Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что значение прибыли для предприятия трудно переоценить, что определяет актуальность темы курсовой работы.
В данной работе приведен ряд методов расчетов:
Оценка аналитического баланса предприятия
Анализ дебиторской задолженности
Анализ кредиторской задолженности
Анализ прибыли, составленный на основе формы №2 ОКУП «Отчет о прибылях и убытках».
Факторный анализ рентабельности продаж

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эк анализ.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»

 

КАФЕДРА «Маркетинг и менеджмент»

ДИСЦИПЛИНА «Экономический анализ»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности »

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. 6-ЭФАк-9

Абакумова Карина

Подпись студента   

Руководитель:

.

Подпись руководителя   

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

К исследованию экономической природы прибыли, методологических принципов ее формирования и распределения во взаимосвязи с отношениями собственности на средства производства и экономическими интересами субъектов хозяйствования обращались многие отечественные и зарубежные экономисты: А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, И. Фищер, М.И. Баканов, A.M. Бирман, Е.И. Данилов, А.А. Матлин, А.В. Орлов, В.П. Прауде, Р.А. Максименко, К.Л. Раицкий, Л.К. Семенов, Л.М. Фридман, В.Р. Шахназаров и др.

В настоящее время роль прибыли коренным образом изменяется. Ее значение в условиях формирования экономики смешанного типа можно определить через выполняемые прибылью функции:

- она является  основным источником финансовых  ресурсов предприятия. Ее величина, во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности;

- прибыль создает  заинтересованность предпринимателей  и участников хозяйственной деятельности  в совершенствовании различных сторон своей деятельности;

- прибыль служит  критерием экономической эффективности  хозяйственной деятельности, выступает  главным результативным показателем  при расчете эффективности использования  всех видов экономических ресурсов  предприятия;

- прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятий в виде налогов.

Прибыль становится одним из важнейших определяющих показателей ее деятельности. Возрастает роль прибыли в развитии деятельности предприятия, в решении задач обновления и совершенствования материально-технической базы, наращивание оборотных средств. В современных условиях торговли каждой товарной группой, каждым товаром должна приносить прибыль.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что значение прибыли для предприятия трудно переоценить, что определяет актуальность темы курсовой работы.

В данной работе приведен ряд методов расчетов:

  1. Оценка аналитического баланса предприятия
  2. Анализ дебиторской задолженности
  3. Анализ кредиторской задолженности
  4. Анализ прибыли, составленный на основе формы №2 ОКУП «Отчет о прибылях и убытках».
  5. Факторный анализ рентабельности продаж

Целью работы явилось исследование теоретических и практических подходов к экономическому обоснованию прибыли на предприятии.

Цель потребовала решения следующих задач:

  • изучить экономическую сущность прибыли, принципы и источники их формирования;
  • проанализировать общее экономическое состояние предприятия – объекта исследования;
  • рассмотреть основные направления формирования прибыли на предприятии.

Основным объектом исследование послужило предприятие оптовой торговли ООО «Продарсенал».

 

1 Теоретические  основы прибыли

 

1.1 Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности предприятия

 

Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:

1)Прибыль представляет  собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Однако в ряде случаев активная деятельность в какой либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность благотворительная).

2)Прибыль является  формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства.

3)Прибыль не  является гарантированным доходом  предпринимателя вложившего свой  капитал в тот или иной вид бизнеса.

4)Прибыль характеризует  не весь доход полученный в  процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая  “очищена” от понесенных затрат  на осуществление этой деятельности.

5)Прибыль является  стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п.

С учетом рассмотренных основных характеристик её понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: “Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитала, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности”.

Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как отдельные предприниматели (физические лица),так и предприятия (юридические лица).

 

1.2 Факторы  образования прибыли

 

Рассмотрим образование прибыли в расчете на одно изделие.

В производственной фирме процесс образования прибыли осуществляется в два этапа:

1 этап формирования  прибыли

Прибыль образуется при создании новой стоимости.

То есть вкладываются деньги в производство, производится продукция, затрачиваются два основных фактора производства - труд и капитал. Новая стоимость иначе называется добавленной.

Добавленная стоимость (added cost, Ca) производства - это стоимость вновь созданных благ.

Добавленная стоимость рассчитывается как разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и суммой, уплаченной поставщикам за приобретенное сырье, материалы и т.п. (то есть за ресурсы - промежуточную продукцию).

Таким образом, стоимость готового изделия включает в себя стоимость факторов производства (так называемую старую стоимость) и добавленную стоимость (новую). Добавленная стоимость в свою очередь разделяется на заработную плату и, собственно, прибыль.

Совокупный доход за вычетом необходимых (совокупных затрат) разделяется между собственниками факторов производства (то есть это выплата ренты, выплата процентов по вложенному капиталу), ну, а в остатке получается чистая прибыль фирмы. Рассмотрим расчет прибыли фирмы с точки зрения стоимости созданной продукции по упрощенной схеме:

Таким образом, фирма (а также собственники факторов производства) заинтересована в создании новой стоимости, то есть увеличения прибыли за счет приращения величины добавленной стоимости.

Добавленная стоимость может быть увеличена следующими способами:

Прирост вложенных денежных средств - увеличение размера капитала. Увеличение величины добавленной стоимости достигается расширением производства.

Повышение производительности труда. Производительность труда - показатель, характеризующий результативность труда, который получается путем деления объема произведенной продукции на количество работников. Соответственно, чем больший процент произведенных благ приходится на одного конкретного работника, тем выше этот показатель. Повышение уровня производительности труда также способствует приращению новой стоимости.

2 этап формирования  прибыли

На первом этапе (при создании новой стоимости) прибыль производителя потенциальна, то есть возможный доход заключен во вновь созданной продукции, но еще не реализован, то есть произведенные блага не проданы и за них не выручены денежные средства.

Значит, вторым этапом образования прибыли и будет ее реализация.

Вы уже знаете, что прибыль фирмы - это разница между величиной совокупной выручки и совокупных издержек фирмы на производство. Величину прибыли можно выразить и немного иначе.

То есть представить прибыль производителя через разность рыночной цены на продукцию и ее себестоимость.

Стоимость продукции включает в себя стоимость затраченных факторов производства и добавленную стоимость (то есть старая стоимость «плюс» новая стоимость).

Себестоимость продукции меняется в зависимости от изменения размеров затрат на ее производство. Как Вы помните, в краткосрочном периоде для фирмы можно определить постоянные и переменные затраты. Значит, в краткосрочном периоде снижение себестоимости зависит от снижения переменных затрат. Ну, а в долгосрочном периоде - все затраты являются переменными.

При возрастающей экономии от масштаба даже малое приращение издержек дает большое увеличение выпуска продукции, значит, средние издержки уменьшаются, а увеличение выпуска выгодно. При этом себестоимость продукции при увеличении выпуска будет уменьшаться, потому что все меньше и меньше затрат требуется для производства дополнительной единицы выпуска.

При убывающей отдаче от масштаба ситуация, соответственно, обратная. Каждая последующая единица выпуска требует все большего увеличения затрат, а значит, возрастает и себестоимость продукции.

Эффект возрастающей экономии от масштаба можно рассмотреть и на графике, на осях которого будут отложены величина дохода фирмы (производителя) и величину объема выпуска. Для простоты изобразим совокупные издержки в виде прямой линии (а не кривой, как Вы уже знаете):

Вторым фактором, влияющим на величину прибыли является уровень цен, по которым фирма (производитель) сбывает (продает, реализует) произведенный выпуск. Допустим, уровень цен меняется (увеличивается или уменьшается). Как это сказывается на прибыли производителя? Понятно, что чем выше уровень цен - тем больше прибыль, чем ниже - тем меньше ее величина.

Теперь необходимо соотнести уровень цен со значением себестоимости.

Если цена ниже себестоимости продукции, то фирма производит продукцию и реализует ее себе в убыток. Если цена на продукцию совпадает с величиной себестоимости, это значит, что цена равняется затратам на производство продукции, то есть такой уровень цен обеспечивает самоокупаемость продукции. Прибыль фирмы при этом принимает нулевое значение.

 

2 Анализ доходов и прибыли предприятия

 

2.1 Динамика доходов и прибыли торгового предприятия

 

Имущественное состояние ООО «Продарсенал», его структуру и динамику за 2009 - 2011 год позволяет оценить аналитический баланс (таблица 2.1 и 2.2).

Таблица 2.1

Структура имущества ООО «Продарсенал» в 2009-2011 гг. (тыс. руб.)

Актив

2009

2010

Изменение

2011

Изменение

(+;-)

%

(+;-)

%

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Внеоборотные активы Нематериальные активы

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

Основные средства

23406

21560

-1846

92,1

23587

2027

109,4

Незавершенное строительство

1387

3963

2576

266,3

1458

-2505

36,8

Отложенные налоговые активы

-

49

49

-

-

-

-

Итого по разделу I

24793

25572

779

103,1

25045

-527

97,9

II. Оборотные активы Запасы

21146

22795

1649

107,8

20463

-2332

89,8

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

2675

2835

160

106

2530

-305

89,2

затраты в незавершенном производстве

89

114

25

128,1

123

9

107,9

готовая продукция и товары для перепродажи

18238

19632

1394

107,7

17810

-1822

90,7

расходы будущих периодов

144

214

70

148,6

-

-

-

Дебиторская задолженность

932

1136

204

121,9

1295

159

114

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

18

488

470

2711,1

362

-126

74,2

Денежные средства

2704

2456

-248

90,8

1036

-1420

42,2

Итого по разделу II

24801

26875

2074

108,4

23156

-3719

86,2

Баланс

49594

52447

2853

105,8

47501

-4246

91,9

Информация о работе Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности