Формирование цен на услуги в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 09:18, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике образование рассматривается как отрасль хозяйства, производящая нематериальные блага, а именно образовательные услуги.
Превращение образовательных услуг в товар, формирование рынка этих услуг, коммерциализация сферы образования в сочетании со старыми стереотипами мышления породили много новых проблем.

Содержание

1. Формирование цен на услуги в сфере образования………………………...3
2. Функции цены………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование реферат.docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Формирование цен на услуги в сфере образования………………………...3

2. Функции цены………………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование цен на услуги в сфере образования.

В рыночной экономике образование  рассматривается как отрасль  хозяйства, производящая нематериальные блага, а именно образовательные  услуги.

Превращение образовательных  услуг в товар, формирование рынка  этих услуг, коммерциализация сферы  образования в сочетании со старыми  стереотипами мышления породили много  новых проблем. Одной из наиболее сложных для решения по ряду причин является проблема ценообразования. Ранее  вопрос о цене образовательной услуги для населения и организаций  страны практически не существовал. По сути дела и продавцом, и покупателем  образовательных услуг был один и тот же субъект - государство в лице органов управления сферой образования. Именно это обстоятельство и заслоняло проблемы ценообразования и исключало саму возможность взаимодействия продавцов и покупателей по этому вопросу.

В рыночной экономике приемлемая цена продажи определяется под углом  зрения тех преимуществ, которые  предоставляются потребителю, получающему  в свое распоряжения продукт. В связи  с этим в экономике образования  должны быть рассмотрены следующие  проблемы.

Во-первых, необходимо решить вопрос о том, что понимать под единицей товара, для которой будет определяться цена. Это может быть стоимость подготовки одного специалиста по стандартной программе, стоимость подготовки специалиста по индивидуальной программе, стоимость отдельных курсов в составе обязательной программы и т.п.

Во-вторых, поскольку сложившаяся система учет затрат не удовлетворяет современным требованиям, необходимо разработать методику учета и калькуляцию затрат по статьям, которые бы отражали наиболее существенные их элементы.

В-третьих, разработать методику определения цены, которая позволяла бы учитывать и факторы рыночного характера. Среди них такие, как перспективы трудоустройства; будущий доход, период старения знаний, длительность обучения; период адаптации специалиста на производстве; период раскрытия образовательного потенциала; пропорции, в которых делятся дополнительные выгоды от полученного образования между человеком, организацией и обществом.

Сфера профессионального  образования включает в себя учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского.

В развитии этих учебных  заведений в условиях перехода к  рынку можно отметить следующие  общие тенденции:

- появление новых направлений подготовки, которое обусловлено структурными изменениями в экономике региона. Кризис в промышленности повлек за собой падение спроса на рабочие кадры, поэтому в большинстве учебных заведений появились новые специальности: продавец, бухгалтер, официант-бармен и др. Как правило, введение таких направлений обучения приводит к изменению структуры расходов учебного заведения, поскольку новые виды услуг часто вообще не требуют прямых материальных затрат, наличия базового предприятия, но предполагают большое количество аудиторных занятий, и, следовательно, рост доли заработной платы в общей структуре расходов;

- ослабление связи с базовыми предприятиями, хотя еще сохраняется прохождение на безвозмездной основе практики и производственного обучения, но уже без оплаты труда учащихся, а все прочие виды взаимодействия переведены на коммерческую основу;

- перевод некоторых подразделений (мастерские, общежитие, столовая, и др.), входящих в состав учебного комплекса, на новые условия хозяйствования (на самофинансирование). Поэтому их затраты, связанные с оказанием услуг населению, сторонним организациям или с осуществлением производственной деятельности, не влияют на общий объем расходов, обусловленных учебным процессом, а учитываются на отдельном счете по соответствующим субсчетам, т.е. задача выделения «чистых» расходов на учебный процесс уже решена;

- появление платных образовательных услуг в деятельности учебных заведений.

Организационная форма этой деятельности может быть разной: организуется специальное подразделение «Учебный центр», размещающееся на отдельных площадях, никак не связанных с основным учебным корпусом; группы «Учебного центра» занимаются на тех же площадях и используют то же оборудование, что и группы бюджетной подготовки; платное обучение осуществляется в «смешанных» группах которые формируются из учащихся и бюджетного, и платного наборов. Обычно учреждения профессионального образования используют первые две формы организации этого вида деятельности.

Такие особенности надо учитывать  при анализе затрат и разработке методики расчета себестоимости.

При разработке ценовой политики в этой отрасли надо иметь в  виду, что для потребителя важна  не только цена услуги, но и соотношение  между величиной ожидаемого эффекта  от использования ее результатов  в будущем и необходимых дополнительных затрат, связанных с потреблением и использованием образовательной  услуги, которые могут рассматриваться  с точки зрения эффективности  вложений в человеческий капитал.

Таким образом, цена образования - это цена потребления услуги, то есть полные затраты потребителя, которые включают как цену, по которой эта услуга приобретается, так и совокупность разнородных затрат, связанных с нормальным потреблением, использованием приобретенных знаний в течение всего нормативного срока их использования (последний отличается по фундаментальным и специальным знаниям).

Ориентация только на затраты  учреждения, оказывающего образовательные  услуги, упрощает процесс формирования цены.

 

 

Так, исходя из затратного подхода, нормативная цена подготовки специалиста по отдельной специальности может быть рассчитана на основе себестоимости с добавлением прибыли. Причем расчет себестоимости может вестись по: фактическим затратам, плановым затратам, затратам, определяемым нормами и нормативами. При проведении этих расчетов может быть использована одна или несколько баз распределения затрат, в число которых входят расчеты:

- с применением штатных нормативов;

- с применением стандартных баз распределения затрат;

- на основе группировки затрат с подразделением их на прямые и косвенные;

- с использованием показателей трудоемкости учебного плана по специальности.

Однако при таком подходе  в цене не учитывается воздействие  факторов, формирующих спрос. Поэтому  большой интерес представляют предложения  ряда авторов для более полного учета в цене различных факторов формировать верхний (с позиции потребителя) и нижний (с позиции производителя) уровни цены. При этом в числе важнейших переменных предлагается учесть:

- период старения знаний (Т);

- длительность обучения (Т+);

- показатели выигрыша или потерь предприятий (организаций-потребителей за единицу времени по результатам переподготовки и соответственно отвлечения кадров на учебу (Y и Z).

В этих обозначениях верхний предел цены за обучение имеет вид:

Цв = Y × (Т - Т+) - ZT+,

а нижний предел определяется по формуле:

 

где К - минимально допустимый уровень рентабельности; 
А, В - средние ставки заработной платы в расчете на типовую структуру профессорско-преподавательского состава; 
m, n - численность преподавательского и вспомогательного состава; 
F - уровень условно-постоянных затрат.

Для того чтобы обучение для потребителей имело смысл, надо выполнить условие:

ЦB=[Y × (T-T+) - ZT+] × (l - K).

Формула нижнего предела  цены может быть упрощена с учетом того, что условно-постоянные затраты  рассчитываются на единицу времени  до вида:

Цн = (1+ К) × (Am + Вn + F) × Т+.

Необходимо иметь в  виду, что в целях уточнения  процесса формирования верхнего предела  цены, в ее формулу должна быть введена поправка, учитывающая соотношение фундаментальных и специальных знаний в системах вузовской и послевузовской подготовки.

Ценовая политика вуза касается жизненно важных аспектов его существования  и дальнейшего развития. Ценообразование  является концептуальным выражением стратегических целей вуза. Оно отражает характер производимых услуг, их особенности и особенности соответствующего рынка.

В общем плане услуги имеют  отличительные черты от товаров. Они:

- неосязаемы (не имеют физической формы, веса, объема);

- неотделимы от потребителя (носят индивидуальный характер потребления, их нельзя отделить от источника. Преподаватель не может представить услугу, если нет студентов);

- несохраняемы (их невозможно накапливать и перевозить). Создать запас, складировать и хранить образовательные услуги реально невозможно. Учебно-методические материалы, книги, учебники, монографии, словари - это кодировка основных положений, мнений и намерений автора. Но образовательные услуги - это всегда процесс, в котором решающую роль играет персонал вуза и потребитель (преподаватель - студент);

- неразрывны в производстве и потреблении (они существуют одновременно);

- нестабильны по качеству (их нельзя повторить, стандартизировать, качество зависит от того кто, когда, где и как предоставляет услугу).

- не имеют собственности (отсутствие владения). Услуги не являются, в отличие от товаров, чьей-либо собственностью.

Материально-технические  возможности функционирования образовательного процесса ограничены. Если в производстве товаров можно увеличить мощность, то в сфере образовательных услуг они предельны, например, нельзя резко увеличить аудиторный фонд или оборудовать учебные лаборатории и классы.

На образовательные услуги невозможно точно прогнозировать спрос. Это тем более справедливо  относительно новой (новинки) образовательной  услуги. Спрос на эту услугу предсказать  практически нельзя. Здесь прогноз  не имеет каналов ещё потому, что  реально протестировать новинку  невозможно. Вывод же на рынок подобного  рода услуг всегда сопряжен с неоправданным  риском.

Оказание образовательных  услуг - это всегда процесс, который в существенной степени зависит от персонала (профессорско-преподавательского состава и обслуживающей администрации).

Образовательные услуги относятся  к социально-культурной сфере жизнедеятельности общества.

И эта сфера обуславливает  особенности спроса и предложения как основополагающих факторов определения цены.

 

 

 

Во-первых, спрос на образовательные  услуги всегда индивидуален, предшествует их производству и практически невзаимозаменяем. Иными словами, заранее подготовить, произвести услугу в том виде, в  котором на нее существует спрос, практически невозможно.

Потребление образовательных  услуг не имеет ограничений как  на товары.

Неразрывность спроса и предложения  определяет локальный характер рынка  услуг. Московские вузы значительно  более оснащены и укомплектованы, чем периферийные. Именно вузы Москвы определяют верхнюю планку цены за обучение.

Во вторых, процесс формирования цен обусловлен их высокой общественной значимостью. Поэтому государство стремиться субсидировать ряд вузов, в основном государственных. Чисто рыночные инструменты организации деятельности этих вузов не всегда эффективны. Поэтому они стремятся быть ближе к бюджету.

Образовательные услуги вместе с тем относятся к исключаемым общественным благам, что приводит к необходимости сочетания бесплатных и платных услуг, сохраняется тенденция ценовой дискриминации по отношению к отдельным группам потребителей.

В этом отношении управление маркетингом вуза имеет два направления: маркетинг некоммерческой и маркетинг  коммерческой его структуры. Мы исследуем преимущественно второй.

В третьих, для сферы образовательных  услуг присуща асимметричность информации. Потребитель, не имеющий достоверной информации о качестве предлагаемой услуги, рассматривает ее цену как показатель качества и надежности.

Значительное влияние  на процесс формирования цен на образовательные  услуги, выбор маркетинговой стратегии  ценовой политики вуза оказывает характер рынка, на котором он фигурирует.

Схематично рынок образовательных  услуг выглядит следующим образом:

Рынок образовательных услуг - это все потенциальные потребители, стремящиеся удовлетворить свои потребности в образовании, способные  вступить в отношения обмена с  продавцом.

Применительно к высшему  образованию под образовательной услугой (товаром) понимается процесс получения определенного набора знаний и практических способов их применения, способных удовлетворить потребность личности в своем профессиональном статусе и росте.

Информация о работе Формирование цен на услуги в сфере образования