Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции цены.
2. Определить рыночный механизм ценообразования.
3. Выделить методы ценообразования в современных условиях.
4. Дать анализ ценообразующих факторов.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.
Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Ценообразование в условиях рынка
1.1. Сущность цены………………………………………………………….6
1.2. Методы ценообразования в современных условиях…………………10
1.3. Проблема выбора целей и методов……………………………………14
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»………………………...17
2.3. Анализ политики ценообразования на предприятии………………...22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования
на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………
- товаров народного потребления (радиаторов отопительных замочно-скобяных изделий, швейных изделий);
- изделий для нужд МПС;
2) конструкторская, проектно-технологическая деятельность;
3) ремонт промышленного оборудования и приборов;
4) хозяйственное управление сферы материального производства.
География покупателей продукции ОАО "ЧАЗ" разнообразна. Основными покупателями являются предприятия и организации Приволжского, Центрального, Сибирского, и Дальневосточного округов. В совокупности на эти четыре округа приходится около 87% всего годового объема отгрузки продукции.
Основными потребителями продукции ОАО "ЧАЗ" являются:
- ОАО "Ульяновский автомобильный завод", г. Ульяновск;
- ОАО "Промтрактор", г. Чебоксары;
- ОАО "Машиностроительная компания "КРАНЭКС", г. Иваново;
- ОАО "Алтайдизель", г. Барнаул;
- ОАО "Автодеталь-сервис", г. Ульяновск;
- ОАО "Заволжский моторный завод", г. Заволжье.
Политика общества относительно оборотного капитала и запасов в основном направлена на уменьшение налогооблагаемой базы (в части налога на имущество) и роста оборачиваемости запасов путем:
1. уменьшения объемов готовой продукции на складах общества;
2. нормирования незавершенного производства;
3. недопущения просрочки оплаты дебиторской задолженности свыше 4 месяцев;
4. ориентации на договорные отношения по предоплате с покупателями;
5. контроля за уровнем закупочных цен на сырье и материалы.
По итогам работы за 2006г. ОАО «ЧАЗ» сохраняет лидирующее положение на рынке:
-запасных частей к ходовым системам промышленных тракторов отечественного производства Т-25.01, Т-20.01, Т-11, Т-15 Т-500, ДЭТ-250;
-запасных частей к ходовым системам экскаваторной техники;
-запасных частей к сельскохозяйственной и трелевочной технике на базе Т-70С, ТДТ-55;
Планы будущей деятельности предприятия:
1. Обеспечение ежегодного прироста объемов производства основной номенклатуры продукции на 7%. Прирост объемов производства предполагается обеспечивать: за счет освоения новых изделий - на внутреннем рынке и за счет освоения новых рынков - на внешнем рынке.
2. Обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Обеспечение технического переоснащения основного и вспомогательного производства с целью максимизации получаемой прибыли.
3. Обеспечить долю новой продукции в объеме выпуска товарной продукции не менее 5-7%.
4. Обеспечение финансовой стабилизации предприятия посредством использования как внутренних экономических резервов, так и привлечения внешних инвестиций.
5. Снизить затраты на производство продукции на 42 млн. руб. с целью обеспечения конкурентоспособности производимой продукции и услуг. Для увеличения присутствия ОАО «ЧАЗ» на рынке запасных частей к автомобильной технике целесообразен переход от производства заготовок на изготовление крупных узлов и налаживание кооперированных поставок.
Рассмотрим некоторые коэффициенты, позволяющие изучить структуру отдельных элементов в общей совокупности активов организации, основываясь на данные бухгалтерского баланса.
1. Коэффициент мобильности активов:
Кмоб.акт. =
2005г.: 933649/2040087=0,46
2.3 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности предприятия
Одно из наиболее перспективных направлений деятельности ОАО «ЧАЗ» - расширение номенклатуры выпускаемых изделий для нужд МПС, предполагается также рост объемов сотрудничества по новым изделиям (букса и крышка крепительная).
Рассмотрим политику ценообразования на ОАО «ЧАЗ», основываясь на бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (Приложения).
Объем производства товарной продукции за отчетный 2006 год в сопоставимых ценах составил 2 793,7 млн. руб., что составляет 101,4% к выпуску 2005г.
Выработка на 1 работающего =
Выработка на одного работающего в 2005г.: (249*11065)/9688=284,4
Т.е. она сократилась в рассматриваемом периоде на 0,6% (Табл.1)
Рентабельность ТП =
Рентабельность ТП в 2005г.: 2470173/2324052*100%=106,3%
Рентабельность товарного выпуска в 2006г. составила 0,6% при плане 0,27%, хотя за предыдущий период она составляла 6,3% (Табл.1).
Затраты на 1 р. ТП =
Затраты на 1 р. ТП в 2005г.: 2324052/2470173=94,08 (коп.)
Т.е. происходит увеличение затрат, что негативно сказывается на прибыли организации.
Основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, т.р.
Показатели | 2005г. Факт | 2006г. | Темп роста 2006г. к 2005г., % | ||
План | Факт | % выпол. Плана | |||
ТП в сопоставимых ценах на 01.12.2005 г. | 2755100 | 2782850 | 2793670 | 100,4 | 101,4 |
ТП в действующих ценах | 2470173 | 2912345 | 2914286 | 100,1 | 118,0 |
Себестоимость ТП | 2324052 | 2904565 | 2896924 | 99,7 | 124,6 |
Рентабельность ТП, % | 6,3 | 0,27 | 0,6 | Х | Х |
Затраты на 1 руб. ТП, коп. | 94,08 | 99,73 | 99,41 | 99,7 | 105,7 |
Среднесписочная численность ППП, чел. | 9688 | 9827 | 9880 | 100,5 | 102,0 |
Выработка на 1 работающего | 284,4 | 283,2 | 282,8 | 99,4 | 99,4 |
Количество рабочих дней | 249 | 248 | 248 | 100,0 | 99,6 |
Среднесуточный выпуск | 11065 | 11221 | 11265 | 101,8 | 101,8 |
План по товарной продукции выполнен на 100,4%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме товарной продукции в 2006г. составила 19,0% , в том числе доля изделий, прошедших сертификацию на добровольной основе – замочно-скобяные изделия и радиаторы отопительные, составляет 18,3%. За отчетный период основной прирост объемов производства достигнут за счет запасных частей на 5,1%, кооперации готовых изделий на 29,4%, экспорта в страны СНГ запасных частей на 128,7% и товаров народного потребления на 42,2%.
Рис. 1 Структура сбыта товарной продукции в 2005-2006г.г.
В отчетном году несколько изменилась структура сбыта продукции: снизилась доля товаров народного потребления, кооперации заготовок; увеличилось производство запасных частей, кооперации готовых изделий и продукции на экспорт. Также изменилась структура отдельных элементов затрат.
Себестоимость товарной продукции по элементам затрат, тыс. руб.
Наименование элементов | 2005г. | 2006г. | Темп роста 2006г. к 2005г., % | ||||
План | Факт | ||||||
сумма | уд. вес, % | Сумма | уд. вес, % | Сумма | Уд. вес, % | ||
Материальные затраты | 1241350 | 53,41 | 1541331 | 53,06 | 1547462 | 53,42 | 124,7 |
Топливо | 256157 | 11,02 | 342895 | 11,81 | 342568 | 11,82 | 133,7 |
Зарплата с начислениями | 602412 | 25,92 | 723899 | 24,92 | 725147 | 25,03 | 119,6 |
Амортизация | 46067 | 1,98 | 48078 | 1,66 | 48136 | 1,66 | 104,5 |
Прочие денежные расходы | 157019 | 6,76 | 213818 | 7,36 | 198203 | 6,84 | 126,2 |
Производственная себестоимость | 2303005 | 99,09 | 2870021 | 98,81 | 2861516 | 98,78 | 124,3 |
Внепроизводственные Расходы | 21047 | 0,91 | 34544 | 1,19 | 35408 | 1,22 | 168,2 |
Полная себестоимость | 2324052 | 100,0 | 2904565 | 100,0 | 2896924 | 100,00 | 124,7 |
Увеличился удельный вес материальных затрат на 0,01 процентных пункта (с 53,41% до 53,42%), технологического топлива – на 0,81 (с 11,02 до 11,83%), внепроизводственных расходов на 0,32 процентных пункта (с 0,91% до 1,22%), прочих денежных расходов на 0,09 процентных пункта (с 6,76% до 6,84%).
Рост расходов по покупным видам энергии в стоимостном выражении объясняется ростом тарифов на покупаемые виды энергии. Снизился удельный вес заработной платы с начислениями на 0,89 процентных пункта (с 25,92% до 25,03%), амортизационных отчислений на 0,32 процентных пункта (с 1,98% до 1,66%).
Продукция завода имеет достаточно высокую материалоемкость. Доля материальных затрат в себестоимости в отчетном году незначительно увеличилась и составила 53,42%. Рост прочих денежных расходов произошел за счет затрат, связанных со страхованием имущества.
На увеличение внепроизводственных расходов основное влияние оказал рост затрат по доставке экспортной продукции из-за увеличения объема ее выпуска и роста тарифов по перевозке. Снижение удельного веса остальных затрат в себестоимости товарной продукции объясняется более «низкими» темпами их роста.
Снизился удельный вес заработной платы с начислениями на 0,89 процентных пункта (с 25,92% до 25,03%), амортизационных отчислений на 0,32 процентных пункта (с 1,98% до 1,66%). Снижение удельного веса
остальных затрат в себестоимости товарной продукции объясняется более
«низкими» темпами их роста. Техническое развитие предприятия в 2006г. было направлено на совершенствование существующего производства за счет внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования. За отчетный период внедрено 83 прогрессивных и усовершенствованных технологических процессов, что позволило получить экономический эффект на сумму 18,7 млн. руб. За 2006г. была завершена технологическая подготовка производства и созданы мощности по производству 47 наименований новых изделий в объеме 408,5 млн. руб. в год. За год всего изготовлено новой продукции на сумму 60,98 млн. руб. что составляет 2,18% от общего объема выпущенной продукции.
Выпуск продукции, освоенной за последние 3 года, составил 729,15 млн. руб. За отчетный период реализованы мероприятия, направленные на снижение и оптимизацию затрат на производство. По программе «Снижение норм расхода и оптимизация материальных затрат» внедрено 111 мероприятий и получена экономия на сумму 23,2 млн. руб.; по программе «Энергоресурсы» получена экономия на сумму 5,6 млн. руб.
В течение года было внедрено 48 мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции. В результате проведенной работы общие потери от несоответствий в прямых затратах по сравнению со средним уровнем 2005г. снижены на 16,5%.
Информация о работе Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»