Управление в ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 06:33, контрольная работа

Краткое описание

В начале периода экономических реформ большая часть государственной собственности в жилищно-коммунальной сфере (жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры) были переданы в муниципальную собственность. Муниципализация жилищно-коммунальной сферы произошла в тот период, когда эта сфера во все большей степени становилась дотационной, поскольку процесс либерализации цен не в полной мере отразился на изменении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Городская инфраструктура.docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

Модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425, не в полной мере учитывает необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии сегодняшнего дня. Процесс реформ идет крайне медленными темпами. В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков (10).

Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми, в настоящее время, на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно к гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств (8).

Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в секторе жилищно-коммунального хозяйства, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные получатели их услуг - граждане, а функции бюджета будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, дотирование которых будет прекращено). В результате конечные получатели услуг получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплатах средств гражданам (13).

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг со стороны населения. развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств, усилить социальную направленность бюджетной политики.

Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.

Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться, в основном, за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь, средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет возможным в ограниченном объеме и будет являться не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой развития жилищно-коммунального комплекса (16).

Более важным элементом участия государства в финансировании модернизации жилищно-коммунального хозяйства будет поддержание в течение ряда лет стабильного уровня выплат на социальные счета граждан при зафиксированном уровне тарифов на жилищно-коммунальные услуги (на регулируемый период), что обеспечит сектору гарантированное финансирование, а инвесторам - гарантированный возврат в разумные сроки капитала, вложенного в модернизацию и развитие коммунального хозяйства.

В результате развития конкурентных отношений в жилищном хозяйстве будет качественно повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства не менее чем на 20 процентов против существующего уровня и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

а) перейти на полную оплату стоимости услуг жилищно-коммунального сектора населением без увеличения в структуре (бюджет + граждане) совокупного жилищно-коммунального платежа в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

б) потребителям услуг - непосредственно влиять на их количество и качество, обеспечивая необходимое давление на коммунальные предприятия с целью повышения эффективности оказываемых услуг;

в) собственникам и нанимателям жилищного фонда - производить конкурентный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих наилучшее качество услуг по наименьшей цене;

г) стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);

д) стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, качественно повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для развития сектора и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

 

3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальной сферой муниципального образования

 

Решение этой задачи включает в себя два основных направления:

• Формирование многообразия собственников жилищной сферы;

• Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг.

Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована лишь квартира, а все остальное находится в совместной собственности с иными субъектами, владеющими прочими элементами зданий;

Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда.

Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволит повысить личную заинтересованность жильца в качественном содержании не только своей квартиры, но и мест общего пользования, оборудования и т.д.

С другой стороны, повысится и требовательность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, т.к. эффективность и направление вложения средств будет определяться уже самими собственниками.

Таким образом, муниципальные органы власти должны всячески содействовать созданию ТСЖ, оказывая при этом всестороннюю юридическую и экономическую поддержку.

Содействие скорейшему становлению ТСЖ должно предусматривать:

• Упрощение процедуры регистрации;

• Получение ТСЖ дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальных услуг на уровне муниципального жилищного фонда;

• Передача прав на нежилые помещения или перечисление части арендной платы ТСЖ за нежилые помещения в доме;

• Передача прав на земельный участок под дом и придомовую территорию;

Действенную помощь в распространении товариществ собственников жилья в г. Ижевске может оказать организация их на базе вновь построенных жилых домов, в которых все квартиры распределяются на рыночной основе.

Однако не исключается и факт создания ТСЖ с участием муниципальных органов власти через уполномоченные органы.

Одной из главных целей реформы является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и формирование рынка услуг. Для достижения этой цели необходимо:

Разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

Внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все сферы жилищно-коммунального хозяйства;

Служба заказчика должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Служба заказчика должна являться управляющей структурой как в области обслуживания жилья и других объектов, так и в области их теплоэнергоснабжения .

Практика регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда, однако, на сегодняшний день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано, прежде всего, с тем, что при финансировании из бюджета, служба заказчика создается с минимальным количеством персонала, что в свою очередь, связано с сокращением бюджетных расходов.

Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач.

В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью и сколько он будет за это платить. С другой стороны, в сферу интересов управляющей компании нового типа должны попасть не только жилые дома и придомовые территории, но и вполне логично – другая инфраструктура микрорайонов и районов города, а именно: детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного назначения, тепловые передающие сети и др.

На первом этапе реформы ЖКХ целесообразно, чтобы ГЖУ, Комитет городского хозяйства, УКЭХ, исходя из накопленного опыты, оказывало нормативно-правовую, методологическую и иную поддержку предприятиям, вставшим на нелегкий путь управления ЖКХ.

 

Заключение

 

Необходимость в жилище является важнейшей, естественной потребностью человека, определяющей условия его жизни. От условий жизни, их благоустройства, качества и надёжности коммунально-бытового обслуживания зависит состояние здоровья, продолжительность жизни, социально-политическое настроение людей и многое другое.

Жилищно-коммунальная сфера является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных образований – это более 50 тысяч предприятий, каждое пятое из которых – государственное или муниципальное. Стоимость основных фондов отрасли – 580 триллионов рублей. В ЖКХ занято свыше 4 миллионов человек. Казалось бы, ЖКХ должно быть самой богатой отраслью. Однако, в то же время, весь этот огромный механизм был и по-прежнему остаётся самой неэффективной сферой экономики нашей страны.

Такое положение связано с целым рядом проблем, которые требуют скорейшего решения. Недофинансирование отрасли за все предшествующие годы, прогнившая структура управления, техническая отсталость применяемых технологий привели к тому, что сейчас, кроме больших единовременных вложений, необходимы ещё и новые неординарные подходы для осуществления её эффективной деятельности.

В 2003 году по всей России и в том числе в Республике Татарстан начаты преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Меняется схема финансирования отрасли, вводятся адресные жилищно-коммунальные субсидии с использованием именных счетов граждан, меняются подходы в области формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Итоги проводимых в стране социально-экономических преобразований убедительно показали, что реформа жилищно-коммунальной сферы муниципального образования играет значительную роль в решении задач преодоления бюджетного кризиса. Однако, уже на первом этапе реформы данной сферы, ведущей составляющей которой является жилищная сфера, выявился ряд весьма серьезных проблем.

В большинстве городов России реформа не дала ожидаемых результатов, а в ряде крупных, с высоким промышленным потенциалом, даже обострила кризисные явления в жилищной сфере. Совокупность проблем, обусловивших и усиливших кризис, связана с деформациями государственной политики в данной сфере, сложившимися в старой системе, и ошибками, допущенными в ходе реформирования. До реформирования экономики исследованию государственной политики в жилищной сфере практически не уделялось внимания. С началом экономических преобразований выявилась значимость этой области народного хозяйства, реформа ЖКХ превратилась в ключевой вопрос государственной политики. В связи с этим, Правительством был разработан и принят большой пакет законодательно-правовых актов, разработаны и реализуются целевые программы, концепция реформы ЖКХ.

Информация о работе Управление в ЖКХ