Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 12:16, контрольная работа
Одной из важнейших социальных задач, решаемых нашим государством на современном этапе, является обеспечение эффективного функционирования системы здравоохранения. Одним из главных критериев научно-технического прогресса, является развитие и совершенствование медицинской науки. Система здравоохранения государства берет на себя огромную ответственность по поддержанию и улучшению здоровья нации. Самые экономически, социально и политически развитые страны имеют высокоорганизованную и эффективную систему здравоохранения.
Введение
1. Особенности ценообразования и установления (утверждения) цен на платные медицинские услуги. Особенности учета отдельных статей при расчете тарифов на платные медицинские услуги.
2. Правовые основы оказания платных медицинских услуг. Основания для предоставления медицинских услуг на платной основе. Специальные разрешения на оказание платных медицинских услуг.
Заключение
Список источников и литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО НГМУ МЗ России)
Факультет менеджмента
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Ценообразование платных медицинских услуг»
Специальность 080502 - “Экономика и управление на предприятии (здравоохранения)”
Квалификация специалиста – экономист-менеджер
Нормативный срок обучения - 6 лет (заочная форма)
дата: ___________
оценка: __________
Введение
1. Особенности ценообразования и установления (утверждения) цен на платные медицинские услуги. Особенности учета отдельных статей при расчете тарифов на платные медицинские услуги.
2. Правовые основы оказания платных медицинских услуг. Основания для предоставления медицинских услуг на платной основе. Специальные разрешения на оказание платных медицинских услуг.
Заключение
Список источников и литературы
Задача
Введение
Основными направлениями реформы здравоохранения являются не только вопросы оптимизации управления, рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов, реструктуризации системы лечебно-профилактической помощи населению, но и вопросы правовой защиты пациентов. В этих условиях исследование по вопросам предоставления пациентам услуг на платной основе, очень актуально, поскольку незнание своих прав пациентами в этой области, как показывает практика приводит к злоупотреблениям со стороны медицинских учреждений. Именно на устранение этого пробела и направлена настоящая работа, в которой будет охарактеризована правовая природа отношений пациентов с медицинскими организациями, проанализированы основания и рассмотрен порядок предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных профессиональных действий медицинского работника (производителя услуги), направленных на удовлетворение потребностей пациента (потребителя услуги).
1. Особенности ценообразования и установления (утверждения) цен на платные медицинские услуги. Особенности учета отдельных статей при расчете тарифов на платные медицинские услуги.
Цена (тариф) - важнейший элемент рыночных отношений. Однако цены широко используются и в нерыночных сферах. Но экономическое их содержание в этом случае иное. Они выступают, по сути, своего рода нормативами, а не гибкими автоматическими регуляторами экономики.
Вообще, ценообразование является одной из сложнейших проблем при оказании платных услуг государственными, муниципальными учреждениями. Это находит отражение в большом расхождении во взглядах на ценообразование - отсутствуют единые подходы к ценообразованию даже на одни и те же виды услуг, - имеющиеся методики зачастую основываются на взаимоисключающих принципах.
Ценообразование при оказании платных услуг предполагает возможность перехода от затратного метода формирования тарифов (по фактическим расходам) и переход на формирование тарифов по нормативам, стандартам и т. д. Другими словами, при формировании цен на платные услуги появляется возможность закладывать в тарифы не те затраты, которые отражали бы скудное бюджетное финансирование ЛПУ, а научно обоснованный размер финансирования здравоохранения по конкретным статьям. В частности это касается увеличения затрат по приобретение оборудования - статьи, жизненно необходимой для современного здравоохранения, но страдавшей в условиях бюджетного дефицита в первую очередь.
Учет этой статьи осуществляется через экономическую категорию амортизации, которая не используется при финансировании из бюджета или ОМС - это является другой важнейшей особенностью ценообразования при оказании платных услуг. Вообще говоря - какой-либо единой и универсальной методики ценообразования, идеальной системы расчета цен попросту не существует.
Нельзя говорить о методике ценообразования абстрактно, безотносительно к конкретным условиям. Цены (тарифы) представляют собой важнейший элемент финансирования и поэтому должны вписываться в общую финансовую систему. Так, включение или невключение в тарифы тех или иных видов затрат определяется не отвлеченным понятием целесообразности, а тем, каковы источники финансирования медицинских учреждений по этим видам затрат: должны ли они заработать эти средства через цены за пролеченных больных или они выделяются целевым назначением и т. д. При оказании платных услуг это особенно актуально.
Во-первых, нередко речь идет о тарифах, фактически выполняющих роль доплат, когда платные услуги призваны компенсировать недостаток или отсутствие финансирования по тем или иным статьям. Во-вторых, необходимо иметь в виду ситуации, когда государственные или муниципальные медицинские учреждения имеют возможность при оказании платных услуг использовать часть бюджетных ресурсов. Тогда они либо незаслуженно присваивают их в виде прибыли, реальным источником которой служат невозмещенные в бюджет средства, либо имеют возможность устанавливать тарифы на более низком уровне по сравнению со средним рыночным уровнем, выигрывая тем самым у конкурентов. В этом случае за счет снижения цен выигрывают и сами пациенты (причем, если платные услуги установлены правомерно, то этот выигрыш пациентов оказывается неправомерным - они оплачивают не полную сумму) В проигрыше же оказываются бюджет и учреждения, пытающиеся работать по правилам и возмещать через цены все затраты на оказание платных медицинских услуг.
Необходимо отметить, что рыночный характер установления цен на платные услуги учреждений здравоохранения не отрицает необходимости рассмотрения принципов ценообразования, особенностей учета конкретных статей, способов включения различных составляющих в тарифы применительно к конкретным условиям и поставленным задачам. Поэтому до окончательного выбора методики ценообразования необходимо четко себе уяснить: на решение каких задач должны быть направлены тарифы, что они должны стимулировать, как будут использоваться доходы, полученные через тарифы, каков конкретный результат принятия именно этой, а не той методики ценообразования, и т. д. Эти моменты требуют детальной проработки. Кроме того, следует учитывать, что многое зависит не только от методики ценообразования, но и от способов оплаты услуг, наличия разработанных стандартов качества, системы контроля и т. д.
Рассмотрим это подробнее. В качестве финансового инструмента тарифы на медицинские услуги могут либо только возмещать затраты (все или часть из них), либо обеспечивать расширенное воспроизводство, развитие. Расширенное воспроизводство (развитие деятельности) осуществляется либо путем закладывания в тарифы прибыли, что зависит от планового уровня рентабельности, либо дополнительным финансирование каких-либо статей, в том числе и централизованно. Однако финансовое положение ЛПУ определяется не только тем, что заложено в тариф, но и тем, как это осуществлено. А это, в свою очередь, зависит от того, по каким тарифам вести расчеты: ориентированным на фактические затраты конкретных ЛПУ или на нормативные затраты? Особенно это касается ситуаций, когда тарифы (цены) на платные услуги устанавливаются централизованно. На первый взгляд кажется, что тарифы должны отражать затраты конкретного ЛПУ, ведь медицинские учреждения приобретают лекарства, продукты питания для больных, медицинское оборудование, хозяйственные товары по различным ценам и затраты ЛПУ во многом будут определяться этими различиями. Кроме того, в настоящее время сильно различается оснащенность ЛПУ дорогостоящей диагностической аппаратурой. Но, с другой стороны, ориентация на фактические затраты - это путь затратной экономики. При этом цены у многих медицинских учреждений могут оказаться выше рыночного уровня.
Исполнение договора на оказание платных услуг оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ). Однако имеется достаточно много ограничений, не позволяющих медицинским учреждениям полностью реализовывать это право.
Во-первых, в соответствии со статьями 424 и 735 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Поэтому, если в рамках предоставленных им полномочий государственными (муниципальными) органами установлен определенный уровень цен, то в договоре должны быть указаны именно эти цены. Во-вторых, оказание платных медицинских услуг подпадает под понятие публичного договора, по которому цена услуг устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ст. 426 ГК РФ).
Следует обратить внимание на то, что речь идет не только о льготах, прямо устанавливаемых для конкретных категорий населения (участники и инвалиды Великой Отечественной войны, ликвидаторы последствий Чернобыльской аварии и т. д.), но и о случаях, когда предусматривается различный уровень медицинского обслуживания, например, различный уровень гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам. Так, в соответствии со ст. 38 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» право на бесплатную первичную медико-санитарную помощь предусмотрено гражданам только по месту жительства. Это означает, что лицам, желающим получить первичную медико-санитарную помощь, не входящую в программу ОМС, не по месту жительства, эта помощь может быть предоставлена за плату.
Более того, если оказывается комплексная услуга (например, при стационарном лечении, когда наряду с медицинской помощью лечащего врача оказываются дополнительные лечебно-диагностические услуги), часть которой имеет гарантированное финансирование только для определенных контингентов (например, для жителей прикрепленной территории или работников прикрепленных предприятий), то цена комплексной услуги будет различной для прикрепленных контингентов и остальных потребителей услуги.
Однако нередко медицинские учреждения используют различные цены для оказания платных услуг и для одних и тех же контингентов населения. Обычно это касается заключения договоров с предприятиями на медицинское обслуживание их работников. Основная причина различий в стоимости обслуживания здесь заключается в платежеспособности предприятий. С точки зрения рыночных отношений эта позиция вполне оправдана, однако юридически она является некорректной. Поэтому медицинские учреждения должны обосновать различие в ценах на аналогичные услуги, оказываемые для различных предприятий (например, сроками оказания услуг, режимом работы, дополнительными расходами, связанными с теми или иными факторами).
Таким образом, в подобных ситуациях различия в оплачиваемых суммах необходимо обосновывать не различием цен (тарифов) на одни и те же медицинские услуги для различных потребителей (они действительно должны быть одинаковы для аналогичных контингентов), а объемом работ и уровнем затрат по оказанию одних и тех же услуг (особенности организации оказания помощи, связанные с режимом работы предприятия или самого медицинского обслуживания и т. д.).
К важнейшим вопросам организации предоставления платных услуг относится порядок установления цен (тарифов) на платные услуги. Этот вопрос является, пожалуй, наиболее спорным. Не случайно на различных территориях встречается большой разброс в подходах к этой проблеме:
- цены (тарифы) на платные услуги медицинские учреждения устанавливают самостоятельно;
- цены (тарифы) утверждают местные органы власти (органы местного самоуправления);
- цены (тарифы) утверждают органы власти субъектов федерации (областного и приравненного к ним уровня);
-цены (тарифы) утверждают органы управления здравоохранением (комитеты по здравоохранению, райздравы или другие аналогичные органы).
В итоге медицинские учреждения зачастую оказываются бесправными в установлении приемлемого для них уровня цен (тарифов) на платные услуги.
Каков же должен быть порядок утверждения цен (тарифов) на платные услуги?
Необходимо отметить, что имеется достаточно четкая правовая основа, позволяющая решить эту проблему. В первую очередь укажем на Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», текст которого приведен в приложении к данной главе. В соответствии с этим постановлением предписывается не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме предусмотренных в этом постановлении. Среди видов продукции и услуг, имеющих отношение к здравоохранению, в этом постановлении указаны лишь протезно-ортопедические изделия, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Поскольку платные медицинские услуги не включены в перечни, приведенные в указанном постановлении, то государственное регулирование их уровня не допускается.
Информация о работе Контрольная работа по «Ценообразование платных медицинских услуг»