Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 12:46, реферат
Определяющим фактором конкурентной борьбы на рынке является интенсификация НИР и рекламно-маркетинговой деятельности. Ценовая конкуренция проявляется только когда патентованные препараты заменяют генериками.
Значительная часть расходов на ЛС оплачивается за счет государственных средств, рациональное использование которых продиктовано необходимостью:
• обеспечения адекватного потребления ЛС;
• сдерживания роста цен на ЛС.
• Значительный уровень монополизации производства и сбыта.
Таким образом они займут доминирующее положение (40% 35%) и, следовательно, смогут оказывать ценовое давление на других производителей авторучек и потребителей.
б). Запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителем навязывать свои цены поставщикам и торговле.
Например, до 1975 г. в США Закон Миллера-Тайдинга позволял производителям или оптовикам навязывать свои цены розничной торговле.
Сейчас розничную торговлю нельзя заставить соблюдать цены, разработанные товаропроизводителями и оптовой торговлей, так как она свободна в установлении цен. По действующему законодательству России данный запрет вводится только в том случае, если производитель занимает доминирующее положение на рынке.
Государственное регулирование цен значительно сужает рамки свободного рыночного ценообразования. Проблема степени вмешательства государства в ценообразование продолжает оставаться остро дискуссионной. Большинство развитых стран с рыночной экономикой в период после второй мировой войны эволюционировали от жесткого административного порядка ценообразования к мягкому, косвенному, как правило, с помощью дифференцированной налоговой системы, или к полному невмешательству в ценообразование. Однако все страны рыночной ориентации имеют строгое антимонопольное законодательство, препятствующее предпринимателям устанавливать прямо или путем сговора завышенные монопольные цены. С другой стороны, как правило, запрещается демпинг и жесткая фиксация цен.
В России в переходный период были установлены предельные наценки к розничной цене. Иногда вводятся фиксированные цены на продукцию государственных предприятий, что, естественно, сказывается на рыночных ценах.
Действующее в настоящее время законодательство, определяющее порядок регулирования цен на лекарства, достаточно запутано и противоречиво, несмотря на усилия федеральных и региональных законодателей. В сложных перипетиях нормативных документов по регулированию цен на лекарственные средства, действующих на федеральном и региональном уровне, не всегда под силу разобраться даже опытному юристу. Это однозначно порождает и будет порождать многочисленные споры с Управлениями Министерства по налогам и сборам РФ и Комиссиями по лицензированию фармацевтической деятельности на местах, которые поставят в тупик не один арбитражный суд. (Моссиалос, Шейман, Шишкин, 2000)
На сегодняшний день ценообразование на лекарственные средства на федеральном уровне регламентируются:
1. Постановлением
Правительства РФ от 29.03.99 N 347 "О
мерах
государственного контроля за ценами
на лекарственные средства" (вместе
с "Порядком государственной регистрации
отпускных цен производителей и установления
оптовых и розничных надбавок к отпускным
ценам производителей на лекарственные
средства, включенные в Перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных
средств и изделий медицинского назначения");
2. Постановлением
Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О
мерах
по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)" (ред. от 30.06.97);
3. Постановлением
Правительства РФ от 30.07.94 N 890 "О
государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского
назначения" (ред. от 05.04.99).
Формирование ясной и четкой государственной политики в области ценообразования в фармации, которая должна быть обеспечена законодательно, сегодня остается первостепенным вопросом.
Анализ действующего законодательства, нормативных актов в этой сфере показал их непоследовательность, фрагментарность. Можно утверждать, что до сих пор системное и полное государственное регулирование сферы ценообразования и лекарственного обеспечения средств отсутствует, а роль государственных органов в этом отношении ослаблена.
Сегодня идет работа с большим количеством новых федеральных нормативных актов, постановлений, приказов, инструкций, касающихся данной сферы. Однако выполнить требования отдельных законодательных и нормативных документов бывает непросто по нескольким причинам. Во-первых, понятия, термины, которые используются в документах, часто противоречат друг другу. Во-вторых, большинство законов – это законы непрямого действия, а требования многих подзаконных актов искажают их смысл. В-третьих, требования различных документов не соответствуют друг другу, поскольку в законах содержится множество ссылок на другие акты (правительственные, ведомственные и др.).
Проблема ценообразования на лекарственные средства стоит достаточно остро. Практика работы выявила ряд существенных недостатков в действующей системе государственной регистрации цен на лекарственные средства в субъектах Федерации. Это и громоздкий механизм согласования, регистрации и перерегистрации цен, и различное понимание и трактовка порядка введения в действие зарегистрированных цен налоговыми органами, органами прокуратуры и субъектами хозяйственной деятельности в сфере производства и торговли лекарственными средствами. Все эти недостатки приводят к необоснованным потерям времени в ходе государственной регистрации цен и к финансовым убыткам у предприятий-производителей, а самое главное — к повышению цен.
03.12.99 Госдумой РФ была принята поправка к Закону “О лекарственных средствах” (ст. 5), в соответствии с которой государственному регулированию подлежат цены на все лекарственные средства. Реализация этой поправки вызывает сомнения, поскольку нет адекватного механизма. Сама необходимость государственного воздействия на ценообразование на фармацевтическом рынке не ставится под сомнение. Но закон должен исключать противоречия и разночтения, должен быть составлен таким образом, чтобы обеспечивать неукоснительное выполнение. Именно поэтому подкомитет начал заниматься разработкой механизма государственного регулирования процесса ценообразования на фармрынке. (Артемова, 1999)
Перечень ЖНВЛС предназначен для того, чтобы на препараты, которые входят в данный Перечень, предельные отпускные цены производителей фиксируются государством в специальном реестре цен, по препаратам Перечня происходит мониторинг цен в регионах России и организуются закупки лекарств для ЛПУ и обеспечения льготных категорий населения за счет бюджетных средств.
Вопросы формирования и регистрации цен на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) регулируются утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.99 г. N 347 "Порядком государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения" и утвержденным 10.05.99 г. Первым заместителем Министра экономики Российской Федерации "Порядком согласования отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения".
Отечественные
производители регистрируют цены на лекарства
из Перечня ЖНВЛС в рублях на условиях
"франко - склад". При этом к заявлению о регистрации
цены прилагается экономическое обоснование
расчета регистрируемой цены по соответствующим
формам.
Производители имеют право перерегистрировать
зарегистрированную цену в том же порядке.
При этом отпускать лекарственные средства
по новой цене производитель вправе с
момента выдачи ему Минздравом РФ выписки
из Государственного реестра цен о новом
уровне цен.
Оптовые организации - импортеры, закупающие товар непосредственно у зарубежного производителя, регистрируют цены на лекарства из Перечня ЖНВЛС в иностранной валюте и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации. В дальнейшем Минздрав РФ корректирует цены в рублях при их очередной публикации с учетом изменения курса иностранной валюты. Регистрируемая цена на импортное лекарственное средство складывается из цены зарубежного производителя на условиях "поставка без оплаты пошлины" и таможенных расходов.
Цены на импортные лекарственные средства также могут быть перерегистрированы.
Группы, входящие в состав Перечня ЖНВЛС:
I. Анестетики, миорелаксанты
II. Анальгетики,
нестероидные
III. Средства
для лечения аллергических
IV. Средства,
влияющие на центральную
V. Средства для профилактики и лечения инфекций
VI. Противоопухолевые,
иммунодепрессивные и
VII. Средства для лечения остеопороза
VIII. Средства, влияющие на кровь
IX. Средства,
влияющие на сердечно-
X. Диагностические средства
XI. Антисептики и средства для дезинфекции
XII. Средства
для лечения заболеваний
XIII. Гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему
XIV. Средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей
XV. Средства для лечения офтальмологических заболеваний, не обозначенные в других рубриках
XVI. Средства, влияющие на матку
XVII. Средства, влияющие на органы дыхания
XVIII. Растворы, электролиты, средства коррекции кислотного равновесия, средства питания
XIX. Витамины и минералы
Постановление Правительства РФ N 347 от 29.03.99 г. устанавливает порядок регулирования цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 478 от 15.04.96 г. (в ред. 20.05.99 г.). Приказом Минздрава РФ N 30 от 26.01.2000 г. утвержден новый Перечень ЖНВЛС, не совпадающий с Перечнем, утвержденным Правительством РФ. В ряде регионов утвержден свой "региональный" Перечень ЖНВЛС.
Формально, с юридической точки зрения, при формировании цен на лекарства, цены на которые подлежат государственной регистрации, следует пользоваться именно Правительственным Перечнем ЖНВЛС. Однако, многие местные региональные акты, устанавливающие порядок ценообразования, ссылаются на местный перечень ЖНВЛС или на Перечень Минздрава РФ.
Порядок установления надбавок и скидок на лекарственные средства регламентируется распоряжением от 8 августа 2002 года N 1420-ра.
Надбавки для организаций оптовой торговли независимо от количества посредников:
На наркотические лекарственные средства, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 (далее - Перечень N 1) - не более 30%:
- от фактической отпускной цены
отечественного производителя
- от контрактной цены
На лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации:
- 15% от фактической отпускной
цены (без учета налога на
Под фактической отпускной
ценой понимается цена, по которой
производитель фактически
- 20% от контрактной цены
Контрактная цена в валюте
пересчитывается в рубли по
курсу Центрального банка
Расходы, связанные с таможенным
оформлением груза (таможенные пошлины
и сборы за таможенное
- 10% от отпускной цены (без учета налога на добавленную стоимость) организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей.
Для организаций розничной торговли:
На лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.03.2003 N 357-р (далее - Перечень N 2), - не более 25% от фактической отпускной цены организации оптовой торговли.
На лекарственные средства, не включенные в Перечень N 2, - не более 35% от фактической отпускной цены организации оптовой торговли.
Для организаций розничной торговли, являющихся налогоплательщиками единого налога, формирование цены на лекарственные средства осуществляется от цены организаций оптовой торговли с учетом налога на добавленную стоимость.
При отпуске производителями лекарственных средств организациям оптовой торговли или аптечным организациям (прямые поставки от производителя) по договору комиссии с предоставлением комиссионного вознаграждения цена на лекарственные средства, реализуемые организациями оптовой и розничной торговли, не должна превышать фактическую отпускную цену производителя (но не выше зарегистрированной) с учетом установленной предельной оптовой или розничной надбавки (независимо от количества участников в товародвижении).