Процедура исполнительного
производства в США регулируется законодательными
актами штатов и правилами гражданского
судопроизводства конкретного штата [15].
Финляндия
В Финляндской Республике функции
по принудительному исполнению возложены
на Государственную службу принудительного
исполнения, подведомственную Министерству
юстиции. Государственная служба принудительного
исполнения Финляндии состоит из центрального
аппарата и подведомственных ему территориальных
органов. Возглавляет Службу руководитель,
назначаемый на должность Государственным
Советом (Правительством). Руководство
территориальными органами осуществляется
старшими окружными судебными исполнителями.
Территориальный орган имеет свой район
деятельности (округ), в пределах которого
осуществляется функции принудительного
исполнения. На один округ приходится
от 2 до 9 отделов принудительного исполнения,
в зависимости от масштаба округа. Возглавляют
отделы окружные судебные исполнители
[14].
Окружные судебные исполнители
организуют работу отдела, обеспечивают,
чтобы подчиненные им должностные лица
(судебные исполнители и канцелярские
работники), надлежащим образом и в соответствии
с законом исполняли возложенные на них
обязанности, а также выполняли их распоряжения.
В общем, по стране насчитывается
около 650 судебных исполнителей, у которых
нет личных ассистентов, однако в канцелярии
работает "персонал-опора" исполнителей
(также порядка 650 человек по стране). Сейчас
в отделах принудительного исполнения
Финляндии основано действие "поддержка
исполнения", т. е. когда работники канцелярии
уполномочены выполнять некоторые действия,
которые раньше выполняли судебные исполнители.
Эти задания, например, связаны с контролем
правильности взыскания заработной платы.
Из общего числа судебных исполнителей
100 человек занимаются вопросами проведения
аукционов и реализацией имущества должников.
На должность окружного судебного
исполнителя может быть назначен гражданин
Финляндии, имеющий степень бакалавра
или магистра юриспруденции, который хорошо
знаком с исполнительным производством
или же при осуществлении других обязанностей
приобрел навыки, или имеет квалификацию,
необходимую для успешной работы в данной
должности. Дополнительными условиями
для назначения на должность старшего
окружного судебного исполнителя являются
хорошие лидерские качества и умение руководить
практической работой подчиненных по
осуществлению исполнительного производства.
Запрос об исполнении решения
суда кредитор (взыскатель) может направить
через Интернет. При этом кредитор должен
иметь на руках решение суда и предъявить
исполнительному органу оригинал этого
решения. Однако с 2011 года предъявление
оригинала судебного решения судебному
исполнителю будет не обязательно, т.к.
судебному исполнителю будет предоставлено
право скачивать судебное решение [15].
Швеция
Принудительное исполнение
в Швеции осуществляется Управлением
принудительного исполнения решений судов
— государственным органом, тогда как
непосредственная ответственность возложена
на судебного пристава либо района, где
проживает должник, либо района, где находится
подлежащая аресту собственность [15].
Таким образом, изучив государственное
принудительное исполнения зарубежных
государств, можно сделать вывод, что в
России, США, Финляндии органы принудительного
исполнения входят в систему исполнительной
власти. А в Германии, Израиле, Швеции,
также как и в Республике Беларусь, принудительное
исполнение возлагается на должностных
лиц, состоящих при судах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы:
- Служба судебных исполнителей хозяйственных судов до ее унификации представляла собой высокоорганизованную структуру, нацеленную на решение задач по повышению оперативности и эффективности исполнения. Служба входила в структуру хозяйственных судов Республики Беларусь. Деятельность Службы свидетельствовала, что ее создание в качестве неотъемлемой части системы хозяйственных судов было целесообразно и оправдано.
Усилия хозяйственных судов, который
были направлены на успешное решение поставленных
задач, позволили Службе судебных исполнителей
занять достойное место в системе экономического
правосудия, призванной обеспечивать
защиту прав и законных интересов граждан,
юридических лиц и государства.
Соблюдение законности, укрепление
дисциплины, совершенствование профилактической работы были ключевыми
задачами Службы судебных исполнителей.
- Судебный исполнитель в хозяйственных
судах являлся государственным служащим, он наделялся правами и нес обязанности, вытекающие из задач, возложенных на Службу. А основной задачей судебных исполнителей
хозяйственного суда в исполнительном
производстве являлась своевременное и полное исполнение судебного решения и иного акта, подлежащего исполнению в соответствии с законодательством.
- При осуществлении деятельности судебные
исполнители в хозяйственных судах обладали широким объемом прав и обязанностей, предусмотренных ХПК, а также Положением "О
службе судебных исполнителей хозяйственных
судов в Республике Беларусь".
А за нарушение
законности, злоупотребление властью,
превышение служебных полномочий, неисполнение
или ненадлежащее исполнение возложенных
на них обязанностей судебные исполнители
несут дисциплинарную, материальную, административную
и уголовную ответственность в порядке,
установленном законодательством.
- После подписания 29 ноября 2013 г Президентом
Республики Беларусь пакета законодательных
актов, 1 января 2014 г. была создана и начала
функционировать единая система органов
принудительного исполнения судебных
постановлений, в состав которой вошли
исполнители общих и хозяйственных судов.
Глобальных изменений унификация Службы
не принесла, однако значительно расширились
права судебных исполнителей, исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством.
- В России, США, Финляндии органы
принудительного исполнения входят в
систему исполнительной власти. А в Германии,
Израиле, Швеции, также как и в Республике Беларусь, принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих при судах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александров, И. Разрешение хозяйственных споров
судами Германии -2002. — № 4. — С. 44-54.
2. Вопросы Федеральной службы
судебных приставов : Указ Президента
Российской Федерации, 13 октября 2004 г.,
№ 1316 : в редакции Указа Президента Российской
Федерации от 11.02.2013 г. // ООО "НПП ГАРАНТ-СЕРВИС".
3. Кодекс Республики Беларусь
о судоустройстве и статусе судей : принят
Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобрен
Советом Республики 16 июня 2006 г.: текст
Кодекса по состоянию на 18 июля 2011 г. —
Минск : Амалфея, 2012. — 152 с.
4. Мартыненко, И. Э. Судоустройство
и судопроизводство по хозяйственным
спорам /Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы-2009- c.
582-587
5. О Cлужбе судебных исполнителей
хозяйственных судов в Республике Беларусь
: Постановление Совета Министров Республики
Беларусь, 30 января 1998 г., № 147
6. О внесении изменений и дополнений
в некоторые постановления Совета Министров
Республики Беларусь : Постановление Совета
Министров Республики Беларусь, 28 июня
2002 г., № 874
7. О некоторых вопросах совершенствования
организации исполнения судебных постановлений
и иных исполнительных документов, Указ
Президента, 29 ноября 2013, №530
8. О некоторых вопросах деятельности
судов Республики Беларусь, Указ Президента,
29 ноября 2013, №529
9. О порядке использования денежных
средств, полученных хозяйственными судами
Республики Беларусь при принудительном
исполнении по имущественным взысканиям
: Постановление Совета Министров Республики
Беларусь, 29 апреля 1998 г., № 671
10. О создании Службы судебных
исполнителей хозяйственных судов в Республике
Беларусь : Указ Президента Республики
Беларусь, 08 октября 1997 г., №507
11. Об утверждении инструкции
о порядке взаимодействия судебных исполнителей
общих судов и службы судебных исполнителей
хозяйственных судов в Республике Беларусь
: Постановление Министерства юстиции
Республики Беларусь, 22 ноября 2006 г., №
73
12. Об утверждении инструкции
по исполнительному производству: Постановление
Министерства юстиции Республики Беларусь,
20 декабря 2004 г., № 40.
13. Об утверждении нормативов
времени на работы, выполняемые судебными
исполнителями службы судебных исполнителей
хозяйственных судов Республики Беларусь
: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного
Суда Республики Беларусь, 20 сентября
2011 г., № 19
14. Обзор законодательства [Электронный ресурс] / Федеральная служба судебных
приставов. —Режим доступа: http://www.pda.r78.fssprus.ru.— Дата доступа: 30.03.2014.
15. Организационная структура
органов принудительного исполнения зарубежных
государств [Электронный ресурс] / Федеральная служба судебных
приставов. — Режим доступа: http://www.pda.fssprus.ru.— Дата доступа: 30.03.2014.
17. Орлов, А. Б. Организация деятельности
службы судебных исполнителей хозяйственных
судов Республики Беларусь.
18. Раптунович, И. А. Объединяем исполнительные
производства / И.А. Раптунович // "Промышленно-торговое
право". — 2011. — № 6. — С. 43—45.
19. Резолюция второго
съезда судей Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Верховный Суд
Республики Беларусь.— Режим доступа: http://www.supcourt.by. — Дата доступа: 30.03.2014.
20. Служба судебных исполнителей
хозяйственных судов отмечает 15-летие
[Электронный ресурс] / Высший Хозяйственный
Суд Республики Беларусь. — Режим доступа:
http://court.gov.by/economic-justice/news.— Дата доступа: 30.03.2014.
21. Хозяйственные суды в Республике
Беларусь [Электронный ресурс] / Библиофонд.
— Режим доступа: www.bibliofond.ru.— Дата доступа: 30.03.2014.
22. Хозяйственный процессуальный
кодекс Республики Беларусь : принят
Палатой представителей 11 ноября 1998 г.:
одобрен Советом Республики 26 ноября 1998
г.: текст Кодекса по состоянию на 3 июля
2011 г. — Минск : Амалфея, 2012. — 336 с.
23. О совершенствовании судебной
системы Республики Беларусь: Декрет Президента,
29 ноября 2013, №6