Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:41, реферат
6 августа 1993 г. был принят очень важный документ в вопросе правового регулирования охраны труда - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ №181от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации"[1] , в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"[2] И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации»[3] , вводимого в действие с 1 февраля 2002 г.
Введение. ….2
Основные направления государственной политики в области охраны труда.2
Государственные нормативные требования к охране труда..6
Структура системы управления охраной труда в Российской федерации..7
Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда. .7
Функциональная подсистема управления охраной труда..9
Отраслевая подсистема управления охраной труда..10
Государственный Надзор и контроль, за охраной труда в Российской Федерации…11
Государственная инспекция труда..14
Государственная экспертиза условий труда..16
Заключение..19
Список литературы..21
К функциональной подсистеме можно
отнести также ряд ведомств таких
как Госгортехнадзор или
Отраслевая подсистема управления охраной труда.
С Отказом от централизованного административно-командного
метода руководства отраслями экономики
уменьшилось количество отраслевых министерств
и ведомств, изменились их функции. Вместе
с тем появились новые крупные корпорации,
такие как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»,
и др., которые по сути взяли на себя функции
Министерств.
В этих условиях изменяются функции отраслевых
федеральных органов исполнительной власти,
которые в большей мере играют роль координирующего
и методического центра, обеспечивающего
нормальную работу служб охраны труда
организаций, входящих в отрасль или корпорацию.
В большинстве случаев работа отраслевых
федеральных органов исполнительной власти
и их территориальных органов идентична
работе территориальных органов по труду,
но существуют и некоторые специфические
особенности. Так непосредственно в структуре
отраслевого ведомства создаются службы
охраны труда. Структуру, численность
работников и функции службы охраны труда,
ее подчиненность определяет руководитель
отраслевого федерального органа исполнительной
власти с учетом рекомендаций Министерства
труда и социального развития РФ. Эти службы
осуществляют организационно-методическое
руководство службами охраны труда в организациях
отрасли или определенной сферы деятельности,
организуют разработку и реализацию отраслевых
программ улучшения условий и охраны труда.
Отраслевые ведомства при методической
поддержке Минтруда РФ:
Таким образом, видно, что функции
отраслевых ведомств существенно отличаются
от функций федеральных органов
исполнительной власти, а при создании
новых крупных корпораций они
также будут приобретать права
и обязанности отраслевых центров.
Государственный Надзор и контроль, за охраной труда в Российской Федерации.
В системе государственного управления охраной труда в текущий момент вопросы надзора и контроля имеют определяющее значение для создания действительно безопасных условий труда на производственных предприятиях частного сектора.
В XXI веке в России наблюдается подъем предпринимательства, причем решающей частью предпринимательства становится малый и средний бизнес.
Характерной особенностью становления малого предпринимательства является то, что на начальном этапе своего развития оно отличается тяжелыми условиями труда, использованием дешевой рабочей силы, эксплуатацией физически и морально изношенного оборудования. Эту стадию развития проходят малые предприятия во всех странах, не миновала она и Россию.
Данные, получаемые в результате проверок государственными инспекторами труда, а также результаты ежегодного мониторинга социально-трудовой сферы, проводимого Минтрудом России, свидетельствуют, что, как правило, на малых предприятиях России состояние условий и охраны труда не отвечает действующим нормам и правилам. Уровень производственного травматизма на них выше, чем на средних и крупных. Велика доля занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, превышает уровни крупных предприятий.[11]
В той или иной степени надзор
за соблюдением норм охраны труда
осуществляет достаточно большое количество
Государственных органов и
Федеральный горный и промышленный
надзор России (Госгортехнадзор России)[12]
осуществляет нормативное регулирование,
а также специальные
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России)[13] организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и Положением о Госатомнадзоре России.
Министерство внутренних дел РФ,
Государственная инспекция
Министерство РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России) осуществляет
в установленном порядке
Министерство топлива и
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор[15] осуществляет контроль за выполнением организациями санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Организует разработку и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда, по организации и проведению медицинских осмотров работников. Организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и профилактики.
Прокуратура РФ[16] осуществляет надзор
за соблюдением законодательства о
труде и об охране труда, участвует
в проведении расследований причин
аварий (катастроф), несчастных случаев
со смертельным исходом и
Государственная инспекция труда.
4 мая 1994 года образована Федеральная
инспекция при Министерстве
Что касается надзора и контроля
непосредственно за охраной труда,
то Положением о Федеральной инспекции
труда определен круг задач и
функций государственных
Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.
Руководство деятельностью Рострудинспекции
и подведомственных ей государственных
инспекций труда в субъектах
Российской Федерации осуществляется
Главным государственным
Структура Федеральной Инспекции
труда определяется направлениями
ее деятельности, то есть создаются
государственная правовая инспекция
труда и государственная
Государственные инспекции труда: осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в организациях, расположенных на соответствующих территориях; расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; рассматривают в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях и др.
Государственные инспектора труда вправе запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти документы, объяснения, информацию, необходимые ля осуществления своих полномочий. Предъявлять работодателям для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности; привлекать к административной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда.
Государственные инспектора по охране труда наряду с указанными правами вправе требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с названными выше правами имеют право приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.
Информация о работе Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда