Образование цен в условиях рынка и основные ценообразующие факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности цены, ее роли и функций в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить действующие теории цен;
Определить сущность и функции цены;
Выделить основные виды цен, а также определить сущность системы цен;
Изучить роль и значение цен и ее связь с рыночными факторами;
Выявить факторы, оказывающие влияние на принятие решения по ценам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность цены, как экономической категории 5
1.1. Действующие теории цены 5
1.2. Механизм ценообразования и его типы 9
1.3. Сущность и функции цены 12
Глава 2. Экономическое содержание классификации цен и их система 17
2.1. Основные виды цен и их классификация 17
2.2. Сущность системы цен и ее характерные признаки 23
Глава 3. Образование цен в условиях рынка и основные ценообразующие факторы 26
3.1. Роль и значение цены и ее связь с рыночными факторами 26
3.2. Факторы, оказывающие влияние на принятие решения по ценам 29
3.3. Характерные черты рыночного ценообразования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет сложную экономическую категорию. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

Перед всеми  предприятиями и организациями  в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения цен, формирование цен на новые товары и т. д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Цена  всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это характерно среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться целевые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товара, услуг для разной клиентуры.

В настоящее  время экономика России в отношении  цен находится в кризисе. Именно поэтому проблема цен очень актуальна  и нуждается в незамедлительном решении. Выход экономики России из кризиса во многом зависит от развития отечественного сельского хозяйства. Решение этой

проблемы  возможно на основе совершенствования  механизма ценообразования.

Теоретические, методологические и методические разработки ученых в области цен и ценообразования  в условиях рыночной экономики, осуществленные на примере других стран, в России часто не приемлемы, поскольку дают непредсказуемый и даже противоположный результат. Это связано с тем, что в истории человечества не было случаев перехода от общественной к частной собственности то административно - командной к рыночной экономике на столь высоких этапах развития. Новые элементы вносят сюда и своеобразие российской психологии, стиля мышления и поведения.

Целью данной работы является изучение сущности цены, ее роли и функций в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить действующие теории цен;
  2. Определить сущность и функции цены;
  3. Выделить основные виды цен, а также определить сущность системы цен;
  4. Изучить роль и значение цен и ее связь с рыночными факторами;
  5. Выявить факторы, оказывающие влияние на принятие решения по ценам.

Основой для курсовой работы послужили труды Шишкина А. Ф., Шишкиной Н. В., Салимжанова И. К., Герасименко В. В., Котлера Ф., Попова Б. В., Уткина Э. А. и Шуляка П. Н.

Глава 1. Сущность цены, как экономической категории

    1. Действующие теории цены

Цены и ценообразование  являются одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Цена – сложная  экономическая категория. В ней  пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта  и национального дохода. Существует два подхода к определению теории цены. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.

Ценообразование же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято говорить о двух системах ценообразования: централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращение, и рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этого  периода была характерна затратная  теория цены, яркими сторонниками которой  были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К.Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость –  это воплощенный в товаре общественно  полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных  товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли – продажи).

Что касается цены товара, то она представляет собой  денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отличаться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости  объективную основу цены, тем самым  различая стоимость и цену.

Другая концепция  основана на определении цены товара как суммы денежных затрат в наилучшем  варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

Современная экономическая  теория пытается синтезировать оба  подхода к ценообразованию, совместив  в цене объективность (стоимость) и  субъективность (полезность) товара.

Построение  рыночного хозяйства требует решительного преодоления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе в области ценообразования. Прежде всего, необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального характера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования.

Наиболее полным и точным представляется следующее  определение. Рынок – это устойчивые, постоянно воспроизводственные, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но не обязательно опосредованными через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

Рынок выступает  основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных  категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

Рыночные отношения  могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, - на базаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т.д. Когда на рынке  устанавливается равновесие между  спросом и предложением, результатом этого экономического процесса является цена.

На рынке  встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы.

Продавцы хотят  продать свои товары и при этом получит по возможности большую  цену и прибыль. Но так как каждый из них приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке формируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена выравнивает соотношение спроса и предложения и является компромиссом между продавцом и покупателем. Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством. При этом рынок первичен, так как при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве  важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя «переливу» ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается значение цены как критерия рационального размещения производства.

При единой государственной  собственности регулирование экономики осуществлялось через закон планомерного развития и централизованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязывались к плану, подчинялись его выполнению.

По мере перехода общества к рыночной экономике центральной фигурой на рынке становится предприятие-собственник, которое самостоятельно, с полной экономической ответственностью за свои действия принимает производственно-экономические и другие решения. Только предприятие решает, что, сколько, когда, где и какого качества изготовлять, кому и на каких условиях, по какой цене продавать свою продукцию и т.д. Это значит, что в условиях рыночных отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства не государством, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых предприятием, полностью отражаются на конечных результатах его деятельности; государство за это не отвечает, так как оно не принимает решений о включении предприятия в общественное производство.

В рыночной экономике  имеется много механизмов регулирования  деятельности предприятия, но что принципиально  важно – все они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для заинтересованности предприятия следовать за потребностями общества или же имеют ограниченный характер, защищая интересы общества, государства.

    1. Механизм ценообразования и его типы

На цене как  пропорции обмена сильное влияние оказывают методы их установления, называемые механизмом ценообразования. Для того чтобы цены эффективно выполняли свои функции, необходим четкий механизм ценообразования. Прежде всего, он должен быть объективным, что означает – рыночным.

Ценообразование – это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения  и структуры.

Методы ценообразования  – способы установления цен товаров. В экономической практике сформировались два основных метода ценообразования: рыночный и затратный. Они различаются прежде всего факторами, воздействующими на формирования цен. При рыночном методе определяющие факторы – конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном методе в основу установления цены кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием товара.

В рыночной и  нерыночной экономике процессы ценообразования  принципиально различаются в  связи с воздействием на них специфических  экономических условий. В рыночной экономике процесс ценообразования направлен:

  1. на приближение цен к общественно необходимым затратам труда на производство продукции. Это путь к обоснованию оптимальных пропорций развития экономики, к точному определению макро- и микроэкономической рентабельности;
  2. на экономическое стимулирование научно-технического процесса и улучшение качества продукции, создание и внедрение новой техники и технологий, экономное использование факторов производства, повышение производительности труда;
  3. на достижение сбалансированности в условиях рынка между спросом и предложение товаров;
  4. на создание эквивалентного обмена между городом и деревней, подъем сельского хозяйства и перевод его на индустриальные методы производства;
  5. на повышение жизненного уровня народа, решение многочисленных социальных проблем общества;
  6. на повышение эффективности внешнеэкономических связей, стимулирование развитие международных интеграционных связей, взаимовыгодного международного разделения труда.

Информация о работе Образование цен в условиях рынка и основные ценообразующие факторы