Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:48, лекция
Инфляция является следствием глубинных макроэкономических процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре ВВП и национального дохода, вызывающих расстройство денежного обращения. Результатом этих процессов являются обесценение национальной валюты, снижение ее покупательной способности, рост цен и др. Некоторые экономисты прямо утверждают, что «инфляция – это повышение общего уровня цен» и предлагают измерять ее с помощью индекса цен на потребительские товары. Это еще раз подтверждает, что значительную роль в механизме действия инфляции играет рост цен.
Тема 10.
Взаимосвязь ценообразования с денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой
Казначей Чтоб счастье поскорей распространить на свете,
Мы отпечатали сейчас билеты эти:
По десять, тридцать есть, затем по пятьдесят…
Взять воинство моё и мой придворный штат?
Дивлюсь! Пусть будет так,
Структура темы:
10.5. Потребительский и коммерческий кредит в теории маркетинга
10.8.Порядок установления полной процентной ставки за пользование кредитом белорусскими банками.
(подготовила Бабынина Г.М.)
Инфляция является следствием глубинных макроэкономических процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре ВВП и национального дохода, вызывающих расстройство денежного обращения. Результатом этих процессов являются обесценение национальной валюты, снижение ее покупательной способности, рост цен и др. Некоторые экономисты прямо утверждают, что «инфляция – это повышение общего уровня цен» и предлагают измерять ее с помощью индекса цен на потребительские товары. Это еще раз подтверждает, что значительную роль в механизме действия инфляции играет рост цен.
Однако не любой рост цен можно отождествлять с инфляцией так как, во-первых, цены могут повышаться в результате роста издержек производства, и это естественный процесс, если он связан с ухудшением условий добычи природного сырья. Такой рост цен нельзя называть инфляцией. Во-вторых, рост цен может быть связан с повышением качества товаров, выпуском новых товаров, соответствующих современной моде, и т.д. В этом случае также нельзя говорить об инфляции.
Рост цен, вызываемый инфляцией, имеет совершенно иные причины и черты. Его внешними проявлениями являются: массовость, т.е. повышение цен практически на все товары; непрерывность увеличения цен; длительность их роста.
Инфляция проявляется в росте издержек производства и обращения, цен и тарифов, изменении покупательной способности рубля и его курса по отношению к другим валютам, изменении банковского процента, прибыли, дивидендов, оплаты труда и других видов доходов, оценки основных фондов, стоимости земли и ценных бумаг и т.д. В результате неравномерности этих изменений происходят сдвиги в составе и структуре затрат, в соотношении цен, уровне рентабельности отраслей, различных товаров и услуг, в распределении доходов. В процессе этих сдвигов изменяются объемы и структура общественных потребностей, сегментация товарных рынков, уровень и структура потребления товаров различными категориями потребления.
Усиление инфляционных процессов вызвало развитие кейнсианской и монетаристской теорию инфляции. Сторонники кейнсианской теории считают, что основным фактором инфляции является избыточные спрос на рабочую силу, который стимулируется государственными программами. Такой вид инфляции получил название «инфляция спроса». Суть разновидности кейнсианской теории состоит в том, что инфляция объясняется ростом издержек производства. Эта инфляция получила название «инфляция издержек». Механизм возникновения инфляции обусловлен взаимосвязью между стремлением предпринимателей к повышению цен с целью увеличения прибыли и требованиями работников о повышении заработной платы. В качестве сдерживающего инфляцию фактора предусматривается ограничение роста заработной платы достигнутым в данной фирме уровнем производительности труда.
Монетаристская теория инфляции связана с исследованием денежной сферы экономики. На начальной стадии происходит увеличение объема производства в результате увеличения количества денег в обращении. Увеличение массы денег в обращении приводит к ускорению платежного оборотного и инвестированию дополнительного капитала. При этом темпы повышения цен меньше по сравнению с темпами роста количества денег, имеющихся в обращении. На второй стадии процесса инфляции цены начинают расти быстрее, чем количество денег, находящихся в обращении. Отсюда оборачиваемость денег (скорость их обращения) повышается быстрее, чем их количество в обращении. Все стремятся избавиться от денег. Постепенно приближается критическая точка инфляции, для которой характерно понижение покупательной способности денег, находящихся в обращении.
В условиях критической точки инфляции уменьшаются поступления в бюджет прямых и косвенных налогов. В этих условиях государство осуществляет новую эмиссию денег.
Следовательно, на начальной стадии инфляции предприниматели и население выражают определенную веру в стабильность уровня цен. На этом этапе темпы инфляции не превышают темпов роста количества денег в обращении. На следующей стадии ситуация существенно меняется в обратную сторону. Темпы инфляции и роста цен опережают рост количества денег в обращении, а население и фирмы, убеждаясь в росте инфляции, уменьшают спрос на деньги.
Инфляция проходит следующие стадии: на первой стадии (умеренной) инфляционные процессы протекают сравнительно медленно, деньги обесцениваются 2−3% в год; на второй стадии инфляции (галопирующей) цены повышаются от 20 до 50% в год, деньги вкладываются в материальные ценности; на третьей стадии инфляции (гиперинфляции) темпы роста инфляции и цен очень высоки, они оказывают разрушительное воздействие на объем производства и занятость, происходит бегство от денег. Вместо того, чтобы вкладывать капитал в производственные процессы, многие фирмы, а также население приобретают непроизводительные материальные ценности: золотые изделия, бриллианты, драгоценные металлы, недвижимость и др.
Для серьезного анализа необходимо выявить причины инфляции, ее истоки. Анализ инфляции позволяет сформулировать основные причины, ее вызывающие: диспропорции в структуре производства, чрезмерный удельный вес средств производства; милитаризация экономики и рост военных расходов; дефицит государственного бюджета; рост государственного долга; разбухание объема долгосрочных капитальных вложений, в том числе через кредит.
В конечном счете, существуют два основных объяснения причин инфляции: наличие избыточного спроса при полной занятости, который "подтягивает" цены (инфляция спроса); увеличение стоимости факторов производства (труда и сырья), которое подталкивает цены (затратная инфляция).
Инфляцию спроса объясняют созданием избыточного количества денег, а инфляцию затрат — избыточным увеличением ставок денежной заработной платы (т.е. ставка заработной платы выше чем то, что может быть оплачено реально за счет увеличения темпов роста производительности труда) и резкими скачками цен на сырье, происходящими время от времени. Инфляция приводит к перераспределению доходов между кредиторами и дебиторами. Выигрыш получает дебитор, а кредитор проигрывает, так как ссудополучатель вернет ему ссуду, обесцененную на размер инфляции.
Отдельные группы населения, получающие нефиксированные доходы, в начальный период могут выиграть от инфляции, если рост их номинальных доходов опережает рост цен. Работники развивающихся отраслей промышленности могут иметь номинальную заработную плату, увязанную с уровнем инфляции. Также в инфляции могут быть заинтересованы руководители предприятий и другие получатели прибылей при условии, что цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, т.е. издержки. Однако такая ситуация не может быть долговременной.
Инфляция измеряется с помощью следующих показателей: индексов цен и покупательной способности рубля; темпов инфляции, индексов заработной платы и реальных доходов населения. В практических расчетах для оценки уровня инфляции используются: индексы потребительских цен; индексы цен производства; дефлятор. Дефлятор-отношение номинального ВВП, измеренному в ценах базового года, т.е. к реальному ВВП. В отличие от индекса потребительских цен и индекса цен производства, дефлятор характеризует не только изменение цен, но и изменения структуры корзины благ.
Предупреждение возможного развития инфляции приводит к необходимости повышения активности ценовой политики предприятия. Поэтому задача экономистов состоит в нахождении оптимального уровня цен, позволяющего устойчиво развиваться производству. Для этого нужно научиться управлять ростом денежной эмиссии, жестко увязанной с проведением структурной перестройки в экономике, а также упорядочением бюджета и мерами прямого регулирования цен.
Опыт стран
с устойчиво развивающейся
Система налогов оказывает влияние на цену. Цены в свою очередь определяют размеры налогов. Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, формирующей его доходы.
К налогам, входящим в состав себестоимости продукции, относятся социальные налоги. Ставка социального налога влияет на уровень себестоимости и долю прибыли в цене. Чем она выше, тем выше себестоимость и ниже доля прибыли. Платежи социального назначения и заработная плата, являясь ценой воспроизводства рабочей силы, участвуют в формировании себестоимости и таким образом взаимодействуют с ценами на продукты.
На себестоимость
продукции относятся также
Налоги по-разному оказывают воздействие на уровень и структуру себестоимости и цен по различным отраслям и предприятиям. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые налоги определены с учетом специфики отдельных видов производства. Например, налоги, связанные с разработкой природных ресурсов, включаются в себестоимость предприятий добывающих отраслей. Во-вторых, следует иметь в виду, что даже такие общие для всех отраслей и предприятий налоги, как отчисления на социальные нужды, налог на недвижимость и некоторые другие налоги по разному оказывают влияние на уровень затрат и цен в связи с различной трудоемкостью и фондоемкостью производства.
Налог на недвижимость возмещается за счет финансовых результатов деятельности предприятия, т.е. за счет прибыли, до ее налогообложения. Ставки этого налога определяются местными исполкомими в пределах законодательства. Воздействие этого налога на структуру и уровень цен находится в прямой пропорциональной зависимости от фондоемкости производства.
Налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на структуру и уровень цен, являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и налог на прибыль.
Воздействие налога на прибыль на уровень и структуру цен на много меньше, чем влияние НДС и акцизов. Ставка НДС установлена в размерах 18%, а по некоторым продовольственным товарам и товарам для детей - 10%, имеется также ставка 0, по сахару -24%, а ставка налога на прибыль – в размере 24%. Однако ставка НДС установлена к цене реализации, а ставка налога на прибыль – к прибыли, составляющей лишь часть цены.
Величина прибыли в основном зависит от двух факторов: во-первых, от прибыли на один руб. продаж: 1) если расходы повышаются, то прибыль снижается; 2) если конкуренция приводит к снижению продажных цен, то прибыль также снижается, и наоборот; во-вторых, от величины товарооборота – любой рост объемов сбыта приводит к росту прибыли.
Акциз относится к косвенным налогам, уплачиваемый покупателями определенных товаров: водки, табака, бензина, автомобиля, драгоценностей и др. Законодательством предусмотрено два вида ставок акцизов. Ставки акцизов могут быть адвалорными (в процентах от оборота по реализации) или специфическими (в евро или белорусских рублях на единицу реализованной продукции). Этот налог дифференцирован по видам товаров в зависимости от отношения затрат и цен. Так, низкая себестоимость спирта и водки и высокие цены на них позволили по этим видам продукции установить высокие ставки акциза (от 80 и выше процентов к стоимости в отпускных ценах). По другим видам товаров, облагаемым акцизом, по которым высоким ценам не соответствуют низкие затраты, ставки акцизов установлены ниже. Таким образом, размеры акцизов определяются в строгой зависимости от соотношения цен и затрат на различные виды товаров.
Формально плательщиками акциза являются, предприятия производящие подакцизную продукцию, но действительным его плательщиком является потребитель, который оплачивает акциз при покупке товара или получении услуг.
Налог на добавленную стоимость – косвенный налог с предприятия, но уплачиваемый, в конечном счете, потребителем. Как косвенный налог НДС является формой надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предприятия. Этот налог устанавливается не на предприятие, а на потребителя. В республике Беларусь принят за основу зачетный метод исчисления НДС. В себестоимость продукции не включается НДС, уплаченный по сырью и комплектующим, за исключением случаев, когда обороты по какому-либо товару или услуге в соответствии с законодательством Республики Беларусь освобождены от уплаты НДС. В этом случае суммы НДС, уплаченные при покупке сырья и комплектующих, относятся на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), используемых в производстве.
Информация о работе Взаимосвязь ценообразования с денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой