Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара;

Разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве;

Разрешение - разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом в определенном количестве (ст.2 Соглашения) [4].

Генеральная лицензия предоставляет право экспорта и (или) импорта отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве и выдается:

при экспорте и (или) импорте товаров в пределах установленных квот;

при экспорте лицензируемых товаров собственного производства;

при импорте  лицензируемых товаров для обеспечения собственного производства (п.п.1-1 п.1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли») [23].

Помимо  рассмотренного выше порядка лицензирования, законодательством может устанавливаться автоматическое лицензирование, представляющее собой контроль уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями, сопровождаемый обязанностью участников внешнеторговой деятельности информировать в соответствии с законодательством уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях. Автоматическое лицензирование устанавливается как временная мера и не может преследовать цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров.

Автоматическое  лицензирование вводится только в случае, когда отслеживание количественных показателей экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров и  их изменений невозможно осуществить  иными способами. Автоматическое лицензирование осуществляется до тех пор, пока существуют обстоятельства, послужившие основанием для его введения, и пока его  цель не может быть достигнута иными  способами [42, С.329-330].

В отношении  ввоза и вывоза специфических  товаров (работ, услуг), также применяется  количественные ограничения в виде лицензирования. Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 N 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)», установлено, что меры государственного регулирования ввоза и вывоза по основаниям неэкономического характера осуществляются в отношении следующих видов специфических товаров (работ, услуг), включенных в перечни специфических товаров (работ, услуг):

возбудителей  заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия;

химикатов, оборудования и технологий, которые  имеют мирное назначение, но могут  быть применены при создании химического  оружия;

товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть применены  при создании вооружений и военной  техники;

продукции военного назначения и др. (п.2 Указа).

Лицензии  на ввоз продукции военного назначения, шифровальных и специальных технических  средств; вывоз специфических товаров (работ, услуг), осуществляются Государственным  военно-промышленным комитетом Республики Беларусь (п.2.5 Указа). Для получения лицензии организация-заявитель представляет в Государственный военно-промышленный комитет заявление о выдаче лицензии, оформленное в установленном законодательством Республики Беларусь [18], пример такого заявления приведен в приложении 4.

 В  качестве примера бланка разовых лицензий, выдаваемых Государственным военно-промышленным комитетом, приведен в приложениях №№ 5,6,7.

Составной частью нетарифного ограничения  выступает и система контроля за экспортом и импортом. Основной целью системы экспортного контроля является защита государственных интересов Республики Беларусь в условиях включения в сферу внешнеэкономической деятельности конверсии оборонной промышленности и соблюдения международных обязательств по нераспространению особо опасных видов оружия массового уничтожения [39, С.116].

В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь от 06.01.1998 г. №130-З «Об экспортном контроле», под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля [14]. Экспортный контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях:

- обеспечения  национальной безопасности и  защиты экономических интересов  Республики Беларусь;

- выполнения  обязательств Республики Беларусь  по международным договорам и  поддержания международных усилий  по нераспространению оружия  массового поражения и обычных  средств вооружений [45, С.338].

Установление предельных минимальных  и максимальных цен на экспорт  и (или) импорт товаров (ст.22 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 г. №1091 «О некоторых мерах  по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных  видов товаров, производимых в Республике Беларусь» утвержден Перечень видов  производимых в Республике Беларусь товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, на основании которого Министерством  экономики устанавливаются предельные минимальные цены на эти товары в  более глубокой классификации по ТН ВЭД Республики Беларусь Порядок установления предельных минимальных цен на товары при осуществлении субъектами хозяйствования Республики Беларусь внешнеэкономических операций, утвержденного Постановлением Министерства экономики от 24.08.1998 г. №63.

Кроме того, согласно нормам Постановления Совета Министров от 07.04.1999 г. №478 «Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства», резидентам Республики Беларусь предоставлено  право регистрации цен на экспортируемую продукцию собственного производства, что по своей сути не отличается от механизма установления предельных минимальных цен.

Валютное регулирование внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, которое включает меры, влияющие на товарооборот и состоит из двух уровней: установление порядка совершения валютных операций, связанных с экспортно-импортными операциями; установление порядка продажи валютной выручки субъектами предпринимательской деятельности [43, С.352-353].

В Республике Беларусь задачи по осуществлению валютного  контроля были определены вскоре после  провозглашения независимости страны, когда Верховный Совет Республики Беларусь ввел временный порядок  валютного регулирования и проведения валютных операций.

Позднее порядок осуществления валютного  контроля регулировался Указом Президента Республики Беларусь от 08.02.1995 N 52 «Об установлении порядка регулирования экспортно-импортных и валютных операций и о повышении ответственности за нарушение законодательства в области внешнеэкономической деятельности».

С июля 2003 г. в Республике Беларусь действует Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон). Законом определены:

во-первых, основные принципы осуществления валютных операций в Республике Беларусь;

во-вторых, виды валютных ценностей;

в-третьих, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного  контроля;

в-четвертых, права и обязанности юридических  и физических лиц в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

В соответствии с Законом валютный контроль - это деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

предотвращение  легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

проверка  полноты и достоверности учета  и отчетности по валютным операциям;

анализ  данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами  валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров  Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь Комитет государственного контроля Республики, Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь, если иное не определено Президентом  Республики Беларусь.

Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному  комитету.

Механизм  контроля за установленным законодательством Республики Беларусь порядком проведения внешнеторговых операций (поступлением в республику денежных средств либо товаров, выполнением работ, оказанием услуг) установлен Указом N 178, который пришел на смену Указу Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 N 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» [41].

Механизм  валютного контроля внешнеторговой деятельности предполагает соблюдение резидентами при ее осуществлении  ряда валютных ограничений, т.е. совокупности запретительных, ограничительных, разрешительных мер в сфере платежно-расчетных  отношений [43, С.358]. Основные из них содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ №178). Приведем несколько примеров таких ограничений.

1.Ограничение в части осуществления расчетов белорусскими рублями между резидентами за экспорт. В соответствии с требованием пп.1.3 Указа №178 при экспорте расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, не допускаются, если иное не определено Национальным банком.

2. Ограничения  в отношении осуществления расчетов  при импорте. В соответствии  с пп.1.10 Указа № 178, при импорте  расчеты по внешнеторговым операциям  осуществляются только со счетов  импортеров, за исключением расчетов, производимых:

с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;

со счета  другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и  данным резидентом;

путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям  по данным внешнеторговым договорам;

посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;

в иных случаях, определенных Национальным банком.

  1. Ограничения в отношении сроков расчетов по внешнеторговым договорам. В соответствии пп. 1.4 Указа №178, резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

-  при  экспорте - не позднее 90 календарных  дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

- при  импорте - не позднее 60 календарных  дней с даты проведения платежа.

Резиденты обязаны в указанные сроки, обеспечить при импорте поступление товаров  на таможенную территорию Республики Беларусь. Согласно норме пп.1.5 Указа  №178 продление указанных выше сроков осуществляется Национальным банком (его главными управлениями по областям) в установленном им порядке.

  1. По каждому внешнеторговому договору (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, - по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3000 евро в эквиваленте и более, за исключением внешнеторговых договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера) (пп.1.11 Указа №178) [19]. В соответствии с разъяснением Национального Банка республики Беларусь, для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков, в котором открыт счет, дающий право экспортеру (импортеру) осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора / приложения к договору, заявление в двух экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки согласно приложению к настоящему письму, оригинал внешнеторгового договора / приложения к договору (при электронном документообороте - электронную копию внешнеторгового договора / приложения к договору, заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в электронном виде). Один экземпляр заявления остается в банке (п.2 письма Национального банка Республики Беларусь от 10.03.2009 N 21-16/34 «О регистрации сделки») [24]. Пример, заявления на регистрацию сделки по внешнеторговому договору, приведен в приложении 8.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь