ВВЕДЕНИЕ
В процессе развития и становления Республике
Беларусь, как суверенного государства
была создана большая правовая база, регулирующая
систему экономических отношений. Вместе
с тем, по мере развития взаимоотношений
в обществе, возросло число и характер
законов и иных правовых актов; все более
и более на первый план стала выходить
проблема защиты и реализации законных
прав и интересов человека, гражданина,
общества и государства. В обществе появилось
понимание того вопроса, что исполнение
представляет собой важнейший участок
правовой практики, отражающий эффективность
всего механизма правового регулирования
и способность права воздействовать на
мотивацию поведения человека.
Исполнительное производство- это установленный
законом порядок принудительной реализации
актов юрисдикционных органов, имеющий
своей целью обеспечение реальной защиты
нарушенных или оспоренных субъективных
материальных прав или охраняемых законом
интересов. В ходе исполнительного производства
субъективное материальное право или
охраняемый законом интерес, которые были
нарушены или оспорены, получают свою
реализацию посредством использования
механизмов государственного принуждения,
установленных законом. С этой точки зрения
изучение исполнительного производства
представляет несомненную практическую
важность.
Задачей Службы
судебных исполнителей хозяйственных
судов являлась защита прав и охраняемых
законом интересов государства, юридических
и физических лиц путем своевременного
и полного исполнения судебных и иных
актов по хозяйственным (экономическим)
спорам. [5]
Общие условия
деятельности службы судебных исполнителей
хозяйственных судов представляют важность
с точки зрения защиты прав взыскателей,
должников и иных лиц в процессе исполнения
юрисдикционных актов. Также значимость
этой темы связана с реформированием судебной
систем, которое предполагает не только
присоединение системы хозяйственных
судов к общим, но и объединение судебных
исполнителей в одну службу под началом
Министерства юстиции, а также передачу
функции материально-технического обеспечения
от Министерства юстиции к Верховному
суду, влияние этой реформы на все аспекты
связанные с деятельность судебных
исполнителей.
Вышеуказанное и обусловило актуальность
настоящей курсовой работы. В частности, надлежащее
исполнение судебных решений является
важнейшим условием функционирования
судебной системы Республики Беларусь.
Объектом курсовой
работы являются общественные отношения,
возникшие в процессе регулирования правоотношений
связанных с деятельностью Службы судебных
исполнителей хозяйственных судов Республики
Беларусь.
Предмет исследования
— действовавшие и действующие нормативные
правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие
правоотношения, связанные с деятельностью
Службы судебных исполнителей хозяйственных
судов Республики Беларусь, учебная литература
по теме исследования, материалы периодической
печати.
Целью курсовой работы является разрешение
общетеоретических, правовых и практических
проблем, которые возникали в процессе
правового регламентирования Службы судебных
исполнителей хозяйственных судов до
ее реформирования с 1 января 2014 г. (Декрет
Президента Республики Беларусь от 29 ноября
2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной
системы Республики Беларусь», Указ Президента
Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г.
№ 529 «О некоторых вопросах деятельности
судов Республики Беларусь», Указ Президента
Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г.
№ 530 «О некоторых вопросах совершенствования
организации исполнения судебных постановлений
и иных исполнительных документов»), а
также изучение норм действующего законодательства
в данной сфере.
- ПРАВОВОЙ СТАТУС
СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Создание Службы судебных исполнителей
хозяйственных судов (далее — Служба)
в Республике Беларусь осуществлялось
в период формирования Беларуси, как суверенного
государства. Период становления Службы
потребовал напряженной работы от каждого
работника хозяйственного суда — от судебного
исполнителя до руководителя суда.
Указом Президента Республики Беларусь
от 08 октября 1997 г. №507 "О создании Службы
судебных исполнителей хозяйственных
судов в Республике Беларусь" [10] в целях
обеспечения оперативности и эффективности
исполнения решений хозяйственных судов
с 1 января 1998 г. создана Служба судебных
исполнителей хозяйственных судов [21].
Мотивами
создания самостоятельной Службы в структуре
хозяйственных судов послужили резкое
увеличение количества обращений по экономическим
спорам и низкий уровень исполнения постановлений
хозяйственных судов судебными исполнителями
общих судов [20].
Создание Службы при хозяйственных
судах было обусловлено следующими факторами:
- специфика принудительного
взыскания с субъектов предпринимательства,
применение способов и методов, различных
по сравнению с взысканием задолженности
с физических лиц (граждан);
- возможность контроля судей
хозяйственных судов за исполнением их
же решений и, соответственно, за удовлетворением
нарушенных прав кредиторов
3) оказание судьями методической
помощи судебным исполнителям
по вопросам экономического и
правового характера, возникающим
в рамках исполнительного производства
[17].
Служба судебных исполнителей
хозяйственных судов в Республике Беларусь
входила в систему хозяйственных судов
Республики Беларусь и являлась органом
по исполнению судебных и иных актов по
хозяйственным (экономическим) спорам.
В соответствии со статьей 185
кодекса Республики Беларусь о судоустройстве
и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З исполнение
судебных постановлений по судебным делам
в части имущественных взысканий, а также
иных актов, подлежащих исполнению в предусмотренных
законодательством случаях, осуществлялось
судебными исполнителями [3].
В соответствии с пунктом 3 Инструкции
по исполнительному производству, утвержденной
Постановлением Министерства юстиции
Республики Беларусь от 20.12.2004 года № 40
"Об утверждении инструкции по исполнительному
производству" судебным исполнителем
может быть гражданин Республики Беларусь,
достигший восемнадцатилетнего возраста,
имеющий среднее специальное юридическое
образование либо высшее юридическое
образование (для старшего судебного исполнителя
районного (городского) суда — высшее юридическое образование
и стаж работы по юридической специальности
не менее двух лет, в том числе не менее
одного года в должности судебного исполнителя,
для старшего судебного исполнителя областного,
Минского городского судов — высшее юридическое образование
и стаж работы в должности судебного исполнителя
районного (городского) суда не менее двух
лет), способный по своим деловым и личным
качествам, а также по состоянию здоровья
исполнять возложенные на него обязанности
[12].
Судебным исполнителем может
быть назначен гражданин Республики Беларусь,
имеющий, как правило, юридическое или
экономическое среднее специальное или
высшее образование, опыт практической
работы в судах, правоохранительных или
контрольных органах, способный по своим
моральным и деловым качествам исполнять
возложенные на него обязанности.
Для главного судебного исполнителя
хозяйственных судов Республики Беларусь,
его заместителя и старших судебных исполнителей
хозяйственных судов областей и г. Минска
обязательно наличие высшего юридического
образования [17]
Согласно пункту 20 Постановления
Совета Министров Республики Беларусь
от 28 июня 2002 г. № 874 "О внесении изменений
и дополнений в некоторые постановления
Совета Министров Республики Беларусь"
судебным исполнителям выдавались служебные
удостоверения единого образца, утверждаемого
Председателем Высшего Хозяйственного
Суда.
Судебные исполнители при исполнении
служебных обязанностей носили форменную
одежду, имели знаки различия и эмблему,
образцы которых утверждались Высшим
Хозяйственным Судом в установленном
законодательством порядке [6].
Судебные исполнители являлись
служащими государственного аппарата,
на них распространялись гарантии правовой
и социальной защиты, предусмотренные
законодательством о государственной
службе [1].
В соответствии с пунктом 9 Положения
судебный исполнитель как представитель
власти находился под защитой государства.
Требования судебного исполнителя,
предъявленные в пределах его компетенции,
были обязательны для физических лиц,
а также индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц и организаций (на всей
территории Республики Беларусь).
За неисполнение законных требований
судебного исполнителя физические лица
и должностные лица субъектов хозяйствования
могли быть привлечены к ответственности
в соответствии с законодательством.
Сотрудники органов внутренних
дел в случае необходимости и в пределах
предоставленных им законодательством
полномочий обеспечивали охрану правопорядка
при исполнении судебными исполнителями
служебных обязанностей [1].
Согласно пункту 11 Положения судебный
исполнитель наделялся правами и нес обязанности,
вытекающие из задач, возложенных на Службу.
Главный судебный исполнитель хозяйственных
судов Республики Беларусь, его заместитель
и старшие судебные исполнители пользовались
всеми правами, предоставленными законодательством
судебному исполнителю хозяйственных
судов.
Должностные полномочия заместителя
начальника управления контроля — заместителя
главного судебного исполнителя хозяйственных
судов Республики Беларусь устанавливались
Высшим Хозяйственным Судом [1].
На начальника управления контроля
— главного судебного исполнителя хозяйственных
судов Республики Беларусь при осуществлении своей деятельности
в соответствии с пунктом 12 Положения
налагались следующие права и обязанности:
- осуществление организацию деятельности
и непосредственное руководство Службой;
- обеспечение контроль за своевременным
и полным исполнением исполнительных документов, в
необходимых случаях непосредственное
участие в исполнении исполнительных
документов;
- вправе поручать судебным исполнителям Службы проведение отдельных исполнительных действий по находящимся у него на исполнении исполнительным производствам;
- в пределах своей компетенции рассматривал
обращения на действия (бездействие) судебных
исполнителей Службы;
- вправе затребовать от подчиненных подразделений
Службы исполнительные производства для
изучения, проверки, разрешения иных возникших
вопросов по исполнению и в случае необходимости
передавать их для дальнейшего исполнения
судебным исполнителям управления контроля;
- имел право своим постановлением отменять
не обжалованное в установленном законодательством
порядке постановление судебного исполнителя,
вынесенное с нарушением законодательства;
- имел право давать указания и распоряжения
по вопросам деятельности Службы, обязательные
к выполнению работниками Службы;
- вносил предложения председателям хозяйственных
судов областей и г. Минска по вопросам,
связанным с организацией работы отделов
исполнения;
- организовывал проведение анализа практики
осуществления исполнительных документов,
разрабатывал и вносил Председателю Высшего
Хозяйственного Суда предложения по совершенствованию
деятельности Службы;
- организовывал разработку методических
указаний, а также инструкций, приказов
Высшего Хозяйственного Суда по вопросам,
связанным с осуществлением исполнительных
документов;
- организовывал выполнение постановлений
Пленума, Президиума, приказов Высшего
Хозяйственного Суда;
- участвовал в подготовке и проведении
совещаний и семинаров с работниками субъектов
хозяйствования по вопросам исполнительного
производства;
- в пределах своей компетенции выполнял
указания и поручения руководства Высшего
Хозяйственного Суда;
- осуществлял подбор и изучение кандидатур
на должности работников управления контроля;
- участвовал в организации профессиональной
подготовки и повышении квалификации
судебных исполнителей Службы;
- вносил предложения Председателю Высшего
Хозяйственного Суда об изменении численности
подразделений Службы за счет имеющихся
вакансий;
- вносил предложения председателям хозяйственных
судов о поощрении работников Службы,
а также привлечении их к дисциплинарной
ответственности за нарушения служебных
обязанностей;
- нес предусмотренную законодательством
ответственность за невыполнение задачи,
возложенной на Службу;
- осуществлял выполнение иных обязанностей,
предусмотренных законодательством и
правовыми актами Высшего Хозяйственного
Суда.
- осуществление организацию деятельности
и непосредственное
- вправе поручать судебным исполнителям
Службы проведение отдельных исполнительных
действий по находящимся у него на исполнении
исполнительным производствам;
- в пределах своей компетенции рассматривал
обращения на действия (бездействие) судебных
исполнителей Службы;
- вправе затребовать от подчиненных подразделений
Службы исполнительные производства для
изучения, проверки, разрешения иных возникших
вопросов по исполнению и в случае необходимости
передавать их для дальнейшего исполнения
судебным исполнителям управления контроля;
- имел право своим постановлением отменять
не обжалованное в установленном законодательством
порядке постановление судебного исполнителя,
вынесенное с нарушением законодательства;
- имел право давать указания и распоряжения
по вопросам деятельности Службы, обязательные
к выполнению работниками Службы;
- вносил предложения председателям хозяйственных
судов областей и г. Минска по вопросам,
связанным с организацией работы отделов
исполнения;
- организовывал проведение анализа практики
осуществления исполнительных документов,
разрабатывал и вносил Председателю Высшего
Хозяйственного Суда предложения по совершенствованию
деятельности Службы;
- организовывал разработку методических
указаний, а также инструкций, приказов
Высшего Хозяйственного Суда по вопросам,
связанным с осуществлением исполнительных
документов;
- организовывал выполнение постановлений
Пленума, Президиума, приказов Высшего
Хозяйственного Суда;
- участвовал в подготовке и проведении
совещаний и семинаров с работниками субъектов
хозяйствования по вопросам исполнительного
производства;
- в пределах своей компетенции выполнял
указания и поручения руководства Высшего
Хозяйственного Суда;
- осуществлял подбор и изучение кандидатур
на должности работников управления контроля;
- участвовал в организации профессиональной
подготовки и повышении квалификации
судебных исполнителей Службы;
- вносил предложения Председателю Высшего
Хозяйственного Суда об изменении численности
подразделений Службы за счет имеющихся
вакансий;
- вносил предложения председателям хозяйственных
судов о поощрении работников Службы,
а также привлечении их к дисциплинарной
ответственности за нарушения служебных
обязанностей;
- нес предусмотренную законодательством
ответственность за невыполнение задачи,
возложенной на Службу;
- осуществлял выполнение иных обязанностей,
предусмотренных законодательством и
правовыми актами Высшего Хозяйственного
Суда.
Согласно статьи 327 ХПК к компетенции
судебного исполнителя относились все
вопросы по исполнительному производству,
за исключением вопросов, отнесенных ХПК
к компетенции хозяйственного суда.
Судебный исполнитель по основаниям
и в порядке, установленным ХПК, осуществлял
возбуждение исполнительного производства,
проводит контроль за добровольным исполнением,
осуществлял принудительное исполнение
и возвращение исполнительного документа
взыскателю, принимал меры по установлению
места нахождения должника, выступал в
качестве примирителя в исполнительном
производстве [22]
Также судебный исполнитель был вправе
(пункт 13 Положения):
- принимать меры по установлению местонахождения
имущества должника;
- истребовать от физических лиц, должностных
лиц государственных органов и субъектов
хозяйствования необходимую информацию,
устные или письменные объяснения, документы
и материалы;
- требовать от руководителей и иных должностных
лиц субъектов хозяйствования выделения
специалистов для выяснения возникших
вопросов;
- по предъявлении служебного удостоверения
беспрепятственно входить на территорию
и в помещения субъектов хозяйствования
независимо от вида пропускного режима,
если иное не предусмотрено законодательством,
иметь доступ на склады, в хранилища, производственные
и вспомогательные помещения и другие
объекты для проверки наличия денежных
средств, ценных бумаг и других материальных
ценностей. При необходимости с участием
понятых вскрывать, производить осмотр
производственных, складских, торговых
и иных помещений должника;
- в необходимых случаях опечатывать помещения,
где хранятся материальные ценности или
документы, кассы или кассовые помещения,
склады, архивы;
- давать предписания о приостановке полностью
или частично операций по расчетным и
иным счетам физических лиц и субъектов
хозяйствования в банках в случае непредставления
или отказа предоставить необходимую
информацию, материалы или документы;
- использовать нежилые помещения для
временного хранения изъятого имущества
с назначением хранителя имущества с отнесением
расходов по хранению на должника;
- давать поручения физическим лицам, государственным
органам и субъектам хозяйствования по
выполнению определенных действий, указанных
в исполнительных документах;
- в случае неясности или неточности исполнительного
документа ставить вопрос перед судом,
выдавшим его, о разъяснении;
- входить в компетентные органы с предложениями
о приостановлении перемещения груза
или выезда за границу лиц до погашения
ими задолженности по исполнительным
документам;
- в соответствии с законодательством
составлять протоколы о совершении действий,
влекущих применение мер административного
воздействия в отношении физических лиц,
должностных лиц государственных органов
и субъектов хозяйствования;
- ходатайствовать перед судьей о применении
административных и иных мер в отношении
лиц, не исполняющих указания судебного
исполнителя либо не исполняющих исполнительные
документы, а равно препятствующих совершению
любых исполнительных действий;
- производить оценку имущества, в том
числе зданий, сооружений, объектов торгового
и специального назначения, предприятий
как единого имущественного комплекса,
приглашая в необходимых случаях для этих
целей специалиста с отнесением расходов
по оплате труда специалиста по смете
хозяйственного суда на должника;
- при обнаружении подделок, подлогов,
других злоупотреблений в установленном
законодательством порядке изымать необходимые
документы, оставляя в делах акт изъятия
и копии или опись изъятых документов;
- за нарушение действующего законодательства
и неисполнение требований судебного
исполнителя, предъявленных в пределах
компетенции, вносить руководителям государственных
органов, субъектов хозяйствования предложения
о привлечении виновных к дисциплинарной
ответственности. Руководители указанных
организаций в срок, установленный судебным
исполнителем, должны рассмотреть эти
предложения и о принятых мерах сообщить
в соответствующий хозяйственный суд;
- ходатайствовать перед районным (городским)
судом, Верховным Судом о совершении отдельных
исполнительных действий по исполнительному
производству, находящемуся на исполнении
в хозяйственном суде. Исполнительные
действия, по которым может быть оказано
содействие судебным исполнителем общего суда, а
также порядок взаимодействия судебных
исполнителей общих судов и Службы судебных
исполнителей хозяйственных судов определяются
Высшим Хозяйственным Судом и Министерством
юстиции совместно;
- осуществлять иные предусмотренные законодательством
действия по исполнению исполнительных
документов [1].