Скуратов
Владимир Геннадьевич
Вопросы
к экзамену
по курсу
«Хозяйственный процесс»
для студентов
5 курса юридического, заочного (сокр) факультета
- Хозяйственное процессуальное право как отрасль права.
- Понятие и стадии хозяйственный процесс
- Принципы хозяйственного процессуального права.
- Хозяйственные процессуальные отношения.
- Хозяйственные суды Республики Беларусь, апелляционные, кассационные и надзорные инстанции хозяйственных судов.
- Правовой статус судей хозяйственных судов. -
- Хозяйственные суды областей.
- Правовое положение Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.
- Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного суда.
- Должностные лица хозяйственного суда. -
- Подведомственность дел хозяйственному суду: понятие, значение, виды.
- Общие правила подведомственности дел хозяйственному суду.
- Разграничение подведомственности дел между общими и хозяйственными судами.
- Понятие, виды и общие правила подсудности дел хозяйственному суду.
- Альтернативная, исключительная и договорная территориальная подсудность.
- Состав и общая характеристика лиц, участвующих в деле.
- Стороны в хозяйственном процессе.
- Третьи лица в хозяйственном процессе.
- Участие в хозяйственном процессе прокурора, государственных и иных органов.
- Представительство в хозяйственном процессе: общая характеристика.
- Полномочия представителей, порядок их оформления.
- Судебное доказывание.
- Понятие, классификация и оценка доказательств.
- Объяснение лиц, участвующих в деле, и свидетельские показания.
- Письменные и вещественные доказательства.
- Экспертиза в хозяйственном процессе.
- Судебные поручения. -
- Понятие, элементы и виды иска в хозяйственном процессе.
- Предъявление иска и возбуждение производства по делу (общие положения).
- Форма и содержание искового заявления и последствия их несоблюдения.
- Отказ в принятии, оставление без движения и возвращение искового заявления.
- Защита ответчика против иска.
- Обеспечение иска.
- Приостановление и прекращение производства по делу.
- Оставление иска без рассмотрения.
- Процессуальные сроки.
- Судебные расходы.
- Урегулирование спора в порядке посредничества.
- Подготовка дела к судебному разбирательству.
- Судебное разбирательство.
- Решение хозяйственного суда.
- Определения суда первой инстанции.
- Немедленное исполнение, отсрочка и рассрочка исполнения судебного решения.
- Общие положения об отдельных видах производств в хозяйственном суде первой инстанции.
- Приказное производство.
- Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции (общая характеристика).
- Апелляционная жалоба (протест).
- Полномочия суда апелляционной инстанции.
- Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции.
- Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.
- Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
- Общие правила исполнительного производства.
- Возбуждение, приостановление, прекращение исполнительного производства.
- Обращение взыскания на денежные средства и имущество должника.
- Обращение взыскания на причитающиеся должнику доходы и иные суммы.
- Распределение взысканных сумм между взыскателями.
- Производство по делам с участием иностранных лиц.
- Признание и исполнение решений иностранных и международных арбитражных (третейских) судов. -
- Третейские суды и их виды. Третейский договор. -
- Правовой статус Международного арбитражного суда при Белорусской торговой промышленной палате. -
Утверждено на заседании
кафедры
"__" _______ 200
г., протокол №___
1. Хозяйственное
процессуальное право как отрасль права.
Под
отраслью права понимается совок-ть взаимосвязанных,
обособленных юридических норм, регулирующих
при помощи специфического метода
обширный круг общ. отн., обладающих внутренним
единством, качественным разнообразием.
Хоз. процессуальное
право – это самостоятельная отрасль
права, представляющая собой совокупность
правовых норм, регулирующих деятельность
хозяйственного суда по защите нарушенных
или оспариваемых прав и законных интересов
юридических лиц, граждан и иных лиц в
сфере предпринимательской и иной хозяйственной
деятельности.
Предметом
ХПП является хоз. процесс (хозяйственное
судопроизводство).
Для хозяйственного
процессуального права характерен диспозитивно-императивный
метод правового регулирования. Диспозитивность
(волеизъявление по распоряжению своими
материальными и проц-ми правами) выражается
в том, что без инициативы заинтересованного
лица (истца, заявителя), не м.б. возбуждена
практически ни одна стадия ХПр-са. Хоз.
суд не вправе возбуждать производство
по делу без искового заявления, кассационное
производство невозможно без кассационной
жалобы и т.д. В тоже время, участники процесса
вправе совершить только предусм-е зак-ми
актами действия и в установленной форме.
А ХС как орган гос. власти наделен строго
опред. полномочиями по защите прав и законных
интересов участников процесса, его решения
носят обязательный характер. В этом заключ-ся императивный
характер правового регул-я ХПП,
Систему хоз. процессуального
права составляют нормы, регламентирующие
хозяйственное судопроизводство. Они
подразделяются на общую часть (нормы,
входящие в раздел 1 «Общие положения»)
и особенную часть.(все последующие разделы
ХПК)
Под источниками
хозяйственного процессуального права подразумеваются законод-е
акты, регулирующие порядок судопр-ва
в хозяйственных судах. К ним относятся:
- Конституция РБ – явл-ся первым по значимости источником ХПП. В ней ХС отнесены к органам суд. власти, закреплены основные принципы основные принципы судопроизводства, порядок назначения судей ХС и др. основные начала их деятельности.
- Международные договоры РБ. Установлен приоритет межд. договора РБ перед другими зак-ми актами: если межд. дог-м РБ предусматриваются иные правила , чем те кот. сод-ся, например, в ХПК, то применяются правила межд. дог-ра.;
- ХПК. В нем подробно освещены принципы судопроизводства ХС, положения о подведомственности и подсудности споров, состав лиц, участвующих в деле, приказное производство, порядок предъявления иска, разрешение споров, обжалования и пересмотра судебных актов и др. вопросы процессуальной деятельности ХС.
- Закон о ХС. Законы, которые помогают определить подвед-ть споров ХС «Об объектах находящихся только в собств-ти гос-ва», «О хоз. обществах» и т.д. Они регулируют отношения сугубо в сфере экономики, хозяйствования, предприним-ва. Одновр-но в них содержаться нормы, определяющие компетенцию определенных органов управления коммерческих организаций (общего собрания, правления, советов и комитетов). В совокупности с нормами процессуальными нормы данных законов позволяют разграничить компетенцию хоз. и общих судов, др. гос. и иных органов. Законы предусматривающие особенности рассмотрения отдельных категорий дел, а также исполнения судебных или иных актов: Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», «О межд-м арбитражном (третейском) суде», «О комитете гос. контроля РБ» и др. В законах рег-ся и др. процессуальные вопросы, напр., связанные с суд. расходными, - в Законе «О гос. пошлине».
- Декреты и указы Президента РБ. Декрет «О совершенствовании хозяйственного судопроизводства», указ «О создании Службы судебных исполнителей ХС в РБ»;
- Другие законы РБ, постановления Правительства, постановления Пленума ВХС.
Т.о. источники
ХПП:
- предст-т собой систему (включают в
себя нормы организ-е, процесс-е и спец-е);
- отличаются
спецификой, присущей только данной
отрасли права (эконом. составляющая
в спорах, особенности рег-я отношений,
связанных с банкротством юр. лиц и ИП);
- имеют высокую
степень развития и перспективность.
2. Понятие и стадии хозяйственного процесса.
Хозяйственный
процесс – это форма деятельности хозяйственного
суда по защите нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов юридических
лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской
и иной хозяйственной деятельности.
Хоз. судопроизв-во – совокупность процессуальных
действий по реализации процессуальных
прав и обязанностей хозяйственного суда,
лиц, участвующих в деле, и других участников
процесса.
Под стадией хозяйственного
процесса подразумевается совокупность
процессуальных действий, осуществляемых
с целью решения определенных задач.
Стадии хозяйственного
процесса:
- принятие искового заявления (заявления или жалобы). Объект – поданное в ХС исковое заявление (заявление, жалоба) с приобщенными к нему доку-ми. Задачи - определить подвед-ть, соблюд-е требований ХПК и др. зак-х актов к форме и содержанию искового заявления, подсудность и др. критерии, необходимые для решения вопроса принимать ли дело к производству ХС. Субъект – судья или состав судей ХС, а также лицо, подавшее иск. заявление. Процесс-е действия – отказ в принятии иск. заявления или его возвращение либо возбуждение произв-ва по делу. Процесс-ая форма – соотв-ее определение.
- подготовка дела к судебному разбирательству. Задачи этой стадии: 1) разрешение вопроса о составе лиц. участвующих в деле, и иных участников процесса; 2) определение зак-ва, кот. следует руководствоваться, и установление правоот-ий сторон; 3) определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела4 4) представ-е и истребование необходимых док-в; 5) установление времени и места судебного заседания.
- судебное разбирательство. На этой стадии разрешаются споры и рассматриваются дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возражения. Разбирательство дела осуществляется в суд. заседании, которое завершается вынесение решения или определения о прекращении производства по делу либо определения об оставлении иска без рассмотрения.
- пересмотр судебных актов в кассационной инстанции. По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хоз. пр-са проверяется законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу.
- пересмотр судебных актов в порядке надзора. Эта стадия предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц ХС и органов прокуратуры.
- пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На этой стадии по заявлениям должностных лиц, правомочных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, м.б. отменены, а дело м.б. рассмотрено по правилам одной из предыдущих стадий хоз. пр-са при наличии опред. обстоятельств.
- исполнение судебных и иных актов. Добровольное и принудительное исполнение суд. актов некоторых других органов, права и обязанности должника, взыскателя, суд. исполнителей ХС реализуются на этой стадии хоз. пр-са.
Помимо стадий хоз. пр-са ХПК предусм-т также
различные виды хоз. судопроизв-ва.
В зависимости
от критериев можно различить
несколько классификаций.
При применении
смешанного способа классификации
видов хоз. судопроизв-ва выделяются: приказное, исковое,
произв-во по делам о банкротстве, производство
по рассмотрению дел об установлении фактов,
имеющих юр. значение, производство по
рассмотрению жалоб на нотариальные действия
или отказ в их совершении. кассационное,
надзорное, о возбуждении дел по вновь
открывшимся обстоят-м, исполнительное
производство.
3. Принципы
хозяйственного процессуального
права.
Принципы ХПП – это закрепленные в нормах
права основные исходные положения ХПП,
выражающие наиболее существенные черты
данной отрасли права.
Классификация принципов
хозяйственного процессуального права:
- В завис-ти от источников закрепления принципы подразделяются на:
- конституционные, т.е. закрепленные в КРБ или
вытекающие из ее норм: верх-во права, приоритет
общеприз-х принципов межд. права равенство
всех перед законом и право на равную защиту,
право на юр. помощь, гарантия защиты
прав и свобод каждого компетентным, независимым
и беспристр-м судом в опред-е законом
сроки, незав-ть судей при осуществлении
правосудия, единоличное и коллег-е рассм-е
дел, гласность, состязат-ть и равенство
сторон в процессе, обязат-ть суд. актов
и др. Эту большую группу принципов можно
подразд-ть на общеправовые и прцес-е;
- международно-правовые, т.е. предусм-е межд. дог-ми
РБ и др. актами межд. публ. права (публичность
и справедливость суд. разб-ва, компетентность,
независимость и беспристрастность
суда и др.). Некоторые из них закреплены
в КРБ и др. законод. актах РБ.;
- непосредственно
хозяйственно-процессуальные – т.е. закрепленные в ХПК (гос.
язык судопр-ва, диспозитивность, непосредственность,
устность, непрерывность и т.д.).
- В зав-ти от сферы действия принципы хоз. процесса можно сгрупп-ть в:
- общеотраслевые – распростр-е свое действие
на всех стадиях и во всех видах хоз. судопр-ва
(гласность, право на юр. помощь, законность,
рав-во всех перед законом и судом и
др.);
- постадийные - присущие
для опред. стадий хоз. пр-са (рассмотрение
дела неизменным составом суда, непосредственность,
устность и непрерывность).
- По объекту регулирования принципы принято классифицировать на:
- организационно-функциональные, устанавливающие организацию,
устройство системы ХС и одновременно
влияющие на их деятельность;
- функциональные, т.е. принципы,
определяющие процессуальную деятельность
ХС и участников пр-са. Эта классиф-я носит
условный хар-р, поскольку в одном случае
один принцип выступает как организ-ый,
в др. – как функциональный.
Организационно-функциональные
принципы:
- Принцип законности, заключает в том, что ХС должен строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные судебные акты, исполнять их, а также требования к сторонам и другим участникам процесса строго соблюдать правила хозяйственного судопроизводства;
- Приоритет норм и принципов международного права, если в международном договоре РБ установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательном акте, то применяются правила международного договора;
- Принцип осущ-я правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности только ХС. ХС как специально созданные для этих целей гос. органы, осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке, споров, возникающих в области экономич. отн-й. Ни один др. гос. или иной орган не вправе рассматривать аналогичные споры в таком же порядке и по таким же формам. Рассмотрение же отдельных экономических споров третейскими судами и исп. органами правосудием не является.
- Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде, т.е. дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично и в коллегиальном составе, в кассационных инстанциях ХС областей и города Минска, а также в надзорных инстанциях ВХС дела рассматриваются только коллегиально.
- Принцип независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия и подчинения их только закону. Институциональная незв-ть – суды не должны подчиняться ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Функциональная независимость – сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение споров, т.ч. и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.
- Принцип равенства юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц перед законом и хозяйственным судом. Лица, участвующие в деле, при
осуществлении правосудия ХС равны перед законом и хозяйственным
судом. ХС обеспечивает равную судебную защиту прав и законных
интересов всех лиц, участвующих в деле.
- Гос. язык хоз. судопр-ва (русский и белорусский). Судопр-во в ХС ведется на одном из гос. языков РБ. Лицам, уч-м в деле, не владеющим гос. языками РБ, обеспеч-ся право знакомиться с мат-ми дела, уч-ть в проц-х действиях через переводчика, а также выступать в ХС на ином языке. Судебные документы (их копии), кот. ХС в соотв. с зак-м о судопр-ве в ХС обязан направлять или вручать лицам, участвующим в деле, д.б. составлены на языке судопр-ва в ХС.
- Принцип гласности (открытое и закрытое судебное заседание). Разб-во дела в ХС открытое. Разб-во дела в закрытом судебном заседании доп-ся, если открытое разб-во может привести к разглашению сведений, сост-х гос. секреты или иную охраняемую законом тайну, содерж-ся в материалах дела, в т.ч. при удовлетворении ХС ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необх-ть неразглашения таких сведений либо на иные обст-ва, препятствующие открытому разбирательству. При разб-ве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. О разб-ве дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в ХС и с учетом особенностей, предусм-х зак-ми актами о гос. секретах. Резолютивная часть судебного постановления всегда объявляется публично
- Право на юридическую помощь. В судопроизводстве в хозяйственном
суде юридические лица, индивидуальные
предприниматели, организации,
не являющиеся юридическими лицами, и граждане имеют
право пользоваться юридической помощью
адвокатов и иных представителей в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов.
- Обязательность судебных постан-ий и распоряжений. Вступившие в законную силу судебные пост-я обязательны для всех юр. лиц, организаций, не явл-ся юр. лицами, ИП и граждан и подлежат неукосн-му исполнению на всей территории РБ. Законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные судебные обращения обязательны для всех лиц, которым они адресованы. Неисп-е судебных пост-ий, а равно иное проявление неуважения к ХС влекут за собой отв-ть, установленную зак-ми актами. Обязательность судебного пост-я не лишает заинт-х лиц, не уч-х в деле, возм-ти обратиться в ХС в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Обяз-ть на территории РБ судебных постановлений судов иност-х гос-в, межд. арбитражных (третейских) судов опред-ся зак-ми актами и межд. договорами РБ.
- Применение норм иностранного права. В случаях пред-х зак-м, когда возникает необходимость применения норм иностранного права, ХС д-н установить существование и содержание его норм в соотв. с их толкованием и практикой применения соотв. иностр. гос-ве. В этих целях ХС м-т обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы и организации в РБ, за границей либо привлечь специалистов. В качестве таких организаций, как прав., выступают МИД и его подразделения (посольства, консульства, торговые представительства и т.д.)