Государственное регулирование цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.
Исследование обоснованной принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования является актуальным на сегодняшний день.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….4
1.1. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..4
1.2. Причины государственного регулирования экономики…………………….7
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..13
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………13
2.2. Система государственных органов…………………………………………...15
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен и доходов.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

5. Государству  необходимо вмешиваться в экономику  и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка.

Рынок становится все более несовершенным и  государство через антимонопольную  политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Государственное регулирование развивается под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

В целом государственное  регулирование оказывается необходимым  для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

Исходя из целей, государственное регулирование  выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический «фон», который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам по себе в «чистом виде»  не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования – активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие  государства на распределение доходов  в обществе. Как известно, рынок  признает лишь один критерий распределения  доходов – итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

Генеральной целью  государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование  существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям6.

Наряду с  генеральной целью существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.

Все эти цели в совокупности с генеральной целью образуют дерево целей (рисунок 1).

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Дерево целей

 

Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды7.

Материальной базой и  важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность  используется для регулирования  социальных процессов. Инструментами  государственного регулирования выступают  финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и  внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным  инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

 

 

 

 

Глава 2. Методы государственного регулирования в  современной рыночной экономике России

 

2.1. Нормативная база государственного  регулирования цен и расходов

 

В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции  РФ, находятся в ведении государства  и должны, естественно, быть закреплены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государственной ценовой политики определяются другими законодательствами и нормативными актами, в том числе указами Президента и Правительства РФ.

Одним из основных нормативных  актов, закрепляющих возможность государственного регулирования цен, является Указ президента «О мерах по упорядочению регулирования  цен».

В данном указе, например, сказано, что осуществлять государственное  регулирование цен (тарифов) в основном предполагается только на продукцию естественных монополий. Правительству Российской Федерации следует определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» устанавливает государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически-влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену [14].

Основой российского  антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам  при некоторых исключениях запрещается [26]:

1) установление, поддержание монопольно высокой  или монопольно низкой цены  товара;

2) изъятие товара  из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание  контрагенту условий договора, невыгодных  для него или не относящихся  к предмету договора;

4) экономически  или технологически не обоснованные  сокращение или прекращение производства  товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически  или технологически не обоснованные  отказ либо уклонение от заключения  договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом  не обоснованное установление  различных цен (тарифов) на  один и тот же товар, если  иное не установлено федеральным  законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных  условий;

9) создание препятствий  доступу на товарный рынок  или выходу из товарного рынка  другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение  установленного нормативными правовыми  актами порядка ценообразования.

Наряду с  этим ФЗ «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов  акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

 

2.2. Система государственных  органов

 

Как было отмечено, установление основ ценовой политики находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, основная задача законодательной власти в рассматриваемой сфере заключается в принятии соответствующего закона.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» содержит ст. 15, раскрывающую полномочия Правительства РФ в сфере финансовой, кредитной и денежной политики. В этой статье, в частности, к полномочиям Правительства РФ отнесены разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.

Министерство  экономического развития и торговли РФ, как орган межотраслевой компетенции, занимает центральное место в  системе федеральных органов  исполнительной власти, проводящих в жизнь государственную ценовую политику. В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000г. №990, к его функциям (пп.13 п.7) относятся [14]:

- разработка предложений по совершенствованию ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов),

- прогноз динамики цен и индекса-дефлятора,

- участие в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов).

В Министерстве экономического развития и торговли создан Департамент цен и закупок. Положение о нем утверждено Приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002г. №287.

К исполнительным органам межотраслевой компетенции, реализующим государственную ценовую  политику, относится Министерство антимонопольной политики РФ (МАП РФ).

МАП России применяет  методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий  в области связи, предусмотренные  законодательством Российской Федерации  о естественных монополиях, включая ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Федеральным органом  исполнительной власти, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, является Федеральная энергетическая комиссия. К основным задачам и целям Комиссии относится государственное регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте. Соответственно, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, ценовое регулирование в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, тарифов на перевозки, осуществляемые федеральным железнодорожным транспортом, отнесено к функциям данного органа. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) осуществляет ценовое регулирование в порядке, определяемом Правительством РФ.

ФЭК России предоставлено  также право рассматривать разногласия, возникающие между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, энергоснабжение которых осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принимать соответствующие решения с установлением обязательных для применения предельных величин тарифов.

Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов