Формирование цен на услуги в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 09:18, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике образование рассматривается как отрасль хозяйства, производящая нематериальные блага, а именно образовательные услуги.
Превращение образовательных услуг в товар, формирование рынка этих услуг, коммерциализация сферы образования в сочетании со старыми стереотипами мышления породили много новых проблем.

Содержание

1. Формирование цен на услуги в сфере образования………………………...3
2. Функции цены………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование реферат.docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

В этой статье отражен практический опыт формирования и реализации ценовой  стратегии и политики Российского  государственного гуманитарного университета.

Университеты на рынке  образовательных услуг уже давно выступают в качестве самостоятельных операторов.

Государственные вузы, утратив  стопроцентное бюджетное финансирование и получив взамен относительную экономическую свободу, коммерциализируют свою деятельность.

В то же время принятие конкретного  решения об уровне цены невозможно без анализа рынка, изучения перспективного спроса и уровня доходов населения. При наличии большого количества конкурентов целесообразно применять  стратегию льготного ценообразования, использовать различные виды скидок. Возможно также применение сезонных и количественных (при условии, что группа слушателей формируется целиком из числа работников одной фирмы) скидок. При длительном сроке обучения в качестве скидки может рассматриваться применение фиксированных цен на уровне года поступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции цены

Ценообразование - одно из важнейших  звеньев хозяйственного механизма. Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами  материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при  определении многих экономических  категорий в системе прогнозирования  и учета.

Система цен не только пассивно отражает состояние экономики, она активно  воздействует на воспроизводственный  процесс и на распределительные  отношения. Ценообразование и система  цен - важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цена является одним из наиболее сложных  экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны  хозяйственной деятельности государства  и отдельных предприятий, а также  оказывающим огромное влияние на решение социальных задач.

Цены используются при прогнозировании  объемов и темпов производства отдельных  отраслей и сфер материального производства, величины национального дохода, общехозяйственных  пропорций и отраслевой структуры  промышленности. Уровни и соотношения  цен оказывают прямое воздействие  на качественные показатели деятельности предприятий, на развитие и формирование структуры производства и потребления. Особое значение категория цены имеет  для показателей себестоимости  продукции, экономической эффективности  капитальных вложений и новой  техники, для системы экономического стимулирования. Цены относятся к  числу важнейших показателей, определяющих жизненный уровень населения.

Таким образом, от правильного решения  теоретических и практических проблем  ценообразования во многом зависит  эффективность хозяйственного механизма, стабильность общества. В свою очередь, хозяйственный механизм оказывает огромное влияние на цены и ценообразование.

При всей важности и значимости цен  они лишь производное от выбранной  модели хозяйствования. Так, затратные  цены были порождены затратным хозяйственным  механизмом, т.е. такой системой управления, планирования, финансирования, материально-технического снабжения, оценки деятельности и формирования доходов предприятий, при которой  деятельность предприятий оценивалась  по степени выполнения централизованно  устанавливаемых им вышестоящими органами управления плановых заданий, а их финансовое положение определялось не эффективностью деятельности на рынке, а решениями  вышестоящих органов управления.

В плановой экономике ценообразование  также было плановым: цены формировались  на основе предусмотренных народнохозяйственными  планами пропорций и утверждались в централизованном порядке государственными органами ценообразования, по плану  осуществлялись изменения в методологии  ценообразования, проводились пересмотры и реформы цен.

Нормальное развитие рыночной экономики  невозможно без рыночных цен, которые  выполняют роль регулятора производственно-хозяйственной  деятельности предприятий, способствуют поддержанию основных хозяйственных  пропорций. Однако полный отказ от государственного управления ценами и ценообразованием представляет другую крайность. В странах  с развитой рыночной экономикой ценообразованием управляют и государство и  рынок.

Необходимость государственного регулирования  цен объясняется их огромной экономической  и социальной значимостью. Неконтролируемый рост цен неизбежно сопровождается спадом промышленного производства, снижением жизненного уровня населения, общим расстройством хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов. Государственное регулирование цен в рыночной экономике осуществляется через разветвленную систему прямых и косвенных методов, к которым относятся: контроль за ценами, установление границ их изменений и даже «замораживание» цен, воздействие на издержки производства и прибыль путем льготного кредитования и налогообложения, таможенного и валютного регулирования и т. д.

При прогнозировании, разработке и  применении цен учитывают объективно присущие им функции, являющиеся проявлением  действия объективных экономических  законов, и прежде всего закона стоимости. Через функции проявляются роль цен в экономическом управлении, место каждого вида цен в хозяйственном  механизме, взаимосвязь системы  ценообразования со смежными системами  экономического управления. Функции  выражают объективные свойства цены. Познание и использование функций  цены позволяет более четко определить ее роль и значение в экономическом  управлении.

Функции цены используются для решения  широкого круга экономических задач. Однако, не задачи определяют функции цены, а, наоборот, функциями цены определяется, какие экономические задачи можно решать с помощью цен. Нельзя отождествлять или допускать смешения функций цены и экономических задач, решаемых при использовании цен: с помощью цен решается множество самых разнообразных задач, и поэтому количество функций цены становится также необозримым. Кроме того, при смешении функций цены и задач, решаемых с помощью цен, оказывается, что функции конкретных цен не совпадают ни по их числу, ни по их характеру.

Функции цены связаны с действием  экономических законов. Однако их нельзя непосредственно выводить и из действия объективных экономических законов, считая, что именно функции есть проявление действия этих законов. Связь  между функциями цены и экономическими законами существует, но эта связь  опосредствуется внутренним содержанием  цены, ее экономической сущностью. Прямое проецирование действия экономических законов на функции цены без учета ее экономической сущности может проявиться в навязывании ценам несвойственных им функций, в попытках применять цены там, где их использование не будет эффективно, в сравнении с другими экономическими методами управления.

Обычно в экономической литературе выделяют следующие функции цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.

Учетная функция выражается в том, что цена служит мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товаров.

Наличие учетной функции является необходимой предпосылкой использования  цен для приведения в сопоставимый вид всего многообразия производимых товаров и услуг при их обмене (для соблюдения принципа эквивалентности), позволяет вести планирование и  учет не только в натуральной, но и  в стоимостной, денежной форме.

Эта функция позволяет использовать цены в экономических расчетах для  исчисления всех стоимостных показателей: объема производства, величины совокупного  общественного продукта, национального  дохода, розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, рентных платежей, объема инвестиций и т. д. Она позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий  на производство и реализацию товаров, определить величину издержек производства и обращения товаров.

Стоимостные показатели в свою очередь  используются для определения темпов и пропорций развития отдельных  отраслей и производств и соотношений  между ними, дли определения экономической  эффективности инвестиций и внедряемых мероприятий научно-технического прогресса, эффективности производства и пр.

Развитие учетной функции осуществляется в направлении наиболее полного  отражения в ценах общественно  необходимых затрат труда на производство товаров, последовательного изменения цен вслед за изменением этих затрат. Чем ближе цены к общественно необходимым затратам труда, тем точнее они показывают, во что обходится обществу удовлетворение тех или иных потребностей, тем достовернее все экономические расчеты, осуществляемые с помощью стоимостных показателей.

Однако цена - не пассивно-учетная, а активная экономическая категория, один из важнейших рычагов активного  воздействия на ход экономического развития. Учет затрат труда в цене есть одновременно и стимулирование их экономии, рационального распределения  по отраслям и секторам общественного  производства, что в свою очередь  является основой связи учетной  функции со стимулирующей и распределительной  функциями. При выполнении учетной  функции цена выступает не как  пассивный измеритель затрат, а как  норматив общественного значения, носящий  управленческий характер.

Эта функция определяется сущностью цены как денежного  выражения стоимости. Цена выступает  тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных  процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские  свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена показывает, во что  обходится обществу обеспечение  потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

Распределительная (или перераспределительная) функция позволяет использовать цены для проведения определенной экономической политики по распределению вновь созданной стоимости, в целях удовлетворения комплекса экономических интересов всех участников производства или преимущественного удовлетворения отдельных экономических интересов: общественных, коллективных или личных. Распределительная функция используется и для сбалансирования спроса и предложения товаров.

Целевая направленность воздействия  этой функции определяется экономической  и социальной политикой общества,

Перераспределение через цены характеризуется  направлением (относительно покупателя или продавца оно может быть отрицательным, нейтральным или положительным), интенсивностью, устойчивостью, формой (открытой или скрытой), размерами (относительными и абсолютными). Государство может  использовать цены наряду с другими  экономическими рычагами для перераспределения  не только национального дохода (между  фондом накопления и фондом потребления, между отдельными отраслями и  секторами экономики, между экономическими районами), но и доходов предприятий  и отдельных личностей.

Механизм действия распределительной  функции цены основан на возможности  отклонения цены от стоимости.

Распределительная функция цен  порождает различные структуры  цен для разных товаров, поскольку  ее действие обеспечивается путем установления в централизованном порядке в  цене отдельных товаров налога на добавленную стоимость, акциза и  других источников централизованного  чистого дохода. Дифференциация чистого  дохода с помощью цен основана на отклонении цен от стоимости, и  в этом качестве распределительная  функция сходна со стимулирующей. Однако в действии этих функций есть отличия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятий по повышению качества, и вызвана необходимостью учесть в цене товара не только его стоимость, но и потребительную стоимость (полезность), то распределительная функция обусловливает отклонения цены от стоимости в силу воздействия общества (через налоги и пр.) на уровень и структуру цен. Перераспределение вновь созданной стоимости через цены не является единственно возможным. Основную роль в перераспределительных процессах играет финансовая система.

Эта функция цены связана  с отклонением ее от стоимости  в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения  и перераспределения национального  дохода между регионами, отраслями  экономики, ее секторами, различными формами  собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными  группами населения. Данная функция  цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную  стоимость и другие формы изъятия  налогового характера, поступающие  в бюджет.

С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между  производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

Информация о работе Формирование цен на услуги в сфере образования