Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции цены.
2. Определить рыночный механизм ценообразования.
3. Выделить методы ценообразования в современных условиях.
4. Дать анализ ценообразующих факторов.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Ценообразование в условиях рынка
1.1. Сущность цены………………………………………………………….6
1.2. Методы ценообразования в современных условиях…………………10
1.3. Проблема выбора целей и методов……………………………………14
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»………………………...17
2.3. Анализ политики ценообразования на предприятии………………...22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования
на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

  - товаров народного потребления (радиаторов отопительных замочно-скобяных изделий, швейных изделий);

  - изделий для нужд МПС;

2) конструкторская, проектно-технологическая деятельность;

3) ремонт промышленного оборудования и приборов;

4) хозяйственное управление сферы материального производства.

      География покупателей продукции ОАО "ЧАЗ" разнообразна. Основными покупателями являются предприятия и организации Приволжского, Центрального, Сибирского, и Дальневосточного округов. В совокупности на эти четыре округа приходится около 87% всего годового объема отгрузки продукции.

       Основными потребителями продукции ОАО "ЧАЗ" являются:

  - ОАО "Ульяновский автомобильный завод", г. Ульяновск;

  - ОАО "Промтрактор", г. Чебоксары;

  - ОАО "Машиностроительная компания "КРАНЭКС", г. Иваново;

  - ОАО "Алтайдизель", г. Барнаул;

  - ОАО "Автодеталь-сервис", г. Ульяновск;

  - ОАО "Заволжский моторный завод", г. Заволжье.

      Политика общества относительно оборотного капитала и запасов в основном направлена на уменьшение налогооблагаемой базы (в части налога на имущество) и  роста оборачиваемости запасов путем:

  1. уменьшения объемов готовой продукции на складах общества;

  2. нормирования незавершенного производства;

  3. недопущения просрочки оплаты дебиторской задолженности свыше 4 месяцев;

  4. ориентации на договорные отношения по предоплате с покупателями;

  5. контроля за уровнем закупочных цен на сырье и материалы.

         По итогам работы за 2006г. ОАО «ЧАЗ» сохраняет лидирующее положение на рынке:

  -запасных частей к ходовым системам промышленных тракторов отечественного производства Т-25.01, Т-20.01, Т-11, Т-15 Т-500, ДЭТ-250;

  -запасных частей к ходовым системам экскаваторной техники;

  -запасных частей к сельскохозяйственной и трелевочной технике  на базе   Т-70С,  ТДТ-55;

      Планы будущей деятельности предприятия:

  1. Обеспечение ежегодного прироста объемов производства основной номенклатуры продукции на 7%. Прирост объемов производства предполагается обеспечивать: за счет освоения новых изделий - на внутреннем рынке и за счет освоения новых рынков - на внешнем рынке.

  2. Обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Обеспечение технического переоснащения основного и вспомогательного производства с целью максимизации получаемой прибыли.

  3. Обеспечить долю новой продукции в объеме выпуска товарной продукции не менее 5-7%.

  4. Обеспечение финансовой стабилизации предприятия посредством использования как внутренних экономических резервов, так и привлечения внешних инвестиций.

   5. Снизить затраты на производство продукции на 42 млн. руб. с целью обеспечения конкурентоспособности производимой продукции и услуг. Для увеличения присутствия ОАО «ЧАЗ» на рынке запасных частей к автомобильной технике целесообразен переход от производства заготовок на изготовление крупных узлов и налаживание кооперированных поставок.

       Рассмотрим некоторые коэффициенты, позволяющие изучить структуру отдельных элементов в общей совокупности активов организации, основываясь на данные бухгалтерского баланса.

       1. Коэффициент мобильности активов:

                                      Оборотные активы (стр. 290 ф№1)

                 Кмоб.акт. =

                                                Сумма активов (стр. 300 ф№1)

 

2005г.: 933649/2040087=0,46                  2006г.: 1084945/2228254=0,49


2.3 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности предприятия

 

         Одно из наиболее перспективных направлений деятельности ОАО «ЧАЗ» - расширение номенклатуры выпускаемых изделий для нужд МПС,       предполагается также рост объемов сотрудничества по новым изделиям (букса и крышка крепительная).

        Рассмотрим политику ценообразования на ОАО «ЧАЗ», основываясь на бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (Приложения).

       Объем производства товарной продукции за отчетный 2006 год в сопоставимых ценах составил    2 793,7 млн. руб., что составляет 101,4% к выпуску 2005г.

                                                        Количество рабочих дней *    Среднесуточный выпуск 

Выработка на 1 работающего =

                                                    Среднесписочная численность ППП

 

Выработка на одного работающего в 2005г.: (249*11065)/9688=284,4

                                                             в 2006г.: (248*11265)/9880=282,8

Т.е. она сократилась в рассматриваемом периоде на 0,6% (Табл.1)

          

                                                            ТП в действующих ценах

              Рентабельность ТП =                                                              *100%

                                                                    Себестоимость ТП

 

Рентабельность ТП в 2005г.: 2470173/2324052*100%=106,3%

                                  в 2006г.: 2914286/2896924*100%=100,6%

Рентабельность товарного выпуска в 2006г. составила 0,6% при плане 0,27%, хотя за предыдущий период она составляла 6,3% (Табл.1).    

 

 

                                                                              Себестоимость ТП

                       Затраты на 1 р. ТП  =                                                                                               

                                                                        ТП в действующих ценах

 

Затраты на 1 р. ТП в 2005г.: 2324052/2470173=94,08 (коп.)

                                 в 2006г.: 2896924/2914286=99,41 (коп.)

    Т.е. происходит увеличение затрат, что негативно сказывается на прибыли организации.

 

                                                                                                              Таблица 3

Основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, т.р.

Показатели

2005г.

Факт

2006г.

Темп роста 2006г. к 2005г., %

План

Факт

% выпол.

Плана

ТП в сопоставимых ценах на 01.12.2005 г.

2755100

2782850

2793670

100,4

101,4

ТП в действующих ценах

2470173

2912345

2914286

100,1

118,0

Себестоимость ТП

2324052

2904565

2896924

99,7

124,6

Рентабельность ТП, %

6,3

0,27

0,6

Х

Х

Затраты на 1 руб. ТП, коп.

94,08

99,73

99,41

99,7

105,7

Среднесписочная численность ППП, чел.

9688

9827

9880

100,5

102,0

Выработка на 1 работающего

284,4

283,2

282,8

99,4

99,4

Количество рабочих дней

249

248

248

100,0

99,6

Среднесуточный выпуск

11065

11221

11265

101,8

101,8

                                                                                

        План по товарной продукции выполнен на 100,4%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме товарной продукции в 2006г. составила 19,0% , в том числе доля изделий, прошедших сертификацию на добровольной основе – замочно-скобяные изделия и радиаторы отопительные, составляет 18,3%. За отчетный период основной прирост объемов производства достигнут за счет запасных частей на 5,1%, кооперации готовых изделий на 29,4%, экспорта в страны СНГ запасных частей на 128,7% и товаров народного потребления на 42,2%.

    

Рис. 1  Структура сбыта товарной продукции в 2005-2006г.г.

     В отчетном году несколько изменилась структура сбыта продукции: снизилась доля товаров народного потребления, кооперации заготовок; увеличилось производство запасных частей, кооперации готовых изделий и продукции на экспорт. Также изменилась структура отдельных элементов затрат.

                                                                                                                Таблица 4

        Себестоимость товарной продукции по элементам затрат, тыс. руб.

Наименование

элементов

2005г.

2006г.

Темп роста 2006г. к 2005г., %

План

Факт

сумма

уд. вес, %

Сумма

уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Материальные затраты

1241350

53,41

1541331

53,06

1547462

53,42

124,7

Топливо

256157

11,02

342895

11,81

342568

11,82

133,7

Зарплата с начислениями

602412

25,92

723899

24,92

725147

25,03

119,6

Амортизация

46067

1,98

48078

1,66

48136

1,66

104,5

Прочие денежные расходы

157019

6,76

213818

7,36

198203

6,84

126,2

Производственная себестоимость

2303005

99,09

2870021

98,81

2861516

98,78

124,3

Внепроизводственные

Расходы

21047

0,91

34544

1,19

35408

1,22

168,2

Полная

себестоимость

2324052

100,0

2904565

100,0

2896924

100,00

124,7

 

   Увеличился удельный вес материальных затрат на 0,01 процентных пункта (с 53,41% до 53,42%), технологического топлива – на 0,81 (с 11,02 до 11,83%), внепроизводственных расходов на 0,32 процентных пункта (с 0,91% до 1,22%), прочих денежных расходов на 0,09 процентных пункта (с 6,76% до 6,84%).

       Рост расходов по покупным видам энергии в стоимостном выражении объясняется ростом тарифов  на покупаемые виды энергии. Снизился      удельный вес заработной платы с начислениями на 0,89 процентных пункта (с 25,92% до 25,03%), амортизационных отчислений на 0,32 процентных пункта (с 1,98% до 1,66%).

       Продукция завода имеет достаточно высокую материалоемкость. Доля материальных затрат в себестоимости в отчетном году незначительно увеличилась и составила 53,42%. Рост прочих денежных расходов произошел за счет затрат, связанных со страхованием имущества.

       На увеличение внепроизводственных расходов основное влияние оказал рост затрат по доставке экспортной продукции из-за увеличения объема ее выпуска и роста тарифов по перевозке. Снижение удельного веса остальных затрат в себестоимости товарной продукции объясняется более «низкими» темпами их роста.

     Снизился удельный вес заработной платы с начислениями на 0,89 процентных пункта (с 25,92% до 25,03%), амортизационных отчислений на 0,32 процентных пункта (с 1,98% до 1,66%). Снижение      удельного       веса

остальных затрат в себестоимости товарной   продукции  объясняется   более

«низкими» темпами их роста. Техническое развитие  предприятия  в 2006г. было направлено на совершенствование существующего производства за счет внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования. За отчетный период внедрено 83 прогрессивных и усовершенствованных технологических процессов, что позволило получить экономический эффект на сумму 18,7 млн. руб. За 2006г. была завершена технологическая подготовка производства и созданы мощности по производству 47 наименований новых изделий в объеме 408,5 млн. руб. в год. За год всего изготовлено новой продукции на сумму 60,98 млн. руб. что составляет 2,18% от общего объема выпущенной продукции.

    Выпуск продукции, освоенной за последние 3 года, составил 729,15 млн. руб. За отчетный период реализованы мероприятия, направленные на снижение и оптимизацию  затрат на производство. По программе «Снижение норм расхода и оптимизация материальных затрат» внедрено 111 мероприятий и получена экономия на сумму 23,2 млн. руб.; по программе  «Энергоресурсы» получена экономия на сумму 5,6 млн. руб.

        В течение года было внедрено 48 мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции. В результате проведенной работы общие потери от несоответствий в прямых затратах по сравнению со средним уровнем 2005г. снижены на 16,5%.

Информация о работе Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»