Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что среди предприятий в отдельных регионах и по всей стране в целом появляется конкуренция.
Объектом курсовой работы является изучение ценовых войн в условиях рыночной экономики, а предметом – характеристика процесса ценовых войн.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных видов ценовых войн , способы борьбы с ценовыми войнами.
Введение
1. Цена как экономическая категория
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике
1.2. Функции цены
1.3 Состав и структура цены
1.4. Процесс ценообразования и факторы, влияющие на данный процесс
2. Структура рынка и ценообразование
2.1. Характеристика различных типов рыночных структур
2.2. Отличительные черты ценообразования на разных типах рынка и этапы процесса ценообразования
2.3. Государственное регулирование ценообразования на рынках
3. Ценовая политика и стратегия фирмы в рыночной экономике
3.1. Ценовые стратегии предприятия
3.2. Методы ценообразования
3.2.1. Общий порядок формирования цены
3.2.2. Затратные методы ценообразования
3.2.3 Рыночные методы ценообразования
Заключение
Список использованной литературы
В составе цены товара включаются следующие виды налогов:
Единый социальный налог;
налог на добавленную стоимость;
акциз;
не имеющий значения как самостоятельный элемент цены налог на прибыль предприятий.
Социальные налоги – это отчисления на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Они направляются соответственно на счет пенсионного фонда, фонда социального страхования, обязательного медицинского страхования. Величина единого налога жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, подается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды.
НДС и акцизы
также являются обязательными элементами,
входящими в структуру
По объекту
налогообложения различают
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые к цене товара или включаемые в тариф. Косвенные налоги – это НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. НДС и акцизы были введены в российскую хозяйственную практику с 1 января 1992 года.
По своей экономической сути НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На каждой стадии производства товаров, выполнения работ, оказания услуг создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных на их изготовление или выполнения работ услуг.
На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам), и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам.
Как косвенный налог НДС выступает в форме надбавки к цене товара и непосредственно не затрагивает доходы предприятия. Это не налог на предприятие, а налог на потребителя. Предприятие, по существу, выступает лишь его сборщиком. НДС выплачивается предприятием в бюджет исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ, услуг.
Ставка налога на добавленную стоимость в 1992 г. составляла 28%, с 1 января 1993 г. – 20%, с 1 января 2004 г. – 18%. На продовольственные товары (кроме подакцизных), детские товары, периодические печатные изделия, медицинские товары отечественного и зарубежного производства – 10%.
Практика установления разных ставок на продовольственные и непродовольственные товары соответствует мировому опыту (практикуется в Германии, Италии, США и т.д.)
На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши, введены с 1 января 1992 года акцизы. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары или услуги и отдельные виды минерального сырья. Акцизы устанавливаются на следующие виды продукции: этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением спирта-сырьца), алкогольная продукция, вина, пиво, табачные изделия, автомобили легковые, бензин автомобильный, масло для дизельных и карбюраторных двигателей, природный газ.
Акцизы способствуют изъятию доходов, которые сегодня включены в цену товара. За последние годы наблюдается значительный рост ставок акцизов .
1.4 Процесс ценообразования и факторы, влияющие на данный процесс
Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов (Рисунок 4).
Эта
схема позволяет представить
процесс ценообразования на
Существует целый ряд факторов (Рисунок 5), которые значительно влияют на процесс ценообразования на предприятии, формируя определенные границы, в пределах которых может действовать предприятие. Прежде всего, эти факторы влияют на степень свободы действия предприятия в области формирования цен на свою продукцию.
1. Потребители.
Во многом деятельность
Помимо психологических существуют экономические аспекты поведения покупателей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены постоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед выбором: как использовать бюджет наиболее рациональным способом, какой товар приобретать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки и отвечает его финансовым возможностям.
2. Рыночная среда.
Рыночная среда – сложное и
многогранное понятие. Эта
3. Государство. Различают методы прямого и косвенного регулирования цен государством.
При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации из уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену или другими аналогичными методами.
К косвенным методам
регулирования цен относятся
регулирование учетной ставки процента,
налогов, дохода, уровня минимальной
заработной платы и др. Эти методы
проявляются в воздействии
Оптимальным является
гибкое сочетание прямых и косвенных
методов регулирования цен
Как правило, государство прямо цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Таким образом, устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен .
Глава 2 Сущность ценовых войн
2.1 Сущность ценовых войн и причины их возникновения
Ценовая война – это худший вариант конкуренции . Между жесткой ценовой конкуренцией и ценовой войной существует некая едва заметная грань. Одно дело, когда компании жестко конкурируют по ценам в каком-то узком сегменте рынка и при продвижении какого-то одного продукта, другое – когда этим процессом охвачен целый ряд компаний и в результате опускается общий уровень цен на всем рынке. В этом случае речь идет о ценовой войне.
Ценовая война – это явление лавинообразного, «хищнического» снижения цен на товары конкурирующими компаниями, приводящее к уменьшению прибыльности деятельности на рынке. Именно снижения, поскольку трудно встретить случаи соревновательного повышения цен рыночными игроками. От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители.
Цель одна – снизить цену настолько, чтобы конкуренту стало невыгодно далее находиться на рынке, в последствии вернуть цену на «нормальный» уровень и получать сверхприбыли в условиях, приближенных к монополии.
Причины возникновения ценовых войн
В зависимости от причины возникновения выделяются стихийные ценовые войны и вызванные целенаправленными действиями компаний.
Стратегия «хищника»: является следствием продуманных действий предприятий и заключается в том, что «хищник» временно снижает цены и закрепляет их, как правило, ниже уровня переменных издержек. Предполагается, что конкуренты не выдержат такого демпинга, недополучения прибыли и покинут рынок. После этого «хищник» поднимает цены. Таким образом, фирма несет краткосрочные убытки для получения долгосрочных преимуществ.
Естественно, проводить такую
стратегию ценообразования
Если компания, не смотря на риски и временные потери, все-таки решилась на эту стратегию, ей нужно позаботиться о должном количестве товаров, способном удовлетворить спрос на рынке.
Иногда «хищническое»
ценообразование используется для
того, чтобы заставить конкурента
продать свое предприятие по низкой
цене и занять положение монополиста.
В любом случае, если конкурента
удалось вынудить объявить о своем
банкротстве, «хищнику» следует
завладеть его
Уверенная позиция монополиста: следующая стратегия лидерства компании в своем сегменте – предельное ценообразование. Суть ее заключается в том, что организация-монополист устанавливает такую цену и такой объем выпуска продукции, при котором другим предприятиям нерентабельно выходить на рынок. Фактически, это борьба с потенциальными конкурентами. Монополист может не полностью удовлетворять спрос, производить меньше продукции, чем необходимо потребителям, а продавать ее по завышенным ценам. Гарантией в этом случае будут свободные производственные мощности. Если вдруг какая-либо компания решится на конкурентную борьбу, ее действия легко будет пресечь тем, что ввести мощности в действие и увеличить производство продукции. При этом монополист снижает цены до такого уровня, при котором вход на рынок другой фирме будет нерентабельным. Таким образом, компания может просто держать в страхе своих потенциальных конкурентов.
Причины «стихийных войн»:
Как показывают исследования, часто причиной незапланированных войн служит неточная информация о ценовой политике конкурентов. Например, бывают такие случаи, когда компания на несколько дней снижает цены для избранных дистрибуторов, а менеджеры других компаний, не имея точных данных, воспринимают это как новую политику конкурента и в ответ тоже снижают цены. Начинается ценовая война .
2.2 Разновидности ценовых войн
Отечественная практика
современного периода сравнительно
недавно столкнулась с такими
до сих пор неизвестными явлениями,
как ценовые войны, которые являются
неизбежными спутниками высококонкурентной
рыночной экономики. В наиболее общем
представлении под ценовой
Специфической разновидностью ценовых войн являются тендерные и демпинговые войны.