Шпаргалка по курсу «Хозяйственный процесс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:05, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену
по курсу «Хозяйственный процесс»

Вложенные файлы: 1 файл

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС.doc

— 938.50 Кб (Скачать файл)

Функциональные  принципы хозяйственного процесса:

  1. Принцип диспозитивности. Лица, участвующие в деле, имеют право свободно расп-ся принадл-ми им мат-ми и проц-ми правами, не нарушая при этом права и законные интересы других лиц и гос-ва. Дела в судопроизводстве в ХС возбуждаются только по исковым заявлениям, заявлениям, жалобам, протестам и ходатайствам заинтер-х лиц и рассм-ся лишь в отношении заявленных требований, за исключением случаев, предусмотренных закон-ми актами.
  2. Принцип состяз-ти и равноправия сторон. Лица, уч-е в деле, обязаны обосновать свои требования и возражения, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разб-ва. Каждому лицу, уч-му в деле, гарант-ся право представлять доказ-ва в ХС и другой стороне по делу, а также обесп-ся право заявлять ходатайства, высказывать свои мнения и доводы, давать пояснения по всем возник-м в ходе рассм-я дела вопросам, связанным с представл-м доказ-в. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процесс-х действий. ХС, сохраняя незав-ть, объективность и беспр-ть, осущ-т руководство судебным процессом, создает лицам, уч-м в деле, условия для представления док-в, активного участия в их исследовании и сопоставлении, в установлении фактических обст-в, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела
  3. Принцип непосредственности. ХС при разб-ве дела обязан непосредственно исследовать все док-ва по делу. Представленные в ХС доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого судебного постановления, если иное прямо не предусмотрено зак-ми актами о судопр-ве в ХС.
  4. Принцип непрерывности судебного разб-ва и неизменности состава суда. Разб-во дела осущ-ся при неизменном составе ХС. В случае замены одного из судей в процессе об этом выносится определение, и судебное разб-во производится с самого начала. Суд. разб-во по делу происходит непрерывно, кроме ночного времени и перерывов для отдыха по ходатайству сторон или усмотрению ХС, При необх-ти ХС вправе объявить перерыв в заседании на срок не более 3 дней.  Судья, который  непрерывно рассм-т дело, имеет больше возможности  установить истину по делу и вынести справедливое, законное и обосн-е решение, чем судья, периодически  рассм-ий разные дела. До принятия решения по данному делу или отложения его судья не вправе рассм-ть др. дела.
  5. Принцип уст-ти судебного разб-ва и письм-ти. Суд. заседания ведутся устно: лица, уч-е в деле, устно излагают свои объяснения и ходатайства, задают вопросы. Устно оглашаются судебные акты, заключения экспертов и специалистов, протоколы проц-х действий и т.д.  Вместе с тем ХС и др. участникам процесса приходится закреплять свои отношения, в т.ч. и совершать процессуальные действия, в письменной форме: иск. заявление (заявление, жалоба) подается в письменной форме, устные показания ходатайства, вопросы, фиксируются письменно в протоколе судебного заседания, судебные акты излагаются также в письменной форме и т.д.
  6. Принцип оптимальности или процессуальной экономии. Предусматривает, что бы возникающие споры разрешались правильно, своевременно (в установленный срок), при минимальной затрате сил, времени и средств. С этим принципом связаны такие проц-е институты. как встречный иск. соединение и разъединение исков, замена ненадлежащей стороны, привлечение к участию в деле др. ответчиков или третьих лиц, приказное пр-во.
  7. Право обжалования судебных постан-ий.  Пред-т право лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные постановления, не вступившие в законную силу, в кассационную инстанцию ХС, рассмотревшего спор по существу. Такое же право имеют лица, не привлеченные к участию в деле, если ХС принял решение об их правах и обязанностях. Прокурор, принимавший участие в деле, вправе принести кассационный протест на незаконное или необосн-е  решение ХС  независимо от обжалования его лицами, уч-ми в деле. Если прокурор не принимал участия в деле, он не имеет права на кассационное обжалование. Лица, уч-е в деле, а также др. лица чьи права и охр-е законом интересы нарушены суд. актом ХС, вправе  обжаловать его  в надзорном порядке.

 

 

  1. Хозяйственные процессуальные отношения.

Хозяйственные процессуальные правоотношения можно определять как урегулированные нормами ХПП отношения, которые складываются между судом и участниками хозяйственного судопроизводства в ходе осуществления правосудия по конкретному делу.

Объектом хоз. процессуальных правоот-й является, то на что соотв-ее правоотн-е направлено и оказывает регулирующее воздействие. Объектом хоз. процессуальных правоотношения, следует считать спор о праве между участниками материально-правового отношения, который суд должен разрешить, а также требования об установлении юр. факта или иных обстоятельств.

Целью хозяйственных процессуальных правоотношений является защита нарушенного или оспариваемого материального права либо охраняемого законом интереса граждан и юр. лиц.

Содержанием хозяйственных процессуальных правоотношений являются процессуальные права и обязанности субъектов этих отношений.

Элементы (действующие лица) конкретных хоз. проц-х отношений делятся на два блока:

- хоз. суд (состав суда). Суд по определению является обязательным участником судопроизводства (процесса) по каждому делу. Действия суда сводятся к следующему: он принимает от истца исковое заявление, а от ответчика – возражения против иска; проверяет убедительность доказательств, представленных сторонами в подтверждение фактов, положенных каждой из сторон в основание предложенного ею альтернативного варранта решения; выбирает и оформляет в качестве решения тот из альтернативных варрантов, который успешно прошел проверку, признан истинным.

- участники хоз. судопроизводства являются юридически заинтересованные в исходе дела лица и лица, такой заинтересованности не имеющие. Среди юридически заинтерес-х в исходе дела лиц на первом месте стоят стороны: истец и ответчик. Именно истец дает суду обязательное для него поручение сначала возбудить, а затем в рамках этого дела рассмотреть требование к ответчику, характер которого он (истец) сам определяет и контролирует на протяжении всего процесса.

Только вместе эти две подсистемы составляют единую систему, именуемую хозяйственным процессуальным правоотношением.

Структурой хозяйственного процессуального правоотношения называют устойчивую связь между его элементами.

 

5. Хозяйственные  суды Республики Беларусь,  апелляционные,  кассационные и надзорные инстанции хозяйственных судов

Систему хозяйственных судов РБ составляют:

    • Высший Хозяйственный Суд;
    • хозяйственный суд Брестской области;
    • хозяйственный суд Витебской области;
    • хозяйственный суд Гродненской области;
    • хозяйственный суд Гомельской области;
    • хозяйственный суд Минской области;
    • хозяйственный суд города Минска;
    • хозяйственный суд Могилевской области;
    • а также специализированные хоз. суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению Председателя ВХС.

ВХС возглавляет систему ХС РБ. Он несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности ХС по осуществлению правосудия.

    Хозяйственные суды первой инстанции.

Структура хозяйственных судов первой инстанции выглядит следующим образом:

- судьи, в  том числе председатель суда и заместитель председателя суда;

- кассационная  инстанция;

- судебные коллегии;

- судебные составы;

- аппарат суда, в том числе служба судебных  исполнителей.

Все судьи ХС являются носителями судебной власти, обладают единым статусом и различаются между собой только объемом полномочий и компетенцией. Судья рассм-т и разрешает споры, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами, рассм-т кассационные и надзорные жалобы, изучает и обобщает судебную практику, выявляет правовые коллизии, нарушения зак-ва и принимает меры к их устранению, осущ-т иные функции, предусм-е зак-ми актами. При рассмотрении дел судья ХС вправе требовать от гос. и иных органов, д. лиц и граждан исполнения его законных распоряжений, требований, поручений. Судья, рассматривая дела единолично, действует от имени ХС, а решения выносит от имени гос-ва – РБ. Судья обязан при осуществлении правосудия точно выполнять требования законодательства, быть справедливым.

Основными задачами, общими для всех хозяйственных судов РБ, являются:

  1. обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения судами дел;
  2. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юр. лиц и граждан в сфере предприн-ой и иной хозяйственной деятельности, а в предусмотренных законодательными актами случаях также организаций, не являющихся юридическими лицами, и иных граждан;
  3. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
  4. обеспечение доступности правосудия по разрешению экономических споров и иных дел.

Апелляционные инстанции хозяйственных судов.

Апелляционные жалобы (протесты) рассматривает ХС апелляционной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда. Состав ХС апелляционной инстанции назначается председателем соотв-го ХС или его заместителем в количестве не мене 3 судей.

Лица, уч-е в  деле, вправе подать апелл-ую жалобу на суд. постановление ХС первой ин-ии, не вступившее в законную силу. Апелл-я жалоба (протест) подается в ХС в письменной форме и подп-ся лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем, уполном-м на подписание жалобы. Апелл-ая жалоба м.б. подана в течении 15 дней после принятия ХС первой инстанции обжалуемого судебного постановления. Апелл-я жалоба д.б. рассмотрена в срок не более 15 дней со дня ее поступления в ХС, включая срок на принятие постановления по рез-м ее рассмотрения. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ХС принимает постановление.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе:

- оставить судебное  постановление хозяйственного суда  первой инстанции без изменения,  а апелляционную жалобу – без удовлетворения;

- изменить или  отменить судебное постановление  хозяйственного суда первой инстанции  и принять по дулу новое постановление;

- отменить судебное  постановление ХС первой инстанции в целом или его части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части.

Кассационные  инстанции хозяйственных судов.

ХС кассационной инстанции является Кассационная коллегия  ВХС. КК ВХС проверяет зак-ть и обоснованность судебных постановлений, принятых ХС первой и апелляционной инстанции вступивших в законную силу. Кассационная жалоба (протест) подается  в КК ВХС через хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. ХС, принявший обжалуемое судебное постановление обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в КК ВХС не позднее трех дней со дня поступления жалобы в суд.

Кассационная  жалоба может быть подана в течение  одного месяца со дня вступления в  законную силу обжалуемого судебного постановления. ХС кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании по правилам рассмотрения дела ХС первой инстанции и должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в ХС кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.

Хозяйственный суд кассационной инстанции вправе:

- оставить судебные  постановления хозяйственного суда  первой и (или) апелляционной  инстанций без изменения, а кассационную жалобу  - без удовлетворения;

- изменить или  отменить судебные постановления ХС первой и (или) апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств;

- отменить судебные  постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебное постановление которого отменено, если допущены нарушения, или если выводы обжалуемого судебного постановления не соответствуют материалам дела;

- отменить судебные  постановления хозяйственного суда  первой и (или) апелляционной  инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части;

- оставить без изменения  одно из принятых по делу суд. постановлений, отменив остальные.

Надзорные инстанции хозяйственных судов.

Хозяйственным судом надзорной инстанции в  отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда РБ. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума ВХС РБ является Пленум ВХС РБ.

Протесты  в порядке надзора вправе приносить:

- Председатель  ВХС РБ и Генеральный прокурор РБ – на судебные постановления любого хозяйственного суда в РБ, за исключением постановлений Пленума ВХС РБ;

- заместители  Председателя ВХС и заместители  Генерального прокурора РБ - на  судебные постановления любого ХС в РБ, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС РБ.

Вступившие в законную силу суд. постановления ХС в РБ м.б. пересм-ны в порядке надзора по протесту д. лиц, за исключ. постановлений Пленума ВХС РБ. Жалоба в порядке надзора подается лицам, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в письменной форме и должна быть подписана лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного постан-я, или его представителем в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постан-я. Жалоба в порядке надзора рассм-ся д. лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более двух месяцев со дня ее поступления в ВХС, Прокуратуру РБ. Протесты рассм-ся Президиумом ВХС – в срок не более двух месяцев, а Пленумом – в срок не более трех месяцев.

Информация о работе Шпаргалка по курсу «Хозяйственный процесс»