Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:52, реферат
Успешная работа коммерческих предприятий невозможна без грамотной ценовой политики, базирующейся на знании сущности, взаимосвязей и закономерностей поведения рыночной цены, основ ценового маркетинга. Не менее важным фактором принятия правильных решений по ценам является наличие достоверной информации и всесторонний анализ ценовой ситуации на рынке.
Влияние инфляции, конъюнктурного роста индивидуальных цен товара и структурных сдвигов в продаже на рост средних цен товарной группы (товара по регионам или магазинам) определяется по формуле: I = Iинфл * Ik * Iстр,
где
При помощи экспертного коэффициента изменения качества товара (Iкач) определяется оценочная характеристика составляющих динамики цен товара: Iр = Iинфл * Iк * Iкач.
В условиях инфляции необходимо основные стоимостные показатели пересчитывать в сопоставимые цены, чтобы иметь адекватное представление о работе фирмы:
Аналогичную
цель преследует и пересчет показателей
в твердую валюту, в этом случае
надо учитывать влияние политики
центральных органов и
Более сложный
анализ влияния инфляции на коммерцию
включает применение экспертных методов
для оценки качественного изменения
товаров или услуг, построение регрессионных
моделей, учитывающих фактор инфляции.
Кроме того, полезны периодические
мини-опросы представителей основного
рыночного сегмента с целью выявить
инфляционные ожидания, учет которых
необходим в маркетинговом
Стабилизация рынка и устойчивость рыночных закономерностей — главное условие, обеспечивающее возможность моделирования и прогнозирования (особенно, долгосрочного) цен.
Общим свойством всех видов математических моделей, применяемых при статистическом изучении цен, является использование в качестве зависимой переменной ценовых показателей.
По виду независимых переменных модели можно классифицировать следующим образом:
В предыдущих
разделах главы в общем виде были
затронуты вопросы
В качестве предмета исследования (результативного признака y) могут быть использованы цены товаров-представителей и отдельных товаров, средние цены покупок потребительских групп, региональные цены, а также показатели соотношения и структуры цен. Они зависят от множества факторов, причем при одном и том же значении факторного признака результат может быть разным и заранее неопределяемым (например, при одинаковом объеме предложения товар может продаваться по разной цене). Это обусловлено влиянием разнонаправленного действия неучтенных факторов (например, места продажи или применяемой ценовой стратегии). Такая зависимость называется стохастической (вероятностной). При этом если изменение фактора вызывает изменение результативного признака (цены), то связь характеризуется как корреляционная.
Характерной
особенностью корреляционных связей является
то, что они проявляются не в
единичных случаях, а в массе.
Данные, полученные в массовых статистических
наблюдениях, отражают совокупное действие
всех причин и служат базой для
выявления закономерностей
К сожалению, не все факторы, влияющие на цены, могут быть статистически измерены, а значит и включены в модели. В моделях могут быть использованы:
Реакция розничных
цен на изменение приведенных
факторов может запаздывать в
результате правительственных мер
(манипулирование налогами, дотации).
Кроме того, экстремальные ситуации
могут менять традиционные связи, например,
перед лицом растущей дороговизны
возможен одновременный рост цен
и сбережений. Поэтому необходимо
соблюдение важнейшего принципа анализа
взаимосвязи: любые зависимости
между явлениями должны изучаться
исходя из их внутреннего качественного
содержания, учета условий, то есть
количественному анализу
Для выявления
и моделирования названных
табличное и
графическое представление
Rj,x =
где pi — значение цены i-го товара на j- и x-объектах, w — удельный вес i-товара в продаже всей совокупности товаров), выбор минимальных расстояний позволяет объединять объекты (максимальных — разделять).
Суть и обоснование большинства из перечисленных методов подробно изложены в различных учебниках по общей теории статистики (см. ист.4, 14), существуют также пакеты прикладных программ с разработками статистических методов анализа ("Олимп" и другие).
Качественная оценка показателей тесноты связи дается, как правило, по шкале Чеддока: слабая связь — 0,1-0,3, умеренная — 0,3-0,5, заметная — 0,5-0,7, высокая — 0,7-0,9, весьма высокая — 0,9-0,99.
На практике для определения тесноты связи двух признаков часто применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Р). Значения каждого признака ранжируются по степени возрастания (от 1 до n), затем определяется разница (d) между рангами, соответствующими одному наблюдению.
где d2 — квадрат разности рангов i-наблюдения,
N — число наблюдений (пар рангов).
Широкое применение
в анализе цен находят
Особенностью
построения модели зависимости цен
от факторов является необходимость
выявления мультиколлинеарности (взаимозависимости)
факторов и исключения из анализа
некоторых из них. Для этого необходимо
рассчитать парные коэффициенты корреляции,
которые имеют и
Аналогично рассчитываются rpx2, rpx3, rx1x3, rx2x3. Таким образом, для расчета парных коэффициентов корреляции необходимо построить расчетную таблицу промежуточных данных px1, px2, px3 , x1 x2 , x1 x3 , x2 x3, p2, x12, x22, x32, подсчитать сумму по каждому столбцу. Включаются в модель факторы х, удовлетворяющие следующим условиям: |rpx | > |rхx |, |rхx | < 0,8.
Построение уравнения зависимости цен от факторов осуществляется на основе метода наименьших квадратов (сумма квадратов отклонений фактических данных от выровненных по уравнению должна быть минимальной). Строится система уравнений, при решении которой определяются параметры искомого уравнения. Например, для линейного 3-факторного уравнения регресии (p= a0 + a1 x1 + a2 x2 + a3 x3 ) система имеет вид:
Для линейной 2-факторной связи в систему подставляем x3 = 0, что сокращает число слагаемых в каждом уравнении и уравнений в системе до 3, для 1-факторной модели - x2 =0, x3 =0, слагаемых и уравнений - по два. Для гиперболы , полулогарифмической функции p= a0 +a1 lg x в систему вместо x подставляем 1/x или lgx соответственно, например:
При построении тренда вместо х подставляем t.
На практике же, как правило, используется компьютерный расчет параметров уравнения. На современном рынке существует множество пакетов прикладных программ, в которых заложен перебор различных форм уравнений с учетом их адекватности соответствия реальным данным. Основной критерий адекватности: минимальное значение остаточной дисперсии результативного признака (цены):
и средней ошибки аппроксимации:
где — отклонения фактических цен от выровненных по формуле.
Чтобы определить, какой из факторов влияет на цену сильнее, рассчитывают стандартизованные показатели (делающие параметры, относящиеся к разным единицам измерения, сопоставимыми):
где — средние квадратические отклонения факторного и результативного признаков от соответствующих им средних.
Значимость
или типичность полученных коэффициентов
регрессии проверяется с
где — среднее квадратическое отклонение фактических цен от выровненных, для параметра а0 в формуле отсутствует x .
Нижний предел значимости (t критическое) определяется по таблице Стьюдента (приводятся в учебниках по общей теории статистики, высшей математике или издаются специально) с учетом принятого уровня значимости a =0,05 и числа степеней свободы n-k (n- число наблюдений, k - число параметров в уравнении).
Возможность практического применения модели оценивается с помощью индекса корреляции:
который показывает, в какой степени вариация цен объясняется влиянием факторного признака.
На основе
выбранной модели строится теоретический
или частный коэффициент
где — частная производная от уравнения по переменной xi ,
xi — значение фактора х на заданном уровне,
— соответствующее выровненное значение цены при заданных (чаще всего средних) уровнях остальных факторов.
Одно- и многофакторные динамические модели должны проверяться на наличие автокорреляции (влияния времени или уровня предшествующих показателей на последующие). Самый распространенный способ выявления — метод Дарбина-Уотсона:
Информация о работе Маркетинговое ценообразование и анализ цен