредительными документами, прокурором
или его заместителем, гражданином - субъектом
предпринимательской деятельности или
его представителем. Истец (прокурор) обязан
при подаче иска направить сторонам копии
искового заявления и приложенных к нему
документов, если этих документов у сторон
нет. Содержание искового
заявления и прилагаемые к ней, определенные
согласно ст.ст. 54 и 57 Хозяйственного
процессуального кодекса Украины. С искового заявления
в хозяйственный суд уплачивается государственная
пошлина, размеры которого установлены
Законом Украины от 11 июля 1995 г. "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты": - с исковых заявлений
имущественного характера - 5% цены иска,
но не менее 0, 25 необлагаемых минимума
доходов граждан, - с исковых заявлений
неимущественного характера - 5 необлагаемых
минимумов доходов граждан; - по заявлениям
в преддоговорных спорах - 6 необлагаемых
минимумов доходов граждан, если дело
подлежит рассмотрению в Высшем хозяйственном
суде Украины, и 5 необлагаемых минимумов
доходов граждан, если дело подлежит рассмотрению
в других хозяйственных судах; - с заявлений
о проверке решений - 50% ставки, подлежащей
уплате при рассмотрении дела в первой
инстанции, а по спорам имущественного
характера - ставки, исчисленной исходя
из суммы, которая оспаривается. После принятия заявления
суд не позднее 5 дней со дня ее поступления
принимает решение о возбуждении производства
дел, о чем соответствующим постановлением
уведомляет истца и ответчика. Наряду с этим, согласно
ст. 83 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины хозяйственный суд может: - признать недействительным
предмет спора; - выходить за пределы
исковых требований с целью защиты интересов
истца или третьих лиц; - уменьшать размер
неустойки, подлежащей взысканию с заинтересованной
стороны; - взыскивать в доход
бюджета со стороны, что нарушила сроки
рассмотрения претензии, штраф; - взыскивать в доход
бюджета штраф в размере 100 необлагаемых
минимумов за уклонение от выполнения
решений хозяйственного суда; - отсрочить исполнение
решения. Вопрос о принятии
искового заявления решает судья. При этом при наличии
обстоятельств, свидетельствующих об
отсутствии права на иск (они указаны в
ст. 62 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины), судья отказывает в принятии
искового заявления. Если же заявитель
(истец, прокурор) имеет право на подачу
иска, но допустил нарушения в его реализации,
т.е. не выполнил правил подачи искового
заявления, судья возвращает исковое заявление
и приложенные к нему материалы без рассмотрения.Основания
для возвращения содержатся в ст. 63 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины. После устранения допущенных
нарушений заявитель может обратиться
в хозяйственный суд повторно. При отсутствии оснований
для отказа в принятии искового заявления
или для возвращения ее заявителю судья,
приняв исковое заявление, не позднее
пяти дней со дня его поступления выносит
постановление о возбуждении производства
по делу , в котором указывает время и место
проведения заседания хозяйственного
суда и действия, которые необходимо совершить
сторонам и т.д..Для обеспечения правильного
и своевременного разрешения хозяйственного
спора судья и сам совершает определенные
действия по подготовке дела к рассмотрению
(например, назначает экспертизу, истребует
необходимые доказательства , обязывает
представителей сторон явиться на заседание,
выполняет другие действия согласно ст.
65 Хозяйственного процессуального кодекса
Украины). Основной стадией хозяйственно-судебного
процесса является решение хозяйственных
споров. Рассмотрение дел в
хозяйственном суде осуществляется судьей
единолично. Для решения сложных
споров в состав хозяйственного суда вводятся
дополнительно два судьи. Вместе с тем дело может
быть рассмотрено и без участия представителей
сторон. Порядок ведения заседания
определяется судьей, а в случае рассмотрения
дела тремя судьями - судьей, который председательствует
в заседании. Как правило, дела рассматриваются
в помещении хозяйственного суда, хотя
дела, имеющих важное общественное значение,
могут рассматриваться непосредственно
на предприятиях и в организациях. При рассмотрении дела
хозяйственный суд может столкнуться
с такими обстоятельствами, при которых
спор не может быть решен в этом заседании
( неявка сторон, непредставление истребованных
доказательств и др.).. В таком случае рассмотрение
дела откладывается, и в постановлении,
которое выносится, указываются время
и место следующего заседания. В отдельных случаях
хозяйственный суд не в состоянии рассмотреть
дело до решения связанного с ним другого
дела или в случае назначения экспертизы,
передачи материалов в следственные органов,
замены стороны ее правопреемником. В этих случаях он приостанавливает
производство по делу, а затем возобновляет
его после устранения обстоятельств, которые
обусловили остановки. От приостановлении
производства по делу следует отличать
прекращении производства, которое имеет
место по основаниям, указанным в ст. 80 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины. Это основания, препятствующие
рассмотрению дела в хозяйственном суде
вообще. Они напоминают основания
отказа в принятии искового заявления. Также оставлении иска
без рассмотрения (ст. 81 Хозяйственного
процессуального кодекса Украины) по своим
основаниям имеет много общего с возвращением
иска (ст. 63 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины). Можно говорить о том,
что путем применения норм таких процессуальных
институтов, как прекращение производства
по делу и оставления иска без рассмотрения,
судья имеет возможность исправить ошибки,
которые он допустил при принятии искового
заявления. Хозяйственный суд
рассматривает дело в течение 2 месяцев
и принимает решение, которое , согласно
ст. 85 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины, вступает в законную
силу через 10 дней после его принятия. Решение принимается
в заседании судьей по результатам обсуждения
всех обстоятельств дела, а если спор решается
тремя судьями - большинством голосов
судей. Решение должно по
форме и содержанию соответствовать требованиям
ст. - Правила о досудебном
урегулировании споров не применяют ся
относительно осуществления по делам
о банкротстве, поскольку оно регламентирует
условия и процедуру признания юридических
лиц банкротами, а не процесс разрешения
споров. Если в ответе из претензии
организация не сообщает о перечислении,
заявитель претензии вправе предъявить
в банк поручения на списание в бесспорном
порядке признанной должником суммы по
начислению пени за превышение срока платежа.
4. Судебная защита прав
субъектов хозяйствования. Обращение субъектов
хозяйствования в суд с иском о защите
своих прав и законных интересов является
на сегодня наиболее эффективной формой
установления нарушенных прав. Преимущества судебной
защиты очевидны, поскольку суд является
независимым и подчиняется только закону. Деятельность хозяйственного
суда по рассмотрению хозяйственных дел
и разрешения хозяйственных споров развивается
в определенной последовательности и
состоит из отдельных стадий, основной
из которых является возбуждении дела. Хозяйственный суд
возбуждает дела по исковым заявлениям:
- предприятий и организаций, которые обращаются
в хозяйственный суд за защитой своих
прав и охраняемых законом; - государственных
и других органов, которые обращаются
в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных
законодательными актами Украины, - прокуроров
и их заместителей, которые обращаются
в хозяйственный суд в интересах государства. Если прокурор обращается
в хозяйственный суд в интересах государства,
в исковом заявлении должны быть указаны
орган, уполномоченный государством осуществлять
соответствующие функции в спорных-отношениях. Хозяйственный суд
возбуждает дела о банкротстве по письменному
заявлению любого из кредиторов, должника,
органов государственной налоговой службы
или государственной контрольно-ревизионной
службы.Исковое заявление подается в хозяйственный
суд в письменной форме и подписывается
руководителем предприятия, организации,
государственного или иного органа, другой
лицом, полномочия которого определены
законодательством или учредительными
документами, прокурором или его заместителем,
гражданином - субъектом предпринимательской
деятельности или его представителем. Истец (прокурор) обязан
при подаче иска направить сторонам копии
искового заявления и приложенных к нему
документов, если этих документов у сторон
нет.Содержание искового заявления и прилагаемые
к ней, определенные согласно ст.ст. 54 и 57 Хозяйственного
процессуального кодекса Украины. С искового заявления
в хозяйственный суд уплачивается государственная
пошлина, размеры которого установлены
Законом Украины от 11 июля 1995 г. "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты": - с исковых заявлений
имущественного характера - 5% цены иска,
но не менее 0, 25 необлагаемых минимума
доходов граждан, - с исковых заявлений
неимущественного характера - 5 необлагаемых
минимумов доходов граждан; - по заявлениям
в преддоговорных спорах - 6 необлагаемых
минимумов доходов граждан, если дело
подлежит рассмотрению в Высшем хозяйственном
суде Украины, и 5 необлагаемых минимумов
доходов граждан, если дело подлежит рассмотрению
в других хозяйственных судах; - с заявлений
о проверке решений - 50% ставки, подлежащей
уплате при рассмотрении дела в первой
инстанции, а по спорам имущественного
характера - ставки, исчисленной исходя
из суммы, которая оспаривается. После принятия заявления
суд не позднее 5 дней со дня ее поступления
принимает решение о возбуждении производства
дел, о чем соответствующим постановлением
уведомляет истца и ответчика. Наряду с этим, согласно
ст. 83 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины хозяйственный суд может: - признать недействительным
предмет спора; - выходить за пределы
исковых требований с целью защиты интересов
истца или третьих лиц; - уменьшать размер
неустойки, подлежащей взысканию с заинтересованной
стороны; - взыскивать в доход
бюджета со стороны, что нарушила сроки
рассмотрения претензии, штраф; - взыскивать в доход
бюджета штраф в размере 100 необлагаемых
минимумов за уклонение от выполнения
решений хозяйственного суда; - отсрочить исполнение
решения. Вопрос о принятии
искового заявления решает судья.При этом
при наличии обстоятельств, свидетельствующих
об отсутствии права на иск (они указаны
в ст. 62 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины), судья отказывает в принятии
искового заявления. Если же заявитель
(истец, прокурор) имеет право на подачу
иска, но допустил нарушения в его реализации,
т.е. не выполнил правил подачи искового
заявления, судья возвращает исковое заявление
и приложенные к нему материалы без рассмотрения. Основания для возвращения
содержатся в ст. 63 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины.После устранения допущенных
нарушений заявитель может обратиться
в хозяйственный суд повторно. При отсутствии оснований
для отказа в принятии искового заявления
или для возвращения ее заявителю судья,
приняв исковое заявление, не позднее
пяти дней со дня его поступления выносит
постановление о возбуждении производства
по делу , в котором указывает время и место
проведения заседания хозяйственного
суда и действия, которые необходимо совершить
сторонам и т.д.. Для обеспечения правильного
и своевременного разрешения хозяйственного
спора судья и сам совершает определенные
действия по подготовке дела к рассмотрению
(например, назначает экспертизу, истребует
необходимые доказательства , обязывает
представителей сторон явиться на заседание,
выполняет другие действия согласно ст.
65 Хозяйственного процессуального кодекса
Украины). Основной стадией хозяйственно-судебного
процесса является решение хозяйственных
споров. Рассмотрение дел в
хозяйственном суде осуществляется судьей
единолично. Для решения сложных
споров в состав хозяйственного суда вводятся
дополнительно два судьи. Вместе с тем дело может
быть рассмотрено и без участия представителей
сторон. Порядок ведения заседания
определяется судьей, а в случае рассмотрения
дела тремя судьями - судьей, который председательствует
в заседании. Как правило, дела рассматриваются
в помещении хозяйственного суда, хотя
дела, имеющих важное общественное значение,
могут рассматриваться непосредственно
на предприятиях и в организациях.При
рассмотрении дела хозяйственный суд
может столкнуться с такими обстоятельствами,
при которых спор не может быть решен в
этом заседании ( неявка сторон, непредставление
истребованных доказательств и др.).. В таком случае рассмотрение
дела откладывается, и в постановлении,
которое выносится, указываются время
и место следующего заседания. В отдельных случаях
хозяйственный суд не в состоянии рассмотреть
дело до решения связанного с ним другого
дела или в случае назначения экспертизы,
передачи материалов в следственные органов,
замены стороны ее правопреемником. В этих случаях он приостанавливает
производство по делу, а затем возобновляет
его после устранения обстоятельств, которые
обусловили остановки. От приостановлении
производства по делу следует отличать
прекращении производства, которое имеет
место по основаниям, указанным в ст. 80 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины. Это основания, препятствующие
рассмотрению дела в хозяйственном суде
вообще. Они напоминают основания
отказа в принятии искового заявления. Также оставлении иска
без рассмотрения (ст. 81 Хозяйственного
процессуального кодекса Украины) по своим
основаниям имеет много общего с возвращением
иска (ст. 63 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины). Можно говорить о том,
что путем применения норм таких процессуальных
институтов, как прекращение производства
по делу и оставления иска без рассмотрения,
судья имеет возможность исправить ошибки,
которые он допустил при принятии искового
заявления. Хозяйственный суд
рассматривает дело в течение 2 месяцев
и принимает решение, которое , согласно
ст.85 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины, вступает в законную
силу через 10 дней после его принятия.Решение
принимается в заседании судьей по результатам
обсуждения всех обстоятельств дела, а
если спор решается тремя судьями - большинством
голосов судей. Решение должно по
форме и содержанию соответствовать требованиям
ст. 84 Хозяйственного процессуального
кодекса. Если хозяйственный
суд не разрешает спор по существу (например,
в случае отложения рассмотрения дела,
приостановление или прекращение дела
и т.п.), то он выносит постановление.Принятое
решение объявляется судьей в заседании
после окончания рассмотрения дела. Судья имеет право
объявить только резолютивную часть решения,
которая должна быть изложена в письменной
форме, подписано судьей (судьями) и присоединена
к делу. Решения и определения
рассылаются сторонам, прокурору, который
участвует в хозяйственном процессе, третьим
лицам не позднее пяти дней после их принятия. Решение хозяйственного
суда вступает в законную силу немедленно
после их принятия и подлежат обязательному
исполнению предприятиями, организациями
и должностными лицами. Исполнение решения
хозяйственного суда производится на
основании выданного им приказа, являющегося
исполнительным документом. Приказ направляется
одновременно с решением.Органами исполнения
решения хозяйственного суда: - учреждения банка
(выполняют приказы о взыскании денежных
сумм); - судебные исполнители
(выполняют другие приказы). Выданный взыскателю
приказ может быть предъявлен к исполнению
не позднее трех месяцев со дня принятия
решения. В случае несогласованности
одной из сторон с принятым решением она
согласно ст. 91 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины подает апелляционную
жалобу в апелляционный хозяйственный
суд. Форма и содержание
жалобы предусмотренный ст. 94 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины. Жалоба подается в
хозяйственный суд, который рассматривал
дело.Хозяйственный суд в течение пяти
дней формирует дело и вместе с жалобой
отправляет в апелляционный суд где дело
рассматривается в течение двух месяцев
и по его результатам принимается постановление. В случае несогласованности
истца или ответчика с решением суда, в
течение месяца со дня вступления постановления
в законную силу они имеют право направить
кассационную жалобу в Высший хозяйственный
суд, который в течение двух месяцев рассматривает
дело и принимает постановление. Если одна из сторон
не соглашается с принятым решением, то
в течение месяца со дня вступления в законную
силу настоящего решения она имеет право
направить кассационную жалобу в Верховный
Суд Украины, где дело рассматривается
в течение двух месяцев и по его результатам
принимается постановление, обжалованию
не подлежит. По общему правилу
решения хозяйственных споров завершается
стадией исполнительного производства. Однако в хозяйственном
процессе есть еще одна стадия - проверка
решений, определений и постановлений
в порядке надзора. Эта стадия возникает
лишь тогда, когда по заявлению стороны
или по протесту прокурора или его заместителя
хозяйственный суд проверяет законность
и обоснованность решения, определения,
постановления хозяйственного суда, третейского
суда или другого органа, который в пределах
своей компетенции решает хозяйственный
спор. Кроме того, хозяйственный
суд вправе по своей инициативе проверить
в порядке надзора законность и обоснованность
принятия решения. Из всего комплекса
вопросов, связанных с проверкой решений,
постановлений, выделим главные: - заявление о проверке
решения, определения, постановления в
порядке надзора подается и протест прокурора
вносится не позднее двух месяцев со дня
принятия решения, определения, постановления. При этом заявление
подается в хозяйственный суд, рассмотревший
дело, а протест - в хозяйственный суд,
в компетенцию которого входит проверка
решения, определения, постановления в
порядке надзора; - проверка решения осуществляется
не позднее двух месяцев со дня поступления
заявления или протеста; - решение , определение,
постановление могут быть проверены в
порядке надзора не позднее одного года
со дня их принятия; - заявление о проверке
решения, определения, постановления должна
быть оплачена пошлиной. Копия заявления (протеста)
направляется сторонам, - по результатам
проверки в порядке надзора принимается
постановление, которое направляется
сторонам и прокурору, который принес
протест.- Правила о досудебном урегулировании
споров не применяют ся относительно осуществления
по делам о банкротстве, поскольку оно
регламентирует условия и процедуру признания
юридических лиц банкротами, а не процесс
разрешения споров. Если в ответе из претензии
организация не сообщает о перечислении,
заявитель претензии вправе предъявить
в банк поручения на списание в бесспорном
порядке признанной должником суммы по
начислению пени за превышение срока платежа.
4. Судебная защита прав
субъектов хозяйствования. Обращение субъектов
хозяйствования в суд с иском о защите
своих прав и законных интересов является
на сегодня наиболее эффективной формой
установления нарушенных прав. Преимущества судебной
защиты очевидны, поскольку суд является
независимым и подчиняется только закону. Деятельность хозяйственного
суда по рассмотрению хозяйственных дел
и разрешения хозяйственных споров развивается
в определенной последовательности и
состоит из отдельных стадий, основной
из которых является возбуждении дела. Хозяйственный суд
возбуждает дела по исковым заявлениям:
- предприятий и организаций, которые обращаются
в хозяйственный суд за защитой своих
прав и охраняемых законом; - государственных
и других органов, которые обращаются
в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных
законодательными актами Украины, - прокуроров
и их заместителей, которые обращаются
в хозяйственный суд в интересах государства. Если прокурор обращается
в хозяйственный суд в интересах государства,
в исковом заявлении должны быть указаны
орган, уполномоченный государством осуществлять
соответствующие функции в спорных-отношениях. Хозяйственный суд
возбуждает дела о банкротстве по письменному
заявлению любого из кредиторов, должника,
органов государственной налоговой службы
или государственной контрольно-ревизионной
службы. Исковое заявление
подается в хозяйственный суд в письменной
форме и подписывается руководителем
предприятия, организации, государственного
или иного органа, другой лицом, полномочия
которого определены законодательством
или учредительными документами, прокурором
или его заместителем, гражданином - субъектом
предпринимательской деятельности или
его представителем. Истец (прокурор) обязан
при подаче иска направить сторонам копии
искового заявления и приложенных к нему
документов, если этих документов у сторон
нет. Содержание искового
заявления и прилагаемые к ней, определенные
согласно ст.ст. 54 и 57 Хозяйственного
процессуального кодекса Украины. С искового заявления
в хозяйственный суд уплачивается государственная
пошлина, размеры которого установлены
Законом Украины от 11 июля 1995 г. "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты": - с исковых заявлений
имущественного характера - 5% цены иска,
но не менее 0, 25 необлагаемых минимума
доходов граждан, - с исковых заявлений
неимущественного характера - 5 необлагаемых
минимумов доходов граждан; - по заявлениям
в преддоговорных спорах - 6 необлагаемых
минимумов доходов граждан, если дело
подлежит рассмотрению в Высшем хозяйственном
суде Украины, и 5 необлагаемых минимумов
доходов граждан, если дело подлежит рассмотрению
в других хозяйственных судах; - с заявлений
о проверке решений - 50% ставки, подлежащей
уплате при рассмотрении дела в первой
инстанции, а по спорам имущественного
характера - ставки, исчисленной исходя
из суммы, которая оспаривается. После принятия заявления
суд не позднее 5 дней со дня ее поступления
принимает решение о возбуждении производства
дел, о чем соответствующим постановлением
уведомляет истца и ответчика. Наряду с этим, согласно
ст. 83 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины хозяйственный суд может: - признать недействительным
предмет спора; - выходить за пределы
исковых требований с целью защиты интересов
истца или третьих лиц; - уменьшать размер
неустойки, подлежащей взысканию с заинтересованной
стороны; - взыскивать в доход
бюджета со стороны, что нарушила сроки
рассмотрения претензии, штраф; - взыскивать в доход
бюджета штраф в размере 100 необлагаемых
минимумов за уклонение от выполнения
решений хозяйственного суда; - отсрочить исполнение
решения. Вопрос о принятии
искового заявления решает судья. При этом при наличии
обстоятельств, свидетельствующих об
отсутствии права на иск (они указаны в
ст. 62 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины), судья отказывает в принятии
искового заявления. Если же заявитель
(истец, прокурор) имеет право на подачу
иска, но допустил нарушения в его реализации,
т.е. не выполнил правил подачи искового
заявления, судья возвращает исковое заявление
и приложенные к нему материалы без рассмотрения.Основания
для возвращения содержатся в ст. 63 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины. После устранения допущенных
нарушений заявитель может обратиться
в хозяйственный суд повторно. При отсутствии оснований
для отказа в принятии искового заявления
или для возвращения ее заявителю судья,
приняв исковое заявление, не позднее
пяти дней со дня его поступления выносит
постановление о возбуждении производства
по делу , в котором указывает время и место
проведения заседания хозяйственного
суда и действия, которые необходимо совершить
сторонам и т.д..Для обеспечения правильного
и своевременного разрешения хозяйственного
спора судья и сам совершает определенные
действия по подготовке дела к рассмотрению
(например, назначает экспертизу, истребует
необходимые доказательства , обязывает
представителей сторон явиться на заседание,
выполняет другие действия согласно ст.
65 Хозяйственного процессуального кодекса
Украины). Основной стадией хозяйственно-судебного
процесса является решение хозяйственных
споров. Рассмотрение дел в
хозяйственном суде осуществляется судьей
единолично. Для решения сложных
споров в состав хозяйственного суда вводятся
дополнительно два судьи. Вместе с тем дело может
быть рассмотрено и без участия представителей
сторон. Порядок ведения заседания
определяется судьей, а в случае рассмотрения
дела тремя судьями - судьей, который председательствует
в заседании. Как правило, дела рассматриваются
в помещении хозяйственного суда, хотя
дела, имеющих важное общественное значение,
могут рассматриваться непосредственно
на предприятиях и в организациях. При рассмотрении дела
хозяйственный суд может столкнуться
с такими обстоятельствами, при которых
спор не может быть решен в этом заседании
( неявка сторон, непредставление истребованных
доказательств и др.).. В таком случае рассмотрение
дела откладывается, и в постановлении,
которое выносится, указываются время
и место следующего заседания. В отдельных случаях
хозяйственный суд не в состоянии рассмотреть
дело до решения связанного с ним другого
дела или в случае назначения экспертизы,
передачи материалов в следственные органов,
замены стороны ее правопреемником. В этих случаях он приостанавливает
производство по делу, а затем возобновляет
его после устранения обстоятельств, которые
обусловили остановки. От приостановлении
производства по делу следует отличать
прекращении производства, которое имеет
место по основаниям, указанным в ст. 80 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины. Это основания, препятствующие
рассмотрению дела в хозяйственном суде
вообще. Они напоминают основания
отказа в принятии искового заявления. Также оставлении иска
без рассмотрения (ст. 81 Хозяйственного
процессуального кодекса Украины) по своим
основаниям имеет много общего с возвращением
иска (ст. 63 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины). Можно говорить о том,
что путем применения норм таких процессуальных
институтов, как прекращение производства
по делу и оставления иска без рассмотрения,
судья имеет возможность исправить ошибки,
которые он допустил при принятии искового
заявления. Хозяйственный суд
рассматривает дело в течение 2 месяцев
и принимает решение, которое , согласно
ст. 85 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины, вступает в законную
силу через 10 дней после его принятия. Решение принимается
в заседании судьей по результатам обсуждения
всех обстоятельств дела, а если спор решается
тремя судьями - большинством голосов
судей. Решение должно по
форме и содержанию соответствовать требованиям
ст. 84 Хозяйственного процессуального
кодекса. Если хозяйственный
суд не разрешает спор по существу (например,
в случае отложения рассмотрения дела,
приостановление или прекращение дела
и т.п.), то он выносит постановление.Принятое
решение объявляется судьей в заседании
после окончания рассмотрения дела. Судья имеет право
объявить только резолютивную часть решения,
которая должна быть изложена в письменной
форме, подписано судьей (судьями) и присоединена
к делу. Решения и определения
рассылаются сторонам, прокурору, который
участвует в хозяйственном процессе, третьим
лицам не позднее пяти дней после их принятия. Решение хозяйственного
суда вступает в законную силу немедленно
после их принятия и подлежат обязательному
исполнению предприятиями, организациями
и должностными лицами. Исполнение решения
хозяйственного суда производится на
основании выданного им приказа, являющегося
исполнительным документом. Приказ направляется
одновременно с решением.Органами исполнения
решения хозяйственного суда: - учреждения банка
(выполняют приказы о взыскании денежных
сумм); - судебные исполнители
(выполняют другие приказы). Выданный взыскателю
приказ может быть предъявлен к исполнению
не позднее трех месяцев со дня принятия
решения. В случае несогласованности
одной из сторон с принятым решением она
согласно ст. 91 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины подает апелляционную
жалобу в апелляционный хозяйственный
суд. Форма и содержание
жалобы предусмотренный ст. 94 Хозяйственного процессуального
кодекса Украины. Жалоба подается в
хозяйственный суд, который рассматривал
дело.Хозяйственный суд в течение пяти
дней формирует дело и вместе с жалобой
отправляет в апелляционный суд где дело
рассматривается в течение двух месяцев
и по его результатам принимается постановление. В случае несогласованности
истца или ответчика с решением суда, в
течение месяца со дня вступления постановления
в законную силу они имеют право направить
кассационную жалобу в Высший хозяйственный
суд, который в течение двух месяцев рассматривает
дело и принимает постановление. Если одна из сторон
не соглашается с принятым решением, то
в течение месяца со дня вступления в законную
силу настоящего решения она имеет право
направить кассационную жалобу в Верховный
Суд Украины, где дело рассматривается
в течение двух месяцев и по его результатам
принимается постановление, обжалованию
не подлежит. По общему правилу
решения хозяйственных споров завершается
стадией исполнительного производства. Однако в хозяйственном
процессе есть еще одна стадия - проверка
решений, определений и постановлений
в порядке надзора. Эта стадия возникает
лишь тогда, когда по заявлению стороны
или по протесту прокурора или его заместителя
хозяйственный суд проверяет законность
и обоснованность решения, определения,
постановления хозяйственного суда, третейского
суда или другого органа, который в пределах
своей компетенции решает хозяйственный
спор. Кроме того, хозяйственный
суд вправе по своей инициативе проверить
в порядке надзора законность и обоснованность
принятия решения. Из всего комплекса
вопросов, связанных с проверкой решений,
постановлений, выделим главные: - заявление о проверке
решения, определения, постановления в
порядке надзора подается и протест прокурора
вносится не позднее двух месяцев со дня
принятия решения, определения, постановления. При этом заявление
подается в хозяйственный суд, рассмотревший
дело, а протест - в хозяйственный суд,
в компетенцию которого входит проверка
решения, определения, постановления в
порядке надзора; - проверка решения осуществляется
не позднее двух месяцев со дня поступления
заявления или протеста; - решение , определение,
постановление могут быть проверены в
порядке надзора не позднее одного года
со дня их принятия; - заявление о проверке
решения, определения, постановления должна
быть оплачена пошлиной. Копия заявления (протеста)
направляется сторонам, - по результатам
проверки в порядке надзора принимается
постановление, которое направляется
сторонам и прокурору, который принес
протест.