Конкуренция и ее влияние на рыночную цену

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

В прошлом в советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции.Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали нас о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Музеефикация конкуренции как атрибут бесконечной западной системы хозяйствования,, по счастью, надежно отдаленной от нас "железным занавесом"", имела место и в обыденном сознании. Многих людей вообще пугало слово "конкуренция" - в ней виделся точь-в-точь безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням тысяч честных тружеников, но потворствующих небольшой кучке оборотистых (и не чистых на руку) бизнесменов, так сказать "дельцов", способных на любой простенок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения.

Содержание

Введение 3

Гл.1.Общие теоретические проблемы взаимосвязи и взаимодействия конкуренции и ценообразования.
$1.Эк. категория конкуренции. 4
$2.Эк. категория цены. 13
$3.Взаимосвязь конкуренции и ценообразования.19

Гл.2.Актуальные проблемы развития конкуренции и рыночного ценообразования в Российской экономике.
$1.Проблемы взаимодействия конкуренции и 28 ценообразования.
$2.Особенности ценообразования с точки 32 зрения конкуренции в Чувашской Республике.

Заключение 34

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

30046.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

     Фирма-монополист, как и любая фирма, характеризуется  кривой общих затрат. В силу особенности производственного запроса и организации бизнеса  удельные затраты фирмы настолько низки, а масштаб  производства настолько велик, что фирма сумела вытеснить конкурентов с рынка и захватила его целиком. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано. Существуют барьеры, экономические, технические, юридические или другие, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжить свое существование.

     На  монопольном рынке спрос потребителей, с одной стороны, встречается с предложением фирмы-монополиста, с другой. Механизм взаимодействия потребителей и единственного производителя на монопольном рынке принципиально отличается от случая совершенной конкуренции.

     Отдельные  потребители, не имеющие возможности  оказывать влияния на рыночную  цену, вынуждены подстраивать свой  запрос под цену, предлагаемую  монополистом. Со своей стороны,  монополист, способный удовлетворить  общий спрос потребителей, так  выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.

     Потребители  выбирают объем спроса в соответствии  с ценой, предлагаемой монополистом. Монополист регулирует цену так,  чтобы потребители приобретали весь объем его предложения. На монопольном рынке потребители пассивны - подстраивают объем спроса под рыночную цену, монополист активен и выбирает не только объем предложения, но и рыночную цену, побуждая потребителей приобретать тот объем товара, который он предлагает.

     Имея  возможность управлять спросом  посредством рыночной цены, монополист  так выбирает объем предложения  (и спроса), чтобы максимизировать  свою прибыль.

     Потребители,  не имея возможность влиять  на цену, тем не менее максимизируют  свою потребительскую выгоду, выбирая объем спроса в соответствии с ценой. Однако они делают это в пределах, устанавливаемых монополистом. В условиях монопольного рынка вопрос о том, какова функция предложения фирмы-монополиста, по крайней мере, некорректен. Исчезает само понятие функции предложения. Поэтому при анализе монопольного рынка фактически рассматривается поведение фирмы-монополиста на рынке.

     Существует  несколько видов барьеров, препятствующих  вступлению в отрасль:

-экономия, обусловленная  ростом масштабов производства: современная технология в некоторых отраслях производства такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Примерами таких отраслей являются автомобильная, алюминиевая промышленности. Если к примеру на всем рынке функционируют 3 крупные фирмы и каждой принадлежит примерно 1/3 этого рынка, то проникнуть новым конкурентам на данный рынок чрезвычайно трудно: мелкие фирмы не в состоянии получить такой экономии на издержках, как ведущая "тройка" и, следовательно, объема прибыли, необходимого для выживания и расширения. Для вхождения в отрасль в виде крупного производителя очень трудно найти такой объем денежного капитала, который будет необходим для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из членов "тройки".

-естественные  монополии: обычно этим отраслям  государство предоставляет какие-либо  привилегии. Но в обмен на это исключительное право оно оставляет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допустить злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Примерами естественных монополий могут служить так называемые предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, автобусные фирмы, предприятия водоснабжения и связи.

     Естественные  монополии имеют низкие предельные  издержки и считают выгодным  расширять производство. В результате  ценовая конкуренция не на  жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания. Следствием могут служить убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

     Чтобы  избежать этих нежелательных  для общества результатов, государство  и предоставляет им ряд привилегий в обмен на возможность  регулирования качества и контроля цен, которые они могут назначать.

 

-государство  может также выдавать патенты  и лицензии, создавая легальные  барьеры для вступления в отрасль.

Выдавая патенты государство стремится защитить изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими фирмами, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. Научно-исследовательская работа, конечно, лежит в основе разработки пригодной для патентования продукции. Фирмы, которые достигают монопольной степени власти путем их собственной научно-исследовательской работы или путем покупки патентов других, находятся в стратегическом положении, укрепляя и усиливая свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть  использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки пригодной для патентования продукции. Монопольная власть достигнутая  благодаря патентам, вполне может усиливаться.

   Вступление  в отрасль могут быть ограничены  государством путем выдачи лицензий. Например, лицензии радио- и телевизионным станциям, учебным заведениям.

-фирма, владеющая  или контролирующая сырье, которое  является необходимым составляющий для продукции, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

-соперники фирмы  могут быть устранены посредством  агрессивных, жестоких действий. Привычным приемами являются  поношении продукта, давление на  поставщиков ресурсов и банки,  чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное чтобы довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше, чем исторический интерес. Например, хотя федеральное законодательство запрещает снижение цен, направленное для ослабление конкуренции, как можно на практике провести различие между законной ценовой конкуренцией, основанной на преимуществах в издержках, и ценовой конкуренцией, предназначенной для того, чтобы сделать банкротами соперников?  

    

     Однако  барьеры для вступления в отрасль,  которые являются очень значительными  в краткосрочном периоде, могут  оказаться преодолимыми в долгосрочном  периоде. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Монополия в смысле однофирменной отросли продолжать существовать сверх отпущенного ей времени только с санкции или с помощью правительства, например, монополия почтовой службы на доставку первоклассной почты.

 

 

     Своеобразным  и широко распространенным типом  несовершенной конкуренции, наблюдающемся практически во всех развитых странах, является, так называемая, монополистическая конкуренция. В известной, мере, она напоминает совершенную конкуренцию:

- большое количество  потребителей и производителей;

- барьеры для  входа на рынок и выхода  с него минимальны;

- каждая фирма  воспринимает цены других фирм  как заданные и регулирует  только свою цену.

     Но  все дело в том, что в условиях  монополистической конкуренции  не требуется присутствия сотен  или тысяч фирм, достаточно сравнительно  большого их числа, 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товара той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары (или услуги) группы одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. И почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

     Наличие  большого количества производителей  приводит к тому, что каждая  фирма обладает значительно небольшой  долей рынка и имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того практически исключается тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цены.    

     Дифференциация  продукта при монополистической  конкуренции может принимать ряд различных форм:

А Качество продукта. "Реальные различия", включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работ, являются крайне важными сторонами дифференциации. Например, персональные компьютеры могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их "ориентированности на потребителя". В любом городе находится множество закусочных. В одной из них при приготовлении гамбургеров придается большее внимание аромату самих булочек, в другой - качеству самих рубленных котлет.

Б Услуги. Услуги и условия - важные аспекты дифференциации продукта. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

В Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Так автозаправка, находящаяся на одной из главный автомагистралей страны может продавать бензин по более высокой цене, чем, та которая находится в 2-3 км от автобана.

Г Дифференциация продукта в значительной степени может также являть результатом мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки использования торговой марки и торгового знака. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на уровень спроса.                   

     Из описания  дифференцированности продукта  следует, что в условиях монополистической  конкуренции ценовую конкуренцию  сопутствует неценовая.             

     Вступить в  отрасль с монополистической  конкуренцией относительно легко.  Некоторую трудность могут создать  потребность получения продукта, отличного от продукта конкурента, и необходимость рекламы.

     Признаки монополистической конкуренциии в наиболее чистом виде встречается в розничной торговле, легкой промышленности.

 

 

     Cтруктура рынка,  при которой несколько независимых  фирм удовлетворяют общий спрос  множества потребителей обычно  называется олигополией. Число фирм колеблется между двумя полюсами - монополией и монопольной конкуренцией : 2-20. Поэтому поведение каждой из них оказывает заметное влияние на положение других фирм на рынке. В результате каждая из фирм-олигополистов осознает свою зависимость от других. Осознание взаимозависимости олигополистов и возможность явной или неявной координации совместных действий является ключевым моментом в олигополическом поведении.

     По типу  продукции обычно различают чистую  олигополию и дифференцированную (по продуктам) олигополию. Чистая олигополия - производящая однородный продукт . В этом случае цена товара на рынке примерно единая. Примером такого рынка является рынок цемента, продукции химической промышленности, сталелитейной и т.п. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения является дифференцированной. Цены  товаров на таком рынке обычно распределяются по ценовым кластера - группам цен на однотипные, но неоднородные товары. Например, ценовые группы на автомобили разных классов.

           

     По  чему же определенные отрасли  состоят только из нескольких  фирм? Ответ заключается в экономии  издержек, существовании барьеров  для вступления и слияния.

     При  довольно стабильном рыночном  спросе все множество фирм  с небольшими размерами предприятия не сможет выжить. Выгодное расширение до больших размеров предприятий некоторых фирм неизбежно будет происходить за счет конкурентов. Реализация эффекта масштаба производства некоторыми фирмами предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния.

     Исторически  сложилось так, что с течением  времени во многих отраслях  научно-технический прогресс сделал  все более и более достижимым  эффект масштаба. Например, предварительные  подсчеты говорят о том, что в автомобильной промышленности в США в период ее становления существовало больше 80 фирм. С годами развитие технологий массового производства, банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь на долю "Большой тройки" - "Дженерал моторз", "Форд" и "Крайслер" - приходится около 90% продаж произведенных в США автомобилей.

     Существует  и ряд других барьеров: владение  патентами и контроль над стратегическими   сырьем чрезвычайно важно в  электронике, химической и алюминиевой промышленности. Также финансовые барьеры в виде огромных расходов на рекламу, что имело место в производстве сигарет.

     Олигополия  существует, когда малое число  фирм господствует на рынке  однородного или дифференцированного  продукта. Олигополия  возникла благодаря слияниям и различным барьерам для вступления, таким, как эффект масштаба, патенты или владение сырьем.

 

 

 

     В  этой главе были рассмотрены  4 основных вида

конкуренции. Как  итог в таблице 1 приведены  их основные качественные характеристики:

Информация о работе Конкуренция и ее влияние на рыночную цену