Необходимость
разработки и принятия Указа N 178 обусловлена
ростом внешнеторговых связей Республики
Беларусь с другими государствами, стабильной
ситуацией на валютном рынке, развитием
таможенной и банковской системы, внедрением
новых технологий в обслуживание участников
внешнеэкономической деятельности.
Это весьма
значительный для внешнеторговой деятельности
нормативный правовой акт, разработанный
специалистами Государственного таможенного
комитета в тесном взаимодействии с
Национальным банком, Комитетом государственного
контроля, другими заинтересованными
государственными органами. Выражаясь
образно, фактически Указом N 178 сформирована «кровеносная система»
внешнеторговой деятельности, определяющая
порядок проведения внешнеторговых операций
и механизм контроля за установленным
порядком их осуществления.
Таким образом, Указ N 178 в действующей
в настоящее время редакции позволяет
эффективно решить проблемы экономической
безопасности государства, дает возможность
скорейшего интегрирования в мировую
экономику и обеспечивает эффективный
и разумный контроль за совершением внешнеторговых
сделок [41].
В заключение
по данному вопросу хотелось бы,
дополнить, что нетарифное регулирование
внешнеэкономической деятельности
в Республике Беларусь, регулируется
большим количеством нормативных
документов, что вызывает определенные
трудности не только для участников
внешнеэкономической деятельности,
но и для республиканских органов
государственного управления, на которые
возложен контроль за их соблюдением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характеризуя
современный этап развития предпринимательских
отношений, следует отметить присущее
ему активное расширение и углубление
международных экономических связей.
Выгодное географическое положение, а
также достаточно высокий экономический
потенциал позволяет нашей Республике
активно участвовать во внешнеэкономической
деятельности.
Под внешнеэкономической
деятельностью понимается совокупность
форм и методов торгово-экономического
и финансово-производственного взаимодействия
субъектов на мировом рынке с
целью использования преимуществ
международного разделения труда для
достижения более высокой эффективности
функционирования участвующего субъекта.
Внешнеэкономическая
деятельность в Республике Беларусь
реализуется с помощью внешней
политики государства. Внешняя политика
Республики Беларусь ставит перед собой
задачи, направленные на содействие построению
стабильного, справедливого, демократического
миропорядка, базирующегося на общепризнанных
принципах международного права; равноправная
интеграция Республики Беларусь в мировое
политическое, экономическое, научное,
культурное и информационное пространство;
создание благоприятных внешнеполитических
и внешнеэкономических условий для повышения
уровня благосостояния народа, развития
политического, экономического, интеллектуального
и духовного потенциала государства и
др.
Основными
направлениями в сфере внешнеэкономической
деятельности являются:
совершенствование
государственной внешнеэкономической
политики на основе многовекторности,
сложившегося международного разделения
труда и рынков товаров и услуг;
создание
благоприятных условий для участия
белорусских товаров в международном
торгово-экономическом обороте;
защита
интересов организаций и индивидуальных
предпринимателей - резидентов Республики
Беларусь на внешнем рынке;
обеспечение
условий роста экспорта;
осуществление
внешних государственных заимствований
в пределах лимита внешнего государственного
долга Республики Беларусь, установленного
законодательством Республики Беларусь;
развитие
экспорта высоких технологий и содействие
импорту высоких технологий в
целях ускоренного развития национальной
экономики;
обеспечение
доступа к источникам сырья и
товарам, производство которых невозможно
либо неэффективно в Республике Беларусь.
Государственное
регулирование внешнеэкономической
сферы представлено множеством способов
экономического, организационно-правового
и административного характера.
Экономические
методы, используемые в механизме государственного
регулирования, предполагают косвенное
воздействие на внутрихозяйственные экономические
процессы. Они реализуются через финансово-кредитную
и банковскую сферы экономики посредством
изменения ставки процента, скидок и субсидий,
а также налоговой системы, таможенных
инструментов, стимулирования экспорта,
ценового механизма.
Административные
методы основаны на нормативных актах
правительства или управленческих
решений. Они включают в себя различного
рода запреты и ограничения, квотирование
и лицензирование, технические нормы
и правила безопасности, антидемпинговые
ограничения, обязательную регистрацию
контрактов.
Методы
организационно-правовые, к которым
относится антимонопольное регулирование,
базируются на законодательной основе,
определяющей права различных предпринимательских
структур и устанавливающий правила
конкуренции.
В настоящее
время Республика Беларусь в лице
ее государственных органов, активно
выстраивает взаимоотношения с
иностранными государствами, путем
заключения взаимовыгодных соглашений,
способствующих развитию торговли
товарами (работами, услугами), а также
привлечение инвестиций в Республику
Беларусь.
Результаты,
которых Беларусь достигла во внешней
торговле, безусловно, основаны на системных
мерах, направленных на поддержку экспорта,
которые в последнее время
приняты белорусским Правительством.
В последнее
время значительно улучшена инфраструктура
внешней торговли. Товаропроводящая
сеть белорусских производителей состоит
более чем из 3,5 тыс. субъектов. За
два года количество сборочных производств
белорусских предприятий, организованных
за рубежом, увеличилось более чем
в три раза: с 27 до 92. Эти предприятия
работают в 15 странах мира.
Серьезное
внимание уделяется информационному
обеспечению внешнеэкономической
деятельности, повышению качества аналитической
работы, которая проводится на базе
Национального центра маркетинга и
конъюнктуры цен. Здесь же создан
республиканский электронный информационный
портал, на котором размещен каталог
белорусских предприятий и выпускаемой
ими продукции. Национальный центр
маркетинга и конъюнктуры цен
также обладает постоянным доступом
к информационным базам многих государств
мира и в онлайн режиме отслеживает
информацию о проводимых тендерах в зарубежных
странах, которые представляют потенциальный
интерес для белорусских экспортеров.
Достижению
положительных результатов в
сфере внешнеэкономической деятельности,
безусловно, способствовало устранение
различных административных и технических
барьеров. Координатором в этой работе
является Министерство иностранных
дел Республики Беларусь, но важную
работу выполняют и такие органы,
как Государственный таможенный
комитет Республики Беларусь, Государственный
комитет по стандартизации Республики
Беларусь, Министерство экономики и
Министерство транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь. Наиболее важными
мерами, стали упрощение всех таможенных
процедур, сокращение количества документов,
необходимых для осуществления
экспортно-импортных операций.
Существенные
трансформации в сфере внешней
торговли обусловлены и созданием
Таможенного союза Беларуси, России
и Казахстана. Формирование Таможенного
союза практически завершено, хотя
в регулирующих его деятельность
нормах по-прежнему остаются весьма негативно
влияющие на экономику Беларуси изъятия.
Вместе с тем по преобладающей
части товаров Таможенный союз является
выгодным для всех трех его участников.
Расширение объемов единого потребительского
рынка, которым сопровождается создание
Таможенного союза, должно весьма позитивно
сказаться на привлечении иностранных
инвестиций и создании новых производств
на территории нашей страны.
Современное
внешнеэкономическое законодательство
Республике Беларусь представлено обширным
правовым массивом, включая акты самого
различного уровня и содержания. При
изучении темы дипломной работы, мною
предварительно были исследованы акты
по различным вопросам внешнеэкономической
деятельности. Это законы о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности,
об экспортном контроле, о мерах по защите
экономических интересов Республики Беларусь
при осуществлении внешней торговли товарами;
ряд декретов Президента по вопросам регулирования
внешнеэкономической деятельности; Постановления
Правительства, устанавливающие процедуру
лицензирования и квотирования внешней
торговли, регистрация внешнеторговых
договоров, а также запреты и ограничения
на экспорт и импорт отдельных видов продукции
и др.
Пути совершенствования внешнеэкономической
деятельности Республики Беларусь,
я считаю нужно проводить с
помощью внешней политики государства,
выстраивая взаимовыгодное экономическое
сотрудничество с иностранными
государствами путем заключения
выгодных для республики соглашений.
А также, в целях систематизации
внешнеэкономического законодательства
очевидна необходимость принятия
единого комплексного тематического
акта об основах правового
регулирования внешнеэкономических
отношений Республики Беларусь,
содержащего правовые нормы, обеспечивающие
общую системность регулирования на данном
направлении.
Таким образом, при изучении темы моей
дипломной работы я решила раскрыть
правовое регулирование внешнеэкономической
деятельности, чтобы яснее проанализировать
многие эффективные меры совершенствования
регулирования внешнеэкономической
деятельности, но для формирования
комплексной скоординированной
системы необходимы дальнейшие шаги
в области экспортной, таможенной,
налоговой политики и организационного
содействия внешнеторговым операциям.
Только в этом случае внешнеэкономическая
деятельность во многих государствах
станет мощным катализатором роста
народного благосостояния, подъема
экономики, стимулом научно-технического
прогресса.
ИСТОЧНИКИ
И ЛИТЕРАТУРА
Нормативные
правовые акты
- Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 №2875-ХП (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996, в ред. решения Республиканского референдума от 17.11.2004 № 1)
//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.;
- О праве международных договоров: Венская конвенция Организации Объединенных Наций от 23.05.1969г. //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Об учреждении Евразийского экономического сообщества: Договор от 10.10.2000 г. (в ред. Протоколов от 25.01.2006, от 06.10.2007) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами: Соглашение от 09.06.2009//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З (в ред. Закона от 28.12.2009 N 96-З) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998
N 219-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2011 N 241-З, с изм., внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2003
N 508) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 N 204-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 21.07.2008 N 417-З, от 15.07.2009 N 43-З) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 N 60-З //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000
N 361-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 02.07.2009) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О Таможенном тарифе: Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 N 2151-XII в (ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004
N 346-З //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Об экспортном контроле: Закон Республики Беларусь от 06.01.1998
N 130-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 322-З) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Об установлении тарифных преференций: Декрет Президента Республики Беларусь от 18.04.2003
N 14 (в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 13.05.2008 N 8) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин: Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 N 699 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12.02.2009 N 90, с изм., внесенными Указами Президента Республики Беларусь от 08.10.2009 N 497, от 17.12.2009 N 638) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О некоторых вопросах таможенных органов: Указ Президента Республики Беларусь от 21.04.2008
N 228 (ред.Указа Президента Республики Беларусь от 16.06.2010 №310) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг): Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006
N 460 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.06.2009 N 305) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 19.02.2009 N 104) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2007 N 829 (в ред. постановления Совмина от 22.07.2008 N 1057) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- Об утверждении Положения о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. N 800 и от 26 июня 2002 г. N 859: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2005
N 612//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О лицензировании ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной продукции, происходящей из Украины: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.04.2007
N 538//КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009
N 1739 (в ред. постановления Совмина от 29.06.2010 N 980) //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.;
- О регистрации сделки: Письмо Национального банка Республики Беларусь от 10.03.2009
N 21-16/34 (с изм., внесенными письмом Нацбанка от 02.04.2009
N 21-16/46)
Литература
- Аброскин А.Э. Актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности белорусских субъектов хозяйствования: сфера таможенно-тарифного регулирования //КонсультатнПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] ЮОО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011;
- Верба В.Е. Финансы ВЭД субъектов хозяйствования. – Минск: ЗАО «Белбизнеспресс», 1999.-318 с.;
- Войтович А.И. Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций.–Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь,2003.– 223 с.;
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: Учеб.пособие / С.Л. Соркин. – Гродно: ГрГу, 2004. – 310 с.;
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: Учеб.пособие / С.Л. Соркин. – Минск: Соврем.шк., 2006. – 283 с.;
- Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: правовые перспективы: Монография/ С.С. Вабищевич. – Минск: Молодеж.науч.общество, 2005. – 232 с.;
- Все о тарифном регулировании в Республике Беларусь: Метод.пособие / Авт.-сост. С.П. Жук. – Минск: РУП «Белтаможсервис», 2004. – 84 с.;
- Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / Д.П. Александров, А.В. Бобков, С.А. Васьковский и др.; Под ред. В.С. Каменкова. – Москва: Изд-во деловой и учебн. лит.-ры. – Минск: Дикта, 2005. – 800 с.;
- Макаревич О.В. Таможенная стоимость товаров //КонсультатнПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] ЮОО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011;
- Нетарифное регулирование в Республике Беларусь. Меры экономической политики/ Авт.-сост. С.А. Алейников, Ю.М. Станкевич. – Минск: РУП «Белтаможсервис», 2004, - 240 с.;
- Научно-практический комментарий к Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь / Г.А. Василевич //КонсультатнПлюс: Беларусь
[Электрон, ресурс] ЮОО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011;
- Островерхова Л.Г. Система льгот в таможенном праве: Пособие //КонсультатнПлюс: Беларусь
[Электрон, ресурс] ЮОО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011;
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник/ А.В. Ананько, Н.С. Березуцкая, Н.Л. Бондаренко и др.; Под общ.ред. В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. – 2-е изд.перераб. – Минск: Книжный Дом, 2009. – 832 с.;
- Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. — Москва: Юристъ, 1999. — 456 с.;
- Пашуто В.П. Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций. – Минск: УО БГУ информ.ирадиоэлектроники, 2006. – 126 с.;
- Скимн В.В. Внешнеэкономическая деятельность: круг - шире, эффективность – выше: Статья //КонсультатнПлюс: Беларусь
[Электрон, ресурс] ЮОО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011;
- Федотов О.В. Валютный контроль //КонсультатнПлюс: Беларусь
[Электрон, ресурс] ЮОО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011;
- Хозяйственное право: курс лекций/ В.С. Гальцов, А.Г. Сачек, В.Н. Радоман, А.В. Сальникова. – Минск: Тесей, 2008. – 344 с.;
- Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности)./ С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. – 3-е изд.перераб.идоп. – Минск: Молодежное, 2007. – 380 с.;
- Хозяйственное право: курс лекций / С.П. Кацубо. – Минск: Дикта, 2009.-272 с.;
- Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки / Е.А. Реуцкая. – 2-е изд., перераб.и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 384 с.;
- Шимелис К. Договоры как способ регламентации внешнеэкономических связей //КонсультатнПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] ЮОО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.
- Экономика и управление ВЭД: Учеб.пособие / Г.В. Гурбан. – Минск: БГЭУ, 2007. – 319с.;