Понятие, сущность и роль цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Цена - количество денег ( или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, выражает в денежной форме стоимость единицы товара (услуги)[6;21].
Сущность цены раскрывается с помощью трёх концепций: стоимост-ной, потребительской, и меновой.
Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, т.е. совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда, израсходованного на производство и реализацию данного товара.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1.Понятие и сущность цены…………………………………………………..….4
2.Функции и роль цены……………………………………………………..…….7
3.Виды цены…………………………………………………………………...…10
Заключение………………………………………………………………….……17
Список использованных источников…………………………………….……..18

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная работа по ценнообразованию..docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………..….3

1.Понятие и сущность цены…………………………………………………..….4

2.Функции и роль цены……………………………………………………..…….7

3.Виды цены…………………………………………………………………...…10

Заключение………………………………………………………………….……17

Список использованных источников…………………………………….……..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров и является регулятором производства и потребления. Цена используется государством в качестве экономического рычага хозяйственного развития. Регулируя процессы ценообразования, государство обеспечивает установление таких цен, которые обеспечивали бы покрытие расходов каждого хозяйствующего субъекта для создания нормальных условий его функционирования. Принцип же регулирования взаимоотношений общества в целом и отдельных его членов предполагает установление розничных цен с таким расчетом, чтобы покрыть общественные затраты и обеспечить каждому члену общества нормальный уровень потребления товаров, обеспечивающих охрану здоровья и условий жизни. На основании вышеизложенного мы можем утверждать, что тема «Цена, её функции и виды» является актуальной.

Цель- раскрыть понятие цены, её функции и виды. В связи с поставленной целью, были поставлены следующие задачи:

-определить понятие и сущность цены;

-раскрыть функции и роль цены;

-выявить виды цены.

Предметом контрольной работы является цена.

Объектом контрольной работы являются функции и виды цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и сущность  цены.

Цена - количество денег ( или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, выражает в денежной форме стоимость единицы товара (услуги)[6;21].

Сущность цены раскрывается с помощью трёх концепций: стоимостной, потребительской, и меновой.

Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, т.е. совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда, израсходованного на производство и реализацию данного товара.

Потребительская, или субъективно-психологическая, концепция отрицает связь между затратами труда и ценой товара на том основании, что цены многих товаров значительно отклоняются от издержек производства, а некоторые из потребляемых благ вообще не требуют никаких затрат труда. Согласно данной концепции основой цены служит субъективная полезность товара, его потребительская стоимость. Цена определяется исключительно субъективно покупателем и продавцом. Она представляет собой денежное выражение потребительской стоимости.

Меновая концепция цены состоит в том, что цена целиком обусловливается соотношением спроса и предложения на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента - денег. В рамках меновой концепции цена представляет денежное выражение меновой стоимости товара.

Категория цены тесно связана с категорией стоимости (ценности). Возможность количественного несовпадения цены со стоимостью заключена уже в самой форме цены.

 Механизм и формы  отклонения цены от стоимости  определяется:

- конкуренцией предприятий (фирм) различных форм собственности, форм хозяйствования, характером производственных отношений;

- степенью влияния спроса и предложения на цену товаров;

- возможностями государственного регулирования цен;

- динамикой социальных процессов и социальных ориентиров;

- развитием инфляционных процессов[8;116].

Цена может перестать быть формой выражения стоимости, так как вещь может иметь цену, не имея стоимости. Цена в этом случае носит не рациональный, а иррациональный характер. Иррациональную форму цены имеют, например, честь, совесть, шельфы и акватории морей и океанов.

Отклонения цен от стоимости, происходящие на основе свободного, нерегулируемого спроса и предложения, представляют собой индикатор общественной необходимости тех или иных видов труда и производства и одновременно - через систему прибылей и убытков - стимул для формирования рациональной, регулируемой соотношением спроса и предложения экономической структуры.

Отклонения цен от стоимости представляют собой самый лучший из всех возможных индикаторов соответствия производства потребностям. Такие отклонения являются наиболее быстро действующим средством информации в том смысле, что при прочих равных условиях падения прибыли отражает снижение общественной заинтересованности в данном виде продукции, и, напротив, рост прибыли не только фиксирует повышение потребности, но и на основе перелива капиталов из менее прибыльных производств в более прибыльные создаёт реальное средство для удовлетворения возросших потребностей[2;56].

Ключевым элементом рыночной экономики является цена равновесия - цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Она балансирует спрос и предложение товара. Равновесная цена устраняет дефицит или избыток товаров и услуг, сдерживает рост или снижение цен[5;72].

Цены нередко используются государством для регулирования ряда экономических процессов, реализации социальной политики. Многие страны практикуют «замораживание» цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролирующие динамику цен, используют другие формы и способы ценовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Функции и роль цены.

Социально - экономическая сущность цены развёрнуто проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции цены:

- учётная - цена измеряет в единых признанных денежных знаках стоимость товара, выражает общественно необходимые затраты труда на его производство;

- регулирующая - в рыночной экономике цены представляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. При этом сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования. В нерыночной экономике регулирующая функция директивно навязывается действующим ценам. Такие цены являются неэффективным средством балансирования экономики;

- распределительная - заключается в возможности за счёт перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара. В результате инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счёт оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяет доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей;

- контрольная - цены переводят показатели количества и качества товаров в материально - вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах; цена становится инструментом учёта и контроля;

- социальная - с ценами и их изменением связаны структура и объёмы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Принято считать, что повышение розничных цен снижает уровень жизни людей и наоборот. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления;

- стимулирующая - как в рыночной, так и нерыночной экономике цены создают заинтересованность предпринимателей и фирм в повышении объёмов производства, снижение издержек ради увеличения прибыли, которая непосредственно связана с ценами на факторы производства, продукцию и услуги;

- информационная - суть этой функции состоит в доведении до всех участников хозяйственной деятельности сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах. Цены выступают носителями оперативной, обширной и в то же время компактной информации, поскольку сообщают о наличии и массиве необходимых товаров, издержках на их производство, уровне технологии производства и о тех направлениях, где можно и следует приложить усилия для достижения собственных целей[4;34].

Роль цены заключается в том, что:

1) Свободные цены выступают  инструментом поддержания равновесия  спроса и предложения. Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение, т. е. цена информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объём предложения и предъявить данный объём спроса. Всё, что буде произведено сверх данного объёма, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Всё, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для всех, так как будет означать бессмысленное замедление общего движения страны к более высокому уровню благосостояния.

2) При помощи цены определяются, анализируются и прогнозируются  пропорции производства, выявляя  его подлинную, а не мнимую  «эффективность».

3) Ценой измеряется эквивалентность  обмена во внутренних и внешних  экономических связях, между промышленностью  и сельским хозяйством, предприятием и организациями.

4) От уровня и динамики  цен на товары и услуги зависит  уровень жизни населения[4;75].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Виды цены.

В экономической практике существует различные виды цен. Все они взаимосвязаны между собой, иерархически соподчинены, дополняют друг друга, в силу чего образуют систему цен. Ценовая система - это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками национального и мирового рынков[2;91].

Система цен:

  1. По сфере обслуживания национальной экономики:

- Оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);

- Закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;

- Тарифы транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

- На потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

- Тарифы и услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

- Внешнеторговые цены- цены, формирующиеся в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством.

- Экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

- Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость[9;25].

2. По степени участия  государства в ценообразовании:

- Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

- Свободные цены складываются под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

- Монопольные цены (высокие, низкие) формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования.

- Демпинговые цены - являются сознательно заниженным одним или несколькими субъектами ценообразования по сравнению со сложившимся рыночным уровнем цен. Они используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объёма продаж.

- Регулируемые цены - это цены, которые складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на:

- Фиксированные - регулируемые цены твёрдо определённой величины (например, на газ, электроэнергию-и теплоэнергию, перевозку грузов)

- Предельные - регулируемые цены, ограниченные нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо - сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности[9;47].

3. По стадиям ценообразованиям:

- оптовые изготовителя

- оптовые отпускные

- оптовые закупки

- розничные[9;49]

4. По транспортной составляющей:

- франко-склад поставщика

- франко- станция отправления

- франко- вагон - станция назначения

- франко - склад потребителя[9;59]

Все эти цены отличаются величиной транспортных расходов, включаемых в цену продажи. Выбор вида франко зависит от конкретных условий производства и реализации данного товара, величины транспортных расходов по его доставке.

В зависимости от органа, утвердившего цены, различают регулируемые и свободные (рыночные) цены. Регулируемые цены утверждаются Министерством экономики и финансов.

Информация о работе Понятие, сущность и роль цены