Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Хозяйственное право".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы.docx

— 64.17 Кб (Скачать файл)

1

Государство - особая политико-публичная организация общества, обладающая своей территорией, суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения государственной казной, устанавливающая общеобязательные правила поведения (право)

Основными признаками государства  являются:

•  политико-публичная организация (публичная власть) - государство обладает публичной властью, которая осуществляется предназначенными для этого органами, реализующими полномочия управления, а иногда и принуждения. Публичная власть отделена от общества; ее, осуществляет обособленная прослойка общества, чьей профессией является управление (от древних военных вождей и дружины до современной бюрократии);

•  территория:

-   государство обладает строго определенной территорией, очерченной государственными границами, - именно на этой территории государство осуществляет свою власть;

-  постоянные жители государства  имеют с ним устойчивую политико-правовую связь - гражданство (подданство - в монархиях);

• суверенитет:

-  внутренний - государство обладает верховенством на всей своей территории. Государственная власть распространяется на все население, все организации;

- внешний – государство проводит   независимую   внешнюю политику.

• госказна:

- государство формирует собственный запас финансовых средств -взимает налоги, таможенные пошлины; владеет предприятия-ми, выпускает государственные ценные бумаги и т д.

-    полученные доходы перераспределяются на содержание госаппарата, социально-экономические, культурные цели;

 • право:

-  государство издает общеобязательные для всего населения правила поведения (нормы права);

- государство осуществляет свою  деятельность в правовых формах (в соответствии с нормами права, а также — с подписанными им соглашениями и общепринятыми нормами международного права).

 

2

- Функции государства - это основные  направления деятельности государства,  в которых выражается его роль  и назначение в обществе.

- Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри общества и страны.

- Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими странами.

К внешним функциям относятся:

защита общества, государства от внешней угрозы;

взаимодействие с другими государствами  и международными организациями.

- Охранительные функции - это  деятельность государства, направленная  на обеспечение охраны всех  существующих направлений общественных  отношений 9охрана прав и свобод  граждан, экологическая безопасность, защита государства от внешней  угрозы).

- Регулятивная функция - это  деятельность государства, направленная  на развитие существующих общественных  отношений (экономическая, функция  взаимодействия с другими государствами).

Самыми многочисленными функциями  государства являются внутренние функции, которые условно можно объединить в 4 группы. ? Какие?

1. Политическая - государство оказывается  главным носителем политической  власти, обеспечивая условия деятельности  политических и общественных  институтов.

2. Экономическая - государство регулирует  экономические отношения и структурные  отношения в экономике (национализация, приватизация и др.)

3. Социальная - осуществление государством программ развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.

4. Идеологическая - воспитание граждан общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации.

Формы гос-ва

- Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют. Условно форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

- Унитарное государство - единая политическая однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. (Великобритания, Швеция, Дания, Франция, Испания, Италия).

- Федерация - устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах, распределенных между ними и центром полномочий; имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. (США, Германия, РФ, Мексика, Бразилия).

- Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.( Швейцария, СНГ).

 

3

Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

2. Признаки правовой нормы

— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

— Издается в конкретной форме.

— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

— Всегда представляет собой властное предписание государства.

— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

 

4

5

6

 Источник права (Форма права) – это способы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения.

Виды источников права. К источникам права относятся: 1.правовой обычай, 2.правовой прецедент, 3.договор с нормативным содержанием, 4.нормативно-правовой акт, 5.референдум, 6.общие принципы права, 7.религиозные тексты, 8.юридическая наука. В России утвердились первые четыре вида источников права.

1.Правовой обычай – правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое гос-вом в кач-ве общеобязательного правила.

2.Правовой прецедент – реш-е гос. органа (суда, должностного лица), принимаемой за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел.

3.Дог-р с нормативным  содержанием: Этот вид источника наиболее распространен в гражданском праве. Содержит норму общего хар-ра, добровольность заключения, согласие участников по всем существенным аспектам договора, эквивалентность и возмездность, взаимная ответственность сторон по исполнению обязательств, правовое обеспечение.

4.Нормативно-правовые акты – основная и наиболее совершенная форма современного права. Характерные признаки:

рез-т правотворческой деят-ти гос-ва;

содержат в себе общеобязательные правила поведения;

выражают общегосударственную  волю;

принимаются и реализуются в  особом процессуальном порядке;

имеют строго определенную документальную форму (указ, распоряжение, закон и  пр.);

адресуются к неопределенно  большому кол-ву субъектов;

направлены на постоянное либо длительное применение;

направлены на урегулирование наиболее типичных массовых отношений;

 

7

8

Норма права - общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Формой существования норм права являются соответствующие нормативно-правовые акты (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.).

Признаки нормы права:

1. формальная определенность;

2. общеобязательность;

3. представительно-обязывающий хар-р;

4. системность; 

5. выражение идей справедливости  и свободы; 

6. реализация правовой нормы  обеспечивается мерами государственного  принуждения; 

7. моделирует общественные отношения. 

Признаки правовой нормы выражены в ее структурных элементах: диспозиции, т.е. самого правила поведения, гипотезе – указания на условия применения нормы, и санкции – установление угрозы наступления неблагоприятных юр.последствий неисполнения или нарушения правовой нормы. Структура нормы права – это внутренне состояние, связь и соотношение элементов, способ их взаимодействия.

Гипотеза – указывает на реальные условия, при наступлении к-ых норма вступает в действие. Гипотеза связывает предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения с конкретными лицами, местом, временем и т.п.

Диспозиция – определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные должные варианты их поведения, заключает в себе модель правомерного поведения. Различают след. диспозиции: простые, описательные, ссылочные, бланкетные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Санкция – предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юр. ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь гос-ва и права.

Виды правовых норм:

По функциональной роли в механизме  правового регулирования – исходные (конституционные нормы, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения и др.), общие (присущи общей части той или иной отрасли права) и специальные (относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права).

По предмету правового регулирования  – материальные (что регулируют) и процессуальные (как регулируют).

По методу правового регулирования  – императивные (категорически, строго обязательные), диспозитивные (предписывают вариант поведения).

По сфере действия – общего действия (федеральные, общепринятые в международном праве), ограниченного действия (адресованные специальным субъектам, областные, краевые и др.) и локальные (отдельного коллектива).

По субъекту правотворчества –  в зависимости от издавшего органа (федеральные, субъектов федерации, муниципальные; законы, постановления, распоряжения, приказы и т.п.).

По виду диспозиции – а) управомочивающие, обязывающие, запрещающие; б) простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

 

9

10

Толкование (интерпретация) права — это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам. Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения. АНАЛОГИЯ ПРАВА - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае, при Невозможности использовать аналогию закона. Служит средством восполнения пробелов в праве. Недопустимо применение А.п. в уголовных делах.

11

12

12.Юридическая ответственность:  понятие, основание, виды

Юридическая ответственность — предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия; вид социальной ответственности.

Основные функции Ю.о. - охрана правопорядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкретную цель - предупреждение правонарушений. Она достигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов. Успешному осуществлению этих задач служат следующие основные принципы Ю.о.: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность, неотвратимость.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую  ответственность, различаются: уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность и дисциплинарная ответственность. Основные виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений. Уголовная применяется только за совершение преступлений (общественно опасных деяний, запрещённых уголовным законом под угрозой наказания), это наиболее суровый вид юридической ответственности, уголовно-правовые санкции наиболее жёсткие, а уголовно-правовые взыскания носят характер наказаний, уголовная ответственность налагается только судом. Административная наступает за совершение административных правонарушений (не представляющих большой общественной опасности, посягающих, как правило, на общественный правопорядок, на порядок управления), налагается уполномоченными должностными лицами государственных органов, а в некоторых случаях - судом. Гражданско-правовая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (налагается судом или исполняется добровольно), а также за причинение имущественного и иного вреда, гражданско-правовые санкции носят правовосстановительный, компенсирующий характер. Дисциплинарная налагается уполномоченным должностным лицом, которому подчинён правонарушитель, за нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Основные функции юридической ответственности: штрафная (карательная); правовосстановительная (компенсаторная); превентивная (предупредительная), воспитательная.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"