Механизм ценообразования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование фирмы на различных типах рынка.
Для достижения этой цели необходимо: рассмотреть сущность цен, факторы, на них влияющие, выделить особенности и способы ценообразования на различных типах рынка, определить условия, оказывающие влияние на выбор метода ценообразования предпринимателем.

Содержание

Введение…………………………………………………………… ……..…..…3
Теоретическая часть……………………………………………………….……………..……4
Расчетно-аналитическая часть…………………………………………………………25
Заключения……………………………………………………………...………35
Список использованной литературы………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

готов.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)


Значит, по методу  валовых показателей наиболее выгодный для предприятия объем реализации………

Значит, по методу  валовых показателей наиболее выгодный для предприятия объем реализации………

Далее определим оптимальный объем реализации, используя метод сопоставления предельных показателей. Основными предельными показателями для предприятия являются показатели предельных издержек (MC) и предельного дохода (MR)  .

Предельные издержки показывают, во сколько рублей обходится предприятию производство дополнительной единицы продукции. Для определения этого показателя используем формулу:

                            MC=ΔTC/ΔQ  ,  где                                                       (4)

MC –предельные затраты (издержки);

ΔTC –изменение общих издержек;

ΔQ –изменение количества  продукции.

Необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции предельный доход (MR) равен цене реализации, поэтому в данной задаче предельный доход при любом объеме реализации составляет 100 руб.

Проведем необходимые расчеты и представим данные в таблице 4.

Таблица 4

Определение оптимального объема реализации с помощью предельных показателей

Q шт.

TC руб.

MC руб.

MR руб.

1000

125 000

 

 

100

2000

188 000

                63

100

3000

230 000

  42

100

4000

            280 000

  50

100

5000

355 000

  75

100

6000

440 000

  85

            100

7000

550 000

  110

100

8000

675 000

125

100


 

 

Из таблицы видно, что предельные затраты достигают своего минимума при объеме………………………………………

Расширение объема реализации выгодно в пределах показателей, при которых предельный доход превышает предельные затраты. Таким образом, оптимальный объем- …… шт. Предприятию нельзя производить более …шт. т.к. при объемах выше оптимального предельные издержки превышают предельный доход, а значит производство каждой дополнительной единицы продукции будет приносить убыток.

Согласно методу предельных показателей, мы можем сделать вывод, что наиболее выгодный для предприятия объем реализации…….. шт.

    2) Отобразим на графике кривую валовой выручки и кривую валовых издержек  предприятия, используя для этого данные таблицы 3 ( см.рис ..).

    3) Отобразим на графике кривые предельных издержек и предельного дохода предприятия, используя для этого данные таблицы 4 (см.рис …).

4) Определим наименьшую цену реализации продукции, которую может принять предприятие в краткосрочном периоде.

 

Для расчета средних переменных издержек воспользуемся формулой:

ATC=TC/Q  ,    где                                     (5)

TC –общие издержки, руб.

Q –количество продукции (объем реализации),шт.

Для расчета средних общих издержек используем формулу:

                           AVC=VC/Q  ,    где                                        (6)

VC –переменные издержки;

Q – количество продукции (объем реализации),шт.

 

Результаты расчетов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели средних издержек предприятия

Q, шт.

AVC, руб.

ATC, руб.

0

   

1000

   

2000

   

3000

   

4000

   

5000

   

6000

   

7000

   

8000

   

 

Из теории известно, что наименьшая цена реализации, которую предприятие может принять в краткосрочной перспективе равна величине средних переменных издержек (AVC). Т.е P=AVCmin.В долгосрочной перспективе минимальная цена предприятия должна соответствовать наименьшему показателю средних общих издержек (ATC), то есть

P=ATC min.

По данным таблицы мы можем сделать вывод, что в краткосрочном периоде наименьшая цена реализации предприятия составит ….руб. В долгосрочном периоде наименьшая цена реализации товара составит …. рублей за штуку.

Таким образом, выводы по заданию1 следующие:

Используя метод   валовых показателей, мы выявили, что наиболее выгодный для предприятия объем реализации……..штук. Сопоставляя  предельные показатели, мы выявили, что наиболее выгодный для предприятия объем реализации…….. штук. В краткосрочном периоде наименьшая цена реализации предприятия составит ….руб. В долгосрочном периоде наименьшая цена реализации товара составит …. рублей за штуку.

Задание 2.

Фирма действует в условиях несовершенной конкуренции. Функция её издержек задаётся формулой  TC=2+4Q+Q2, а спрос выражается функцией P=12-Q.

  • Определить количество продукции (Q) и цену (Р), при которой фирма максимизирует прибыль?

  • Рассчитать валовой доход  фирмы.

  • Определить степень монопольной власти фирмы по индексу Лернера.

Решение:

В условиях несовершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, когда MC=MR. Поэтому, используя функцию общих затрат определим MC. Предельные издержки являются производными от общих затрат TC′=MC.

 Отсюда: TC′=(10Q+Q2)′=10+2Q , то есть MC=10+2Q.

Найдём предельный доход, учитывая, что он является производным от валового дохода (TR), то есть TR′=MR.

Для нахождения валового дохода используем формулу:

TR=P*Q  ,       где                                (7)

TR- валовой доход (выручка), руб.

P-  цена продукции, руб.

 Q- объем продукции,шт.

TR=P*Q= (50-3Q)*Q=50Q-3Q2

MR=TR′= (50Q-3Q2)′= 50-6Q, то есть  MR=50-6Q

Приравняем функции предельных издержек и предельного дохода.

MC=MR

10+2Q=50-6Q

2Q+6Q=50-10

8Q=40

Q=5 шт.

P=50-3Q=50-15=35руб.

TR=P*Q=35*5= 175руб.

Определим степень монопольной власти фирмы по индексу Лернера. Для этого используем формулу:

                                     L= (P-MC)/P, где                            (8)

L – индекс Лернера,

P- цена продукции

MC – предельные издержки

MC=10+2Q=10+2*5=20 руб., тогда индекс Лернера составит: L=(35-20)/5=3

Таким образом, фирма максимизирует прибыль, при Q=5 шт. и P=35 руб. Валовой доход при этом составил 175 руб. Индекс Лернера составил 3 Это означает что, фирма может повысить цену характерную для свободной конкуренции на 20%.

Задание 3

Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, в начале года приобрела производственное оборудование. Начальная стоимость оборудования (НС) составляет 3,7 млн. руб. Остаточная стоимость (ОС) оценивается суммой в 115000 руб. Срок службы оборудования (Т) составляет 6 лет. Расходы на сырьё и материалы на единицу продукции (С1) составили 30 руб. Расходы на оплату труда за единицу продукции равны (С2) 20 руб. Вероятность временного выхода оборудования из строя (р) равна 0,2. Число дней в году принимается равным 360, предприятие работает в одну смену. Максимальная производительная мощность (pow) 1800 шт. изделий в день. Определить какой должна быть цена реализации единицы продукции, чтобы точка безубыточности (когда TC=TR) была достигнута в конце года, если предприятие использует:

а) пропорциональный (линейный) метод амортизации;

б)  метод ускоренной амортизации с удвоенной нормой износа.

Решение:

Пропорциональный (линейный) метод амортизации предполагает использование следующей формулы:

                             Aл=HC-OC/T  ,     где                                     (9)

Aл –амортизационные отчисления при линейной амортизации;

HC –начальная стоимость оборудования;

OC –остаточная стоимость оборудования;

T –срок службы оборудования.

Aл=HC-OC/T=3000000-120000/5=576000 руб.

2)При методе ускоренной амортизации с удвоенной нормой износа необходимо просто удвоить сумму амортизационных отчислений, полученных линейным методом.

Ауск=Ал*2=576000 *2=1152000р.

Найдём объём производства, учитывая возможность выхода оборудования из строя. Используем следующую формулу:

                             Q=360*Pow*p  ,      где                                              (10)

Q –объём производства за год;

Pow –производительная мощность;

р –вероятность временного выхода оборудования из строя.

Q=360*Pow*p=360*1500*0,2=10800 шт.

Найдём средние переменные затраты по формуле:

                              AVC=C1+C2   ,    где                                               (11)

AVC –средние переменные затраты;

C1 –расходы на сырьё на единицу продукции;

C2 –расходы на оплату труда за единицу продукции.

AVC=18+10=28 руб.

Найдём средние постоянные затраты по формуле:

                              AFC=A/Q   ,    где                                                  (12)

AFC –средние постоянные затраты.

 AFCл=Aл/Q =576000 /108000=5,3руб.

AFCуск=Ауск/Q=1152000/108000=10,7 руб.

Найдём общие затраты по формуле:

                             ATC.=AFC.+AVC   ,    где                                        (13)

ATC –средние общие издержки;

AFC –средние постоянные издержки;

AVC –средние переменные издержки.

ATCл=AFCл+AVC=28+5,3=33,3 руб.

ATCуск=AFCуск+AVC=28+10,7=38,7руб.

В условиях совершенной конкуренции фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних общих издержек, то есть соблюдается равновесие Р=АТСmin, при этом фирма находится в точке безубыточности. Это означает, что фирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные средние издержки. Она не получает прибыли, а в производстве используется наиболее эффективная технология с наименьшим расходованием ресурсов. Таким образом, цена реализации продукции при линейном методе амортизации составляет Р=АТСл=33,3 руб.

Цена реализации продукции при ускоренном методе амортизации составляет Р=АТСуск=38,7руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При выполнении курсовой работы мы рассмотрели следующие разделы.

1) Сущность цены и анализ  её формирования.

Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены людьми.

2) Особенности ценообразования  на различных типах рынка.

Для проведения успешной ценовой политики фирма должна учитывать условия, в которых ей придётся действовать на рынке того или иного типа: характер ценообразования (свободный, монополизированный, зависимый), особенность продукта, число предприятий, контроль рыночной цены предприятием, неценовая конкуренция, условия вхождения в отрасль, на рынок.

3) Выбор метода ценообразования  предпринимателем.

Проанализировав спрос, издержки, цены и товары конкурентов, предприниматель (предприятие) должен определиться с методом и целями ценообразования. Выбрав один из методов, необходимо принять само ценовое решение, определить конкретную цену. Здесь учитывается целый ряд аспектов, таких как психологическое воздействие на покупателя, влияние разных элементов маркетинга, соблюдение базовых целей ценовой политики, анализ возможной реакции на принимаемую цену, как со стороны покупателей, так и конкурентов.

В курсовой работе мы изучили механизм и способы ценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование фирмы на различных типах рынка; рассмотрели сущность цен, факторы, на них влияющие, выделили особенности и способы ценообразования на различных типах рынка, определили условия, оказывающие влияние на выбор метода ценообразования предпринимателем.

Список использованной литературы

1. Бородина Е.И. "Финансы  предприятий": – Москва, изд-во "ЮНИТИ", 2005.

2. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятий: Учебник, М: Инфра–М, 2003.

3. Карпова Т.П. Управленческий  учёт. – Москва, изд-во "Аудит", 2006.

4. Ковалёв А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы предприятий, М: Инфра–М, 2001.

5. Курс экономической  теории: учебник – Киров: "АСА", 2003.

6. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Экономика предприятий. М: Вита-пресс, 2000.

7. Мамедов О.Ю. "Современная  экономика": – Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 2001.

8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Мутнян А.В., Оконников И.М., Пантелеев Е.А. "Микроэкономика", книга 1:- Ижевск, изд-во "странник", 2003.

10. Николаева С.А. Управленческий  учет. Пособие для подготовки  к квалификационному экзамену  на аттестат профессионального  бухгалтера. – "ИПБ-БИНФА", 2002 г.

Информация о работе Механизм ценообразования в рыночной экономике