Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать процесс формирования цен на продукцию предприятия.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- раскрыть понятие цены,
- рассмотреть классификацию цен,
- охарактеризовать ценовую политику предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы экономической категории – цена 5
1.1 Понятие цены 5
1.2 Виды и классификация цен 6
1. Классификация цен по степени регулироемости 6
2. Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота 7
3. Другие классификации цен 9
2. Ценовая политика предприятия 12
2.1 Значение ценообразования в рыночной экономике 12
2.2 Ценовая стратегия предприятия 15
3. Методы ценообразования 20
3.1 Методология установления цены 20
3.2 Методы определения цены на продукцию 25
Заключение 28
Список литературы 29
В зависимости от иных классификационных признаков выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные и другие виды цен.
Виды цен:
1. По
характеру обслуживаемого
- Оптовые цены покупки и продажи
- Закупочные цены
-Биржевая цена
-Розничные цены
-Отпускная цена на предприятиях общественного питания
-Цены на услуги населению
2. В
зависимости от
-Свободные цены (рыночные цены)
-Регулируемые цены
-Предельные цены
-Фиксированные цены
3. По способу установления, фиксации.
-Твердые цены
-Подвижная цена
-Скользящая цена
4.
По способу получения
-Публикуемые цены
-Справочные цены
-Расчетная цена
5. В зависимости от вида рынка.
-Цены товарных аукционов
-Биржевые котировки
-Цены торгов
6. С учетом фактора времени.
-Постоянная цена
-Сезонная цена
-Ступенчатая цена
7. Внутрифирменные цены
-Трансфертные цены
8.
По условиям поставки и
-Цена - нетто
-Цена - брутто
9. Мировые цены.
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги.
В условиях рынка
Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга.
Цены и ценовая политика
Следует отметить, что установление единой цены для всех покупателей - дело сравнительно новое. Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом.
Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую намеревались получить, а покупатели - ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов, они сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце девятнадцатого века благодаря возникновению крупных предприятии розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для разной клиентуры.
Каждая
фирма подходит к проблемам ценообразования
по-своему. В мелких фирмах цены обычно
устанавливаются главным
На
решение руководства фирмы в
области ценообразования
-
рекламу (чем удачнее,
-
специфику производимой
-
особенности производственного
процесса (продукция мелкосерийного
и индивидуального
- рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
-
специфику жизненного цикла
- мобильность производственного процесса;
-
длительность продвижения
-
организация сервиса при
- объем рынка;
- имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
К внешним критериям обычно относят следующее: политическая стабильность страны - производителя и государств, где происходит сбыт продукции фирмы;
- отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
- характер регулирования экономики государством;
- уровень и динамика инфляции;
-
объем и отличительные черты
существующего и
-
наличие и уровень конкуренции
между производителями
Чего хочет добиться фирма, формируя свою цену на конкретный товар и услугу? Наиболее распространенные подходы в данной сфере таковы:
-
получить в полной мере
- увеличить объем продаж;
- завоевать более солидную долю рынка;
-
попытаться добиться более
- ослабить конкурента;
- сформировать определенный имидж товара.
Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия можно представить схематично (рис. 1).
На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.
Закономерности
спроса. Исследование закономерностей
формирования спроса на производимый
продукт является важным этапом в
разработке ценовой политики предприятия.
Закономерности спроса анализируются
с помощью кривых спроса и предложения,
а также коэффициентов эластичности по
цене7.
Рис. 1. Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия
Чем
менее эластично реагирует
Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены.
Оценка издержек. Для осуществления продуманной ценовой политики необходимо анализировать уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на единицу продукции, сопоставлять их с планируемым объемом производства и существующими на рынке ценами.
Анализ цен и товаров конкурентов. Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным способом и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.
Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.
Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.
При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий8.
- Стратегия «снятия сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена для потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи — привлечь новых, покупателей.
- Стратегия проникновения (внедрения) на рынок. Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов.