Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 21:47, контрольная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия ценовой политики фирмы, а также рассмотрение особенности ценообразования при различных моделях рынка.
Перед данной работой ставятся следующие задачи: изучить общее понятие цены, рассмотреть цели, задачи ценовой политики и ценовой стратегии фирмы, основные методы ценообразования, а также рассмотреть особенности ценообразования при различных моделях рынка, в частности на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическая сущность ценовой политики…………………………...4
2. Ценовая политика фирмы: понятие, цели и задачи……………………5
3. Особенности ценообразования при различных моделях рынка……...8
Заключение……………………………………………………………………..16
Список используемой литературы
О ценовой дискриминации принято говорить в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам. Ценовая дискриминация проявляется в различных формах в зависимости от потребительского сегмента, форм продукта и его применения, имиджа предприятия, времени продажи.
Ступенчатое снижение цен
по предлагаемому ассортименту товаров
используется в том случае, когда
предприятие производит не отдельные
продукты, а целые серии или
линии. Предприятие определяет, какие
ценовые ступени необходимо ввести
по каждой отдельной модификации
продукции. При этом помимо различия
в издержках необходимо учесть и
цены на продукцию конкурентов, а
также покупательную
Модификация цен возможна только в пределах верхней и нижней границ установленной цены.
Ценовая политика фирмы, эффективность его ценового поведения на рынке во многом зависят от конкурентной структуры рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия), каждая из которых характеризуется особыми условиями формирования отраслевых цен и цен на продукцию отдельного предприятия.
2. Цены рынка совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующим:
- наличием множества фирм,
причем доля каждой фирмы в
общем объеме рыночного
- однородностью и
- отсутствием ценовых ограничений.
В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет ценовой политики, то есть способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как величина, данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства.
Вместе с тем из практики
известны случаи воздействия на конъюнктуру
рынка путем «случайного» снижения
цен. Сначала цена устанавливалась
на максимально высоком уровне, а
затем происходило ее медленное
снижение до уровня рыночных цен. Расчет
делался на то, что даже в случае
кратковременного использования высоких
цен предприятию все же удавалось
продать какое-то количество товаров,
увеличивая таким образом свой доход.
Высокая цена должна была создавать
впечатление наличия у
3. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
Рынок монополистической
конкуренции состоит из множества
покупателей и продавцов, совершающих
сделки не по единой рыночной цене, а
в широком диапазоне цен. Наличие
диапазона цен объясняется
Наличие большого числа конкурентов
ограничивает контроль каждого из них
над ценой. Значительная дифференциация
производимых товаров объясняет
отсутствие тесной взаимозависимости
между ценовой политикой
В условиях монополистической
конкуренции предприятие
При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования:
- установление цен по
географическому принципу, когда
предприятие реализует
- установление цены ФОБ
в месте происхождения товара
означает, что товар передается
транспортной организации на
условиях франко-вагон, после
чего все права на этот товар
и ответственность за него
переходят к покупателю, который
оплачивает все расходы по
транспортировке. Однако для
- установление единой
цены с включенными в нее
расходами по доставке
- установление зональных
цен представляет собой нечто
среднее между методом цены
ФОБ в месте происхождения
товара и методом единой цены
с включенными в нее расходами
по доставке. Предприятие выделяет
две или более зон, в пределах
которых устанавливаются
- установление цены
- включение в цену расходов
по доставке может быть
4. Цены в условиях олигополии и чистой монополии
Олигополия включает различные
рыночные ситуации, общими для которых
являются немногочисленность продавцов,
всеобщая взаимозависимость
Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического ценообразования:
- олигополистические цены
изменяются реже, чем цены в
условиях совершенной
- цены в условиях олигополии
имеют тенденцию быть «
- в случае изменения
цены одним производителем
- олигополистическое ценовое
поведение предполагает
При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет большое значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия).
В случае регулируемой монополии
государство разрешает
Нерегулируемая монополия
осуществляет значительный контроль над
ценой и может диктовать цену
рынку. Однако предприятие-монополист
не всегда устанавливает максимальную
цену. Это объясняется рядом
В реальной экономической ситуации любой из указанных типов рынка определить в чистом виде довольно сложно. Предприятие может с одним товаром выступить на рынке чистой монополии, а с другим - на конкурентном рынке. Сложнее обстоит дело с олигополией, в недрах которой возможно появление, как монополий, так и свободной конкуренции. Следует помнить, что анализ конкурентной структуры рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим, прежде всего для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Заключение
Цена является одним из
важнейших элементов при работе
на рынке. Как один из основных экономических
рычагов в повышении
Реализуя стратегию ценообразования, фирма должна рассматривать цены не изолированно, а в сочетании с другими составляющими стратегии и потребительскими характеристиками товара.
Процесс формирования ценовой политики предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов, анализ методов ценообразования, установления окончательной цены и системы модификации цен, разработки ценовой политики поведения предприятия на рынке. Ценовая политика фирмы имеет свои особенности, в зависимости от типа рынка, на котором представлена фирма (рынок свободной конкуренции, чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции).
Список используемой литературы
1. Слепнева, Т.А., Яркин, Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие - Москва: ИНФРВ - М, 2002. - 366 с.
2. Слепов, В.А., Николаева, Т.Е. Ценообразование: Учебное пособие / Под ред. проф. В.А. Слепова. - М.: ФБК - Пресс, 2000. - 523 с.
3. Слепов, В.А. Финансы и цены: учеб. пособие / В.А. Слепов, В.А. Галанов, Е.В. Быкова и др. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2007. - 418 с.
4. Тактарова, Г.А. Ценообразование: учеб. пособие / под ред. Г.А. Тактарова. М.: Финансы и статистика, 2004. - 527 с.
5. Уткин, Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2001.-562 с.
6.Финансы и цены: Учебное пособие /Под ред. В.А. Слепова –М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004
7.Ценообразование на финансовом рынке: Учебное пособие /Под ред. В.Е. Есипова. –СПБ.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2003
1 Слепнева, Т.А., Яркин, Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие - Москва: ИНФРВ - М, 2002. - 366 с.
2 Слепов, В.А. Финансы и цены: учеб. пособие / В.А. Слепов, В.А. Галанов, Е.В. Быкова и др. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2007. - 418 с.
3 Уткин, Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2001.-562 с.