Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:01, реферат
Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.
Исследование обоснованной принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования является актуальным на сегодняшний день.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….4
1.1. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..4
1.2. Причины государственного регулирования экономики…………………….7
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..13
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………13
2.2. Система государственных органов…………………………………………...15
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………22
Отдельные полномочия ценового регулирования закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Такими функциями наделены органы, в ведении которых находится производство товаров, работ и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
2.3. Механизм
воздействия органов
В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ.
Будучи центральным
органом федеральной
- разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен;
- совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем;
- систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен;
- совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях;
- регулирование цен на продукцию предприятий монополистов;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов.
На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики – управления или комитеты по ценовой политике.
Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию:
- осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ;
- обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию;
- устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;
- осуществляют контроль за ценами.
Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.
К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне – Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне – орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.
Нарушение порядка применения цен и тарифов – это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.
Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций.
- они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;
- принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере;
- в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;
- привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.
Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.
Проверяемые предприятия
обязаны представить всю
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
Во всех общественных
системах государство играет весомую
экономическую роль, выполняя больший
или меньший набор хозяйственны
Государственное регулирование экономики (госрегулирование) процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней. Социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).
В XXI столетии человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
Цены являются
объектом постоянного внимания и
регулирования со стороны государства.
Цены являются одной из критических
точек экономической и
Список литературы
1. Андреанов, В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2007. - №5.
2. Ахмедуев, А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.
3. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.
4. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2009. - №6.
5. Дайджест экономической теории // Соколинский В.М., Васильева Е.Н. М., Аналитика-Пресс, 2006.
6. Журавлев, С. Государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист. – 2006.
7. Ионов, М. Роль государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.
8. Иохин, В.Я. Экономическая теория - М.:2005.
9. Костюк, В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 2008.
10. Лузин, С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 2007.
11. Макроэкономика: Учебное пособие./ М.К. Бункина, В.А.Семёнов. – М.: Эльф К – пресс, 2007.
12. Максимова, В.Ф., Шишов, А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2009.
13. Назаренко, А., Борхунов, Н., Регулирование цен// Вопросы экономики. - 2007.
14. Общая экономическая теория./ Под ред.: Баликоева В.З.- М.: ЭконоМ, 2006.
15. Официальный сайт министерства экономики России // www.economy.gov.ru/
16. Официальный сайт ФАС России // http://fas.gov.ru/
17. Правовая система Консультант плюс.
18. Ревенков, А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. - 2007. - №3.
19. Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории - М.:2007.
20. Улыбышева, Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №2.
21. Финансы рыночного хозяйствования. / Под ред. проф. Родионова В.М. - М.: Экономическая литература, 2009.
22. Хавина, С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». Институт экономики РАН. - М.: 2007.
23. Ходов, А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. - 2007. - №1.
24. Цены и ценообразование./ Под ред.: Есипова В.Е.- Ст.-Пб.: Налогъ, 2009.
25. Цены. Ценообразование. Ценовая политика./ Под ред.: Уткина Э.А.- М.: Единорог, 2006.
26. Шмелев, Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. - 2009. - №1.
27. Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. М.: БЕК, 2009.
28. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1./Макконел К.Р., Брю С.Л – М, 2007.
29. Экономическая теория./ Под ред.: Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2008.
30. Экономическая теория./ Под ред.: Иохин В.Я.- Учебник- М.: Юристъ, 2009.
1 Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2009.
2 Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2009.
3 Ахмедуев, А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2008. - №8.
4 Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории – М.: 2008.
5 Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2008. - №8.
6 Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории – М.: 2008.
7 Ахмедуев, А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2008. - №8.
Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов