Государственное регулирование цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.
Исследование обоснованной принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования является актуальным на сегодняшний день.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….4
1.1. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..4
1.2. Причины государственного регулирования экономики…………………….7
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..13
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………13
2.2. Система государственных органов…………………………………………...15
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен и доходов.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Отдельные полномочия ценового регулирования закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Такими функциями  наделены органы, в ведении которых находится производство товаров, работ и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию.

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

 

2.3. Механизм  воздействия органов государственной  власти в области регулирования  цен и доходов

 

В структуре  органов исполнительной власти предусматриваются  органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ.

Будучи центральным  органом федеральной исполнительной власти, министерство осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия [19]:

- разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен;

- совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем;

- систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен;

- совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях;

- регулирование цен на продукцию предприятий монополистов;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов.

На уровне субъектов  Российской Федерации вопросами  ценообразования занимаются законодательные  и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики – управления или комитеты по ценовой политике.

Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию:

- осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ;

- обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию;

- устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;

- осуществляют контроль за ценами.

Правительство Российской Федерации принимает  решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию  деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию  цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

В настоящее  время разграничена компетенция  в регулировании цен между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное  регулирование цен и тарифов  осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне – Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне – орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Нарушение порядка  применения цен и тарифов – это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.

Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций.

- они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;

- принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере;

- в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;

- привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Полномочия  органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.

Проверяемые предприятия  обязаны представить всю необходимую  информацию органам контроля. При  выявлении нарушений порядка  применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции. Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случае невозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в перерасчете на объем реализованной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение можно  сделать следующие выводы:

Во всех общественных системах государство играет весомую  экономическую роль, выполняя больший  или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней. Социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

В XXI столетии человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

Цены являются объектом постоянного внимания и  регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических  точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственной экономической политики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

 

 

Список литературы

1. Андреанов, В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2007. - №5.

2. Ахмедуев, А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.

3. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.

4. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2009. - №6.

5. Дайджест экономической теории // Соколинский В.М., Васильева Е.Н. М., Аналитика-Пресс, 2006.

6. Журавлев, С. Государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист. – 2006.

7. Ионов, М. Роль государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.

8. Иохин, В.Я. Экономическая теория - М.:2005.

9. Костюк, В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 2008.

10. Лузин, С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 2007.

11. Макроэкономика: Учебное пособие./ М.К. Бункина, В.А.Семёнов. – М.: Эльф К – пресс, 2007.

12. Максимова, В.Ф., Шишов, А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2009.

13. Назаренко, А., Борхунов, Н., Регулирование цен// Вопросы экономики. - 2007.

14. Общая экономическая теория./ Под ред.: Баликоева В.З.- М.: ЭконоМ, 2006.

15. Официальный сайт министерства экономики России // www.economy.gov.ru/

16. Официальный сайт ФАС России // http://fas.gov.ru/

17. Правовая система Консультант плюс.

18. Ревенков, А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. - 2007. - №3.

19. Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории - М.:2007.

20. Улыбышева, Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №2.

21. Финансы рыночного хозяйствования. / Под ред. проф. Родионова В.М. - М.: Экономическая литература, 2009.

22. Хавина, С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». Институт экономики РАН. - М.: 2007.

23. Ходов, А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. - 2007. - №1.

24. Цены и ценообразование./ Под ред.: Есипова В.Е.- Ст.-Пб.: Налогъ, 2009.

25. Цены. Ценообразование. Ценовая политика./ Под ред.: Уткина Э.А.- М.: Единорог, 2006.

26. Шмелев, Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. - 2009. - №1.

27. Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. М.: БЕК, 2009.

28. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1./Макконел К.Р., Брю С.Л – М, 2007.

29. Экономическая теория./ Под ред.: Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2008.

30. Экономическая теория./ Под ред.: Иохин В.Я.- Учебник- М.: Юристъ, 2009.

1 Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2009.

2 Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2009.

3 Ахмедуев, А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2008. - №8.

4 Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории – М.: 2008.

5 Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2008. - №8.

6 Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории – М.: 2008.

7 Ахмедуев, А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2008. - №8.


Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов