Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:34, курсовая работа
Ценообразование — главное средство достижения целей фирмы. Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, независимо от форм собственности вопрос о ценах — это вопрос их существования и благополучия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая политика, последовательная реализация хорошо проработанной ценовой стратегии являются необходимыми компонентами успешной деятельности любого коммерческого предприятия в современных условиях рынка.
При разработке ценовой политики предприятие должно четко определить цели, которые необходимо достичь посредством продажи конкретного товара. В существующей хозяйственной практике с помощью ценовой политики возможно достижение большого числа целей.
Введение………………………………………………………………2
Эконометрические методы ценообразования………………………4
2.1 Метод удельных показателей……………………………………4
2.2 Метод регрессивного анализа……………………………………5
2.3 Балловый метод…………………………………………………..8
2.4 Агрегатный метод………………………………………………...9
3. Правовое регулирование ценообразования………………………..11
4. Практическая часть………………………………………………….17
5. Заключение……………………………………
Цр = Рф - Рр : Р х 100 (5)
где Рф, Рр - фактическая и расчетная цены.
Величина Цр не должна превышать 8-10%. В случае существенных отклонений расчетных значений от фактических необходимо исследовать:
Порядок и методика проведения регрессивного
анализа, нахождения неизвестных параметров
уравнения и экономическая
Балловый метод
Балловый метод ценообразования состоит в определении значимости параметров изделий для потребителей, после чего каждому параметру присваивается определенное число баллов, сумма которых дает техноко-экономическую оценку уровня изделия.
На основе экспериментальных
оценок каждому параметру в
(6)
Далее определяется средневзвешенная сумма баллов базисного изделия и находится цена одного балла:
(7)
где Руд — цена одного балла; Рб — цена базисного изделия; Вбi — количество баллов у базисного изделия по i-му параметру; аi — вес i-го параметра.
После этого рассчитывается средневзвешенная сумма баллов нового изделия и умножается на цену одного балла:
(8)
где Внi — количество баллов у нового изделия по i-му параметру.
Объединяя формулы, получаем:
(9)
Однако следует отметить субъективность определения количества баллов и значимости параметра; кроме того, при большом количестве параметров веса принимают значения, близкие к нулю, что нивелирует влияние различных параметров на цену.
Общим недостатком всех трех эконометрических методов является допущение, что цена зависит только от свойств товара, и не учитывается тот факт, что фирмы-конкуренты устанавливают цены на свой товар не только на основе его качественных характеристик и они также могут повышать или снижать цену, руководствуясь своей ценовой политикой.
Агрегатный метод
Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Этот метод применяется в тех случаях, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов (узлов, комплектующих изделий), цены которых известны, при этом совокупная цена продукции исчисляется как сумма цен отдельных конструктивных элементов или определяется путем суммирования (вычитания) цен добавляемых или сменяемых компонентов.
Данный метод имеет как
Таким образом, агрегатный метод используется при формировании цен товаров, состоящих из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов и деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная с помощью этого метода, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий.
Правовое регулирование ценообразования.
Под ценообразованием понимают процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Механизм ценообразования
в экономической литературе раскрывается,
например, через регулируемую цену
(цена товара, складывающаяся на товарном
рынке при государственном
Государственное регулирование цен, как элемент государственного регулирования экономики, осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально значимых товаров и услуг. Кроме того, к мерам экономического (косвенного) регулирования ценообразования принято относить льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет (должна позволить) снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.
Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:
При этом государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:
Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом – ценой.
В рассматриваемом аспекте
Статья 424 Гражданского кодекса РФ «Цена» не дает определения данному понятию, а указывает на то, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Обратим внимание, что указанная статья определяет, прежде всего, особенности современной практики ценообразования, отражающие рыночные отношения, а также роль государства в указанной сфере. Следовательно, можно говорить о соответствующих функциях государства в рыночной экономике. Если данный вопрос рассмотреть с позиции общей теории права, то ценообразование есть элемент внутренней функции государства (экономической), наравне с такими, как экологическая, функция развития культуры, науки и образования. При этом, как известно, функции осуществляются в определенных формах и при помощи специальных методов.
Закон РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» определяет нормативную цену земли. В ст. 25 названного Закона нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
О цене упоминается и в ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, где указано, что цена иска определяется:
В ст. 52 «Цены и ценообразование в области культуры» в Основах законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1) указано на то, что цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
Статья 40 Налогового кодекса РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» также не содержит определения цены. В данной статье указано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Следует заметить, что к разновидностям цен законодатель относит тарифы, расценки, ставки. Этим обстоятельством подтверждается распространение категории «цена» и на различные сферы деятельности хозяйствующих субъектов.
Цена, по мнению цивилистов, как правовая
категория представляет собой окончательно
определенное сторонами условие
договора, характеризующее в денежном
выражении ценность и стоимость
объекта гражданских прав. Цена обладает
сложной объективно-
Цена – объект правоотношения. В одних случаях это элемент договора, условие реализации соглашения сторон договора. В других – объект публичных правоотношений (правоотношений типа «власть и подчинение»). Следовательно, акцентировать внимание исключительно на гражданско-правовом аспекте функционирования цены является недостаточным.
Цена является также категорией финансового права. Так, например, актуальность проблемы определения цены, ее разновидности – ставки в системе регулирования ценообразования государством наполняется новым содержанием в механизме установления налоговой ставки как обязательного элемента налога. Особенности установления налоговой ставки отражаются в высказывании французского просветителя и философа Ш. Монтескье: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».
П.М. Годме справедливо подчеркивал, что налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объекта обложения, размер обложения, все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки. Налоги и сборы, а также иные фискальные платежи воздействуют на финансовую политику хозяйствующих субъектов, тем самым отражаются в цене производимых товаров. Так, на уровень цен особенно сильно воздействуют налог на добавленную стоимость и акцизы.