Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:52, реферат
Успешная работа коммерческих предприятий невозможна без грамотной ценовой политики, базирующейся на знании сущности, взаимосвязей и закономерностей поведения рыночной цены, основ ценового маркетинга. Не менее важным фактором принятия правильных решений по ценам является наличие достоверной информации и всесторонний анализ ценовой ситуации на рынке.
Статистическим изучением цен в настоящее время занимаются государственные органы статистики, экономические институты и центры, экономические отделы печатных изданий, маркетинговые службы фирм. С этим связана классификация задач статистики цен по возможностям статистического наблюдения за ценами и масштабности ценовой информации:
Наблюдение
за ценами на макроуровне (страны, региона,
товарного рынка) требует больших
материальных затрат, наличия разветвленной
сети обученных регистраторов
Методология
макро- и микроисследований
В условиях рынка
каждое предприятие само обеспечивает
себя необходимой для маркетинга
статистической информацией, наряду с
собственной отчетностью
Успешное
ведение бизнеса и фирменной
статистики цен предполагает осведомленность
специалистов фирмы обо всех возможных
каналах получения
Возможности
статистической регистрации цен
определяются проводимой в стране политикой
ценообразования. В условиях плановой
экономики отечественная
По мере расширения
объема и ассортимента товаров стали
накапливаться серьезные
Сплошной
учет необходим и возможен в рамках
коммерческого предприятия, он свободен
от перечисленных ошибок и ошибок
выборки. Такой учет облегчают компьютерные
системы считывания штрихового товарного
кода, широко распространенные во многих
странах и внедряющиеся у нас
через отдельные предприятия
розничной торговли. В настоящее
время применяются два вида считывающих
устройств: стационарное - расчетного
узла и переносное — наиболее удобное
при продаже крупногабаритных товаров,
в оптовой торговле. В коде не
указывается цена товара, так как
торговцы продают его по разным ценам
и цена рассчитывается с помощью
независимой компьютерной системы
в месте продажи. Когда на расчетном
узле в магазине считывается номер
конкретного товара, автоматически
уточняется его цена и печатается
на кассовом чеке. Информация о ценах
своевременно обновляется по прямой
связи с бюро закупщиков. Таким
образом, специалисты-аналитики в
любое время могут располагать
самым полным набором внутрифирменной
информации. Большинство фирм не имеет
такой системы и организует внутрифирменный
ценовой учет по мере его необходимости
и по возможности используя
В условиях плановой экономики наряду со сплошным учетом цен ограниченно применялась выборочная концепция регистрации цен, используемая статистикой колхозной торговли , потребительской кооперации и семейных бюджетов. Таким образом, определенный опыт наблюдения за рыночными ценами был накоплен, что позволило в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, базирующуюся на следующих главных принципах: использование выборочного метода во времени, в пространстве и в товарной массе; формирование потребительской корзинки, т.е. набора товаров-представителей; необходимость поправок на изменение качества товаров; полный охват всех форм и видов торговли (субрынков), ограниченный учет документов.
1 Статистика изучает с количественной стороны массовые социально-экономические явления.
Цены —
сложная система, составной элемент
коммерческой деятельности. Следовательно,
анализ цен требует диалектического
единства анализа цен в статике
и динамике, сочетания синтетического
и аналитического подхода к изучению
состояния, взаимосвязей и поведения
цен, включает показатели разного уровня
и направлений использования. Это
находит отражение в
Первый этап статистического анализа цен — это характеристика состояния цен и их взаимодействия, включающая в себя изучение уровня, структуры, соотношения и эластичности цен.
Анализ цен чаще всего начинается с их группировки. Основанием группировки могут быть характеристики товаров (потребительское назначение, вид сырья, взаимозаменяемость), регионов (уровень жизни и занятости населения, демографические признаки), покупателей (уровень дохода, социальные признаки, покупательское поведение), магазинов (оборот, тип организации, собственности, расположение), уровень и темп роста самих цен. Перспективным группировочным методом является метод кластерного анализа, позволяющий определить группы магазинов, рынков, регионов, однотипных по уровням цен нескольких основных видов товаров.
Продавец, владеющий товарами широких ассортиментных групп, имеющий региональные филиалы фирмы, должен знать и использовать при принятии маркетинговых решений показатель уровня цены. Различают индивидуальный (номинальная цена товарной единицы) и средний уровень цен, который осредняет цены множества индивидуальных актов купли-продажи, сглаживает возможные колебания цен и проявляется как средняя величина, тенденция, отражающая определенную закономерность ценообразования.
Это дает возможность маркетологам сравнивать собственные цены с уровнем цен местных и региональных конкурентов, средними ценами на товары такого класса по отрасли, по региону, стране.
Выбор формулы
для расчета средней цены зависит
от имеющейся информации. Если предполагается,
что части совокупности примерно
равны или фактор весомости каждой
цены по определенной причине игнорируется,
то расчет средней цены осуществляется
по формуле простой средней
Если известен
объем продажи в натуральном
выражении или в стоимостных
единицах, то используются формулы
соответственно средней арифметической
или средней гармонической
где pi — цена i-й разновидности товара (или i-го региона, или сложившейся на i-ю дату);
qi — количество i-вида товара; n — число видов товара.
При определении средней по территориям цены допускается использование в качестве весов показателя численности населения (Si ) или числа семей для товаров семейного пользования, т.к. количество продаж, как правило, прямо пропорционально числу потребителей товара :
Если в отсутствие других данных известно число дней торговли (ti) по старой и новой цене, то расчет осуществляется по средней гармонической:
Информация о работе Маркетинговое ценообразование и анализ цен