Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.
Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар.

Содержание

Введение 3-4
1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике 5-6
2. Методы ценообразования ...7-18
2.1. Этапы ценообразования 7-8
2.2. Ценообразование и структура рынка 8 -11
2.3. Цели ценовой политики …11 -14
2.4. Методы расчета цены 14-18
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат по экономике.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                             

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

 

 

                                                  

Реферат

 

       По дисциплине: Экономика

Тема: «Ценообразование в условиях рыночной экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                     Студент 1 курса 3 группы

Социально-гуманитарного

факультета заочной формы

обучения направления  подготовки

030900.62 Юриспруденция

Сметанина Татьяна Юрьевна

 

Работу проверил:

кандидат экономических наук, доцент

Преподаватель: Варзин Василий Владимирович

 

 

     

 

                                     

                                                    Шуя-2013

Содержание

 

Введение 3-4

1. Понятие, сущность, роль цен и  ценообразования в рыночной экономике 5-6

2. Методы ценообразования ...7-18

2.1. Этапы ценообразования 7-8

2.2. Ценообразование и структура рынка 8 -11

2.3. Цели ценовой политики …11 -14

2.4. Методы расчета цены 14-18  

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.

Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар.

Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.

Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие.

Для предприятий, работающих на рынке (производителей, продавцов), одним из самых важных является вопрос об уровне цены на производимый или реализуемый товар. Цена является тем элементом, который в конечном итоге определяет рентабельность предприятия, его жизнеспособность, положение на рынке и финансовую стабильность. Поэтому правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика и последовательная реализация ценовой политики – залог успешной коммерческой деятельности в рыночной среде.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

 

- изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;

- изучение функций и видов цен в экономике, а также рассмотрение основных этапов ценообразования;

- выявление различий в ценообразовании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

- рассмотрение особенностей ценообразования в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность, роль  цен и ценообразования в рыночной  экономике

 

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяют две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (административно-командное).

Выбор метода ценообразования зависит от основной ориентации – либо на производство, либо на рыночный спрос. Выделяют методы полных, предельных, стандартных, прямых издержек производства, метод расчета цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Также находят применение параметрические методы ценообразования: на основе уровня текущих цен, метод баллов, удельной цены, метод регрессии и т.д.

В условиях командного ценообразования установление цены происходит в сфере производства. Цены устанавливают исходя из затрат на производство или услуги. Часто это делается до начала процесса производства на плановой основе с участием государственных органов. В результате рынок не играет никакой существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

В условиях рынка ценообразование происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются  спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность  предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество, конкурентоспособность. Произведенный  в сфере производства товар и его цена проходят непосредственную проверку рынком, где и формируется окончательная цена товара или услуги. 

Принципиальное отличие рыночного ценообразования  заключается в том, что цены в условиях рынка устанавливаются собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на  ограниченный круг товаров. Государство устанавливает  общие подходы и принципы к ценообразованию.  Перечень товаров, реализуемых по государственным  ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие  масштаб цен в экономике и социальную защищенность  отдельных групп населения. 

Цены играют важную роль как в экономике в целом, так  и в деятельности отдельных предприятий. От уровня  цены зависят конечные результаты работы предприятия,  в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают  основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товара или услуги, расчет издержек производства, определение объемов инвестиций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы ценообразования

 

2.1. Этапы ценообразования

 

Для предприятий, работающих на рынке (производителей, продавцов), одним из самых важных является вопрос об уровне цены на производимый или реализуемый товар.

Ценовая политика представляет собой процесс управления ценами и ценообразованием, т.е. установление уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от периода. Ценовая политика – составная часть целевой деятельности предприятия и реализуется через систему ценовых стратегий. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономики РФ (Приказ от 01.10.97 № 118) под политикой цен понимаются общие цели, которых предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию.

Ценовые стратегии – это выбор направления действий в области ценообразования для обеспечения достижения поставленных целей. В свою очередь, в понятие «ценообразование» входит совокупность организационных и методических действий по определению уровня цены и ее изменения, так как рассчитать цену можно различными методами.

Таким образом, процесс ценообразования выступает как составная часть ценовой политики предприятия и представляет собой довольно таки сложное действие, зависящее от множества как внутренних, так и внешних факторов, которые надо учитывать.

Традиционно в экономической литературе выделяют следующие этапы этого процесса (рис. 1).

Рис. 1. Этапы процесса ценообразования

Рассмотрим эти этапы    

 

2.2. Ценообразование и структура рынка

 

Ценовая политика и применяемые методы расчета цены зависят от конкурентной среды рынка, на котором работает предприятие. В основе понятия «структура рынка» лежит возможность и степень влияния продавца (производителя) на уровень рыночной цены. В зависимости от этого выделяют четыре основных типа структуры рынка, на каждом из которых цена играет свою роль (табл.2.1).

Рынок чистой (свободной) конкуренции характеризуется наличием множества производителей (продавцов), каждый из которых занимает незначительную долю общего рыночного объема товаров, продукции, услуг, поэтому ни один из них не в состоянии оказать существенное влияние на уровень цены, и она складывается исключительно под воздействием соотношения спроса и предложения с обратно пропорциональной зависимостью. Товары, продаваемые на таком типе рынка, однородны и взаимозаменяемы, ценовые ограничения отсутствуют. Поэтому предприятиям приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен, а их роль в политике ценообразования незначительна.

Таблица 2.1

Характеристика и особенности цен и ценообразования на различных типах рынка

Тип рынка

 

Число

Тип товара

 

Влияние продавцов на уровень цен

 

Уровень цен

 

Характер ценообразования

 

Возможности проникновения на рынок новых продавцов

продавцов

покупателей

1.Свободная (чистая) конкуренция

Множество

Множество

Однородный, стандартизированный

Незначительно или отсутствует

Рыночный

Свободное, конкурентное

Препятствий нет

2. Монополис-

тическая конкуренция

Большое количество

Множество

Дифференцированный, но входит в группу заменителей

Имеется возможность влияния, но в ограниченных пределах

Широкий

Конкурентное, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фмрменного продукта

Относительно легкие

3. Олигополисти-ческая конкуренция

Небольшое число

Множество

Стандартный или дифферен-цированный

Имеется, но с риском организовать «войну цен»

Ведущего продавца

Монополизированное, но обусловленное взаимной зависимостью немногих конкурентов

Затруднены или трудные

4. Чистая монополия

Один

Множеств)

Уникальный. не имеющий заменителей

Цену устанавливает продавец

Цена продавца

Монополизированное

Блокированы


 

В условиях свободной конкуренции каждое предприятие должно контролировать собственные издержки и объемы производства, так как рыночная цена обеспечивает дифференциацию производителей (продавцов) по доходу, а именно:

получение положительной экономической прибыли, если цена на рынке выше средних издержек предпринимателя (предприятия);

получение нормальной прибыли при условии равенства рыночной цены и средних затрат (экономическая прибыль равна нулю);

получение отрицательной экономической прибыли (убытка), если цена ниже средних издержек предпринимателя (предприятия).

В зависимости от соотношения текущей рыночной цены и издержек каждое предприятие определяет объем поставляемого на рынок товара.

К предприятиям, работающим на рынке свободной конкуренции, можно отнести довольно широкую сферу предпринимательской деятельности, например производители и предприятия розничной торговли, реализующие массовые, однородные, стандартные продукты (продовольственные товары). К рынку свободной конкуренции относят и международные рынки пшеницы, леса, ценных бумаг, руд цветных металлов и т.д.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества небольших предприятий, производящих или реализующих однородные товары, широко дифференцированные по качеству, оформлению, сервису, рекламе, что влияет на предпочтения потребителей и определяет широкий диапазон цен. В сущности, на таком типе рынка каждое предприятие становится мини монополистом, контролирующим небольшую долю рынка данного товара. Так как спрос на дифференцируемые товары высокоэластичный (рост цен на один сразу приведет к переключению спроса на другой), то предприятие должно постоянно отслеживать динамику цен конкурентов на товары, близкие по своим качествам собственным. На конкурентном монополистическом рынке каждый предприниматель имеет возможность проводить свою ценовую политику, при этом большое значение приобретает ценообразование, ориентированное на спрос потребителей, учитывающее как платежеспособность покупателей, так и структуру покупательского спроса, специфические потребности различных сегментов рынка. Таким образом, уровень цен на рынке зависит и от цен конкурентов, и от спроса, и от собственных издержек предпринимателя. К рынку монополистической конкуренции относят рынок одежды, обуви, бытовой техники.

Рынок олигополистической конкуренции является самым распространенным в современной экономике и характеризуется наличием нескольких предприятий, контролирующих большую долю рынка (формально – четыре крупных фирмы, производящих более половины всей выпускаемой продукции). Олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком, но при этом их положение во многом зависит от поведения конкурентов. На олигополистическом рынке ценовые решения, как правило, принимаются согласованно всеми основными участниками, а более мелкие предприятия следуют за лидерами.

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики