Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:54, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть ценообразование на рынке труда.
В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть сущность таких понятий, как: ценообразование, рынок труда;
- обозначить основные подходы к анализу ценообразования на рынке труда;
- провести анализ заработной платы и занятости в российской экономике.
содержание
введение
Цены и ценообразование являются одними из ключевых элементов рыночной экономки. Цена – сложная экономическая и социальная категория, в которой пересекаются практически все основные проблемы экономики и общества в целом. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Цена – мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный инструмент самофинансирования фирм. От уровня цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и услуги, а также на выпускаемую фирмами продукцию зависят финансовые результаты их деятельности. Цены выступают главным ориентиром в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта товаров и услуг, целесообразности их производства и вложений капитала в инвестиционные проекты.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Ценность благ может выражаться не только в денежной, но также в натуральной, трудовой, процентной и других формах.
Объект исследования – рынок труда.
Предмет исследования – ценообразование.
Цель исследования – рассмотреть ценообразование на рынке труда.
В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть сущность таких понятий, как: ценообразование, рынок труда;
- обозначить основные подходы к анализу ценообразования на рынке труда;
- провести анализ заработной платы и занятости в российской экономике.
Для написания работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов по данной тематике, а так же периодика.
1. Ценообразование как фактор формирования рынка труда
1.1. Сущность понятия «ценообразование»
Ценообразование - это процесс формирования стоимости на услуги или товар, который в первую очередь характеризуется способами и методами установления цены в соотношении ко всем товарам1. В зависимости от выбранного метода, определяется развитие и достижение целей компании. Комплексный анализ того, как различные факторы влияют на диапазон стоимости товара или услуг, а также выбор способа, который формирует ценообразование, обеспечивают рост прибыли. В настоящее время самыми распространенными методами являются: 1. Затратное ценообразование - это когда за отправную точку принимаются фактические затраты (другими словами - издержки) на организацию производства товара (услуги), реализацию и дальнейшее сопровождение. Данный метод наиболее распространен. 2. Конкурентное ценообразование - это применение тактики и стратегии формирования стоимости наиболее преуспевающих конкурентов. 3. Метод с ориентированием на спрос. В данном случае ценообразование - это комплексный анализ и последующее формирование цены с учетом оптимального соотношения "цена/затраты". Теперь рассмотрим более детально задачи ценообразования. Как писалось выше, затратный метод самый распространенный в большинстве коммерческих структур. На него ориентируется и современное законодательство, и экономика. Ценообразование формируется с учетом всех издержек. Устанавливаются такие цены на услуги, которые обеспечили бы окупаемость затрат и стабильный уровень прибыльности. Основное преимущество этого метода - простота и гарантированный уровень дохода. Способ ценообразования, когда в качестве отправной точки берется цена конкурентов на аналогичный товар или услугу. Узнав цены, компания принимает решение, на каком уровне держать стоимость продукции. Данный способ дает возможность уйти от ценовой конкуренции. Однако существуют и отрицательные моменты. У различных компаний издержки могут быть абсолютно не равными. Другими словами, одни могут позволить держать низкие цены и при этом быть в прибыли, а другие, не уменьшая затратную часть, рано или поздно окажутся банкротом. Метод ценообразования с ориентированием на спрос довольно долгий и дорогостоящий. Он основывается на восприятии ценности товара или услуги. Для применения данного метода необходимо учесть, что восприятие ценности у разных людей имеет отличия. Это обусловлено вкусом, знаниями о товаре или услуге, финансовым положением и так далее. Существуют следующие значения восприятия ценности: 1. Ценность - это низкая стоимость. 2. Ценность - качество, которое я получаю за определенную цену. 3. Ценность - это соответствие моим требованиям относительно товара или услуги. 4. Ценность - это то, что я в итоге получаю за определенную плату. Исходя из установленных цен, можно рассчитать объем продаж при помощи маркетинговых исследований. Таким образом, можно определить тот уровень цен, который позволит компании получать желаемую прибыль и развиваться в дальнейшем2.
Понять логику формирования цен в современной экономической системе гораздо сложнее, что это было сделать раньше. Порой кажется, что цена на товар не имеет никакого смысла. Однако это - точка зрения покупателя, а позиция покупателя хотя и является одной из основных сил, влияющих на цену, но не в состоянии объяснить ее полностью. Дело в том, что в современных условиях предприятие вынуждено принимать во внимание все многочисленные факторы ценообразования, при определении наиболее эффективной цены для того, чтобы успешно удерживать рыночные позиции. Существует несколько подходов к определению основополагающих факторов ценообразования. Классическая экономическая школа условно разделяет все факторы на факторы спроса и факторы предложения. Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определенной цене. В идеальной системе с ростом цены спрос на товар падает. В свою очередь, предложение – это способность и желание компании продавать товар по цене N. Чем выше цена, тем больше товара компания сможет поставить. Сопоставив спрос и предложение, можно найти эффективную рыночную цену. К сожалению, в современных условиях классическая теория уже не в состоянии обеспечить проведение полного анализа. Поэтому сегодня используются факторы ценообразования, основанные на условиях ценообразования, которые представляют собой расширенную модель спрос-предложение. Условия ценообразования бывают внутренними и внешними, соответственно и факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы ценообразования – это факторы, формируемые непосредственно в самой компании. Они подразделяются на две основные группы: условия производства и условия маркетинга. Первая группа, включающая в себя такие факторы, как издержки, желаемая прибыль, точка окупаемости и т.д., не сильно отличается от классического рыночного предложения. В свою очередь, факторы ценообразования, основанные на условиях маркетинга, в формировании цены начали учитываться не так давно. К этой группе относятся такие субъективные факторы, как товарная политика, существующие каналы связи, возможности продвижения и т.д. Использование этих факторов позволяет подобрать реальную цену, учитывающую в отличие от цены математической, так называемые, рабочие моменты. Компания, однако, не может исходить при формировании цены только из своих интересов3. В противном случае, ей не удастся долго удержаться на рынке, ведь конкуренты легко выведут ее из игры. Поэтому внешние факторы ценообразования имеют даже большее значение, чем факторы внутренние. Внешние факторы также подразделяются на две основные группы: факторы, основанные на поведении потребителя, и факторы, основанные на поведении конкурентов. Первая подгруппа представляет собой факторы ценообразования, схожие с классическим спросом, такие как: полезность товара, взаимозаменяемость товаров и т.д. Все это можно выразить на графике с помощью кривой потребительского спроса. Однако в условиях жесткой конкуренции важнее желаний и устремлений потребителя позиция компаний-конкурентов. Полтика конкурентов во многих случаях является главным фактором, так как “игры цен” вынуждают компанию формировать собственную цену независимо от краткосрочного экономического эффекта. Выигранная доля рынка имеет большее значение, чем недополученная прибыль или даже убыток, понесенный компанией из-за установления слишком низкой или слишком высокой цены. Именно конкурентная борьба делает порой цены действительно недоступными для логического анализа покупателя. Так или иначе, все факторы ценообразования крайне важны, и неосведомленность руководства о каком-либо из них либо неправильном его использовании при формировании цены, может повлечь за собой катастрофические последствия.
1.2. Рынок труда и ценообразование на нем
Рынок труда является
системой конкурентных связей между отдельными
участниками общего рынка, такими как
государство, предприниматели и трудящиеся,
по поводу найма работников и их использования
в общественном производстве. Это определяет
особенности современного рынка труда.
Он является рынком трудовых ресурсов
как товара. Цена и количество труда на
нем определяются в результате объективного
взаимодействия спроса и предложения.
Этот рынок является сферой, где трудящиеся
и наниматели могут вести совместные переговоры
по поводу будущей оплаты труда и его условий.
Структура рынка труда включает пять основных
сегментов. Прежде всего, это относительно
немногочисленный, но очень качественный
отряд высокопрофессиональных работников
руководящего звена (менеджеров). Затем
идут кадровые работники и служащие высокой
квалификации. Далее следуют рабочие отраслей
промышленности, которым свойственны
структурные перестройки и периодические
сокращения производства. Кроме этих групп
выделяют группу работников трудоемких
отраслей, для которых характерен низкий
уровень производительности труда. Пятым
компонентом является самый уязвимый
слой трудящихся – молодежь, люди старшего
возраста, лица с умственными и физическими
недостатками, люди, в силу причин не могущие
найти работу. Особенности формирования
рынка труда оказывают влияние на все
его компоненты и текущее состояние. В
последнее время в отраслевой структуре
рабочей силы западных стран прослеживаются
устойчивые тенденции к сокращению численности
занятых в сельскохозяйственной сфере
и увеличение – в сфере услуг, а также
наукоемких отраслях экономики. В профессионально-
Как показывает практика, ценообразование на труд в условиях современной российской экономики значительно отличается от тех закономерностей, которые определяют этот процесс в странах с более развитой рыночной экономикой5. На российском рынке труда в экономических отношениях, складывающихся по поводу ценообразования на этот важный ресурс, проявляются как общие закономерности, так и свои особенности, присущие не только для данного этапа развития рыночной экономики в России, но и для специфических условий, которые имеет наша страна.
Рынок труда в системе экономических отношений занимает важное место. Здесь сталкиваются интересы людей, предлагающих свои способности как товар, и работодателей, которые готовы предложить им работу за определенную плату. Можно с уверенностью сказать, что на отношения, которые складываются на рынке труда, влияют социально-экономические закономерности ценообразования. Они затрагивают основные потребности большей части населения нашей страны.
Ценообразование
на рынке труда является одним из индикаторов,
состояние которого позволяет объективно
оценить национальное благополучие, эффективность,
а также стабильность социально-экономической
политики. Складывающаяся российская
экономика, которая непосредственно основана
на рыночных отношениях, формирует все
новые требования к профессионально-
Как целостная экономическая категория, характеристика цены труда предполагает изучение непосредственно понятия заработной платы в широком смысле. Следует отметить, что заработная плата - это не только вознаграждение, которое получает работник за конкретные выполненные задания, но и различные премии, бонусы, доплаты, участие в прибылях компании и другие виды материального стимулирования. В свою очередь в состав заработной платы входят также и неденежные формы вознаграждения, такие как использование жилья, предоставляемого работодателем бесплатно или по льготным тарифам, получение бесплатного питания, сотовой связи и другие.
Более широкое трактование системы ценообразования на рынке труда предполагает расширение границ формирования заработной платы не только на внешнем, но и на внутрифирменном рынке труда. При этом следует принимать во внимание тенденции более мелких сегментов этих рынков, например рынка рабочей силы и рынка рабочих мест.
В механизме формирования уровня заработной платы основополагающим является то, что определение цены на труд происходит по мере движения личного фактора производства от ресурсной к производственной стадии. При этом труд попадает сначала на внешний, а затем на внутрифирменный рынок труда. На каждом из них он присоединяет свою долю в цене на данный труд.
В результате этого процесса нижний и верхний пределы уровня заработной платы устанавливаются между двумя границами. Нижняя граница формируется как максимальная при выборе из следующих величин: официального минимума заработной платы и складывающегося у работника представления об уровне заработной платы, ниже которого он откажется трудиться. Верхняя граница в большинстве случаев рассчитывается на основе предельной производительности труда и по той оценке, которую дает руководство компании. Фирме невыгодно платить работнику больше того дохода, который он ей приносит.
Если говорить о психосоциологическом факторе заработной платы, необходимо отметить, что каким большим ни было количество безработных, существует определенный уровень заработной платы, ниже которого она не может опуститься6. Данную точку зрения поддерживает как общественное мнение, так и руководители предприятий.
Определив нижний и верхний пределы формирования цены на труд, рассмотрим факторы, влияющие на ее конкретную величину. Влияние данных факторов следует изучать относительно разных частей рынка труда, например рынка рабочей силы и рабочих мест. Формирование цены на труд на внешнем рынке, как и на других рынках ресурсов, устанавливается под влиянием спроса и предложения.
Предложение, в лице самого работника, следует рассматривать как на рынке рабочих мест, так и на рынке рабочей силы, где предложение труда превращается в спрос на рабочие места. При анализе и оценке предложения на внешнем рынке труда, необходимо учитывать состояние трудовых ресурсов, которое непосредственно зависит от совокупности определенных условий и факторов.
Рассмотрим подробнее факторы, влияющие на ценообразование на рынке труда. Их много, но обратим внимание на некоторые из них:
Квалификация. Естественно, что человек с большими профессиональными навыками и опытом будет получать более высокое вознаграждение за свой труд. Также на этот фактор влияет и образование.
Возраст. В общем можно сказать, наиболее заинтересованными в росте заработной платы специалисты в возрасте от 24 до 45 лет. Они готовы тратить максимум времени и сил на работу. Поэтому работодатели отдают предпочтение им.
Пол. Это тоже важно, как ни странно. Считается, что для женщин приоритетнее дети и семья, а потом уже карьерный рост. Следовательно, она не может отдавать максимум времени работе. Хотя современные тенденции «женщины на работе» показывают обратное.