Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

6 августа 1993 г. был принят очень важный документ в вопросе правового регулирования охраны труда - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ №181от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации"[1] , в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"[2] И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации»[3] , вводимого в действие с 1 февраля 2002 г.

Содержание

Введение. ….2

Основные направления государственной политики в области охраны труда.2

Государственные нормативные требования к охране труда..6

Структура системы управления охраной труда в Российской федерации..7

Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда. .7

Функциональная подсистема управления охраной труда..9

Отраслевая подсистема управления охраной труда..10

Государственный Надзор и контроль, за охраной труда в Российской Федерации…11

Государственная инспекция труда..14

Государственная экспертиза условий труда..16

Заключение..19

Список литературы..21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 109.90 Кб (Скачать файл)

 

К функциональной подсистеме можно  отнести также ряд ведомств таких  как Госгортехнадзор или Госатомнадзор  основными функциями, которых в  области охраны труда является надзор и контроль.

 

Отраслевая подсистема управления охраной труда.

 
С Отказом  от централизованного административно-командного метода руководства отраслями экономики уменьшилось количество отраслевых министерств и ведомств, изменились их функции. Вместе с тем появились новые крупные корпорации, такие как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», и др., которые по сути взяли на себя функции Министерств.  
 
В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти, которые в большей мере играют роль координирующего и методического центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организаций, входящих в отрасль или корпорацию. В большинстве случаев работа отраслевых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов идентична работе территориальных органов по труду, но существуют и некоторые специфические особенности. Так непосредственно в структуре отраслевого ведомства создаются службы охраны труда. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда, ее подчиненность определяет руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ. Эти службы осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сферы деятельности, организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда.  
 
Отраслевые ведомства при методической поддержке Минтруда РФ: 

  • принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране труда; участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
  • определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;
  • участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;
  • организуют на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т. ч. руководителей;
  • изучают состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Министерству труда и социального развития РФ информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
  • определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций;
  • принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране труда;
  • обеспечивают взаимодействие по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

 
Таким образом, видно, что функции  отраслевых ведомств существенно отличаются от функций федеральных органов  исполнительной власти, а при создании новых крупных корпораций они  также будут приобретать права  и обязанности отраслевых центров.

 

Государственный Надзор и  контроль, за охраной труда в Российской Федерации.

 

 

В системе государственного управления охраной труда в текущий момент вопросы надзора и контроля имеют  определяющее значение для создания действительно безопасных условий труда на производственных предприятиях частного сектора.

 

В XXI веке в России наблюдается подъем предпринимательства, причем решающей частью предпринимательства становится малый и средний бизнес.

 

Характерной особенностью становления  малого предпринимательства является то, что на начальном этапе своего развития оно отличается тяжелыми условиями  труда, использованием дешевой рабочей  силы, эксплуатацией физически и  морально изношенного оборудования. Эту стадию развития проходят малые  предприятия во всех странах, не миновала она и Россию.

 

Данные, получаемые в результате проверок государственными инспекторами труда, а также результаты ежегодного мониторинга  социально-трудовой сферы, проводимого  Минтрудом России, свидетельствуют, что, как правило, на малых предприятиях России состояние условий и охраны труда не отвечает действующим нормам и правилам. Уровень производственного  травматизма на них выше, чем на средних и крупных. Велика доля занятых  на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим  требованиям. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, превышает уровни крупных предприятий.[11]

 

В той или иной степени надзор за соблюдением норм охраны труда  осуществляет достаточно большое количество Государственных органов и ведомств. Основные функции по надзору за охраной  труда в российской федерации  осуществляет Федеральная инспекция  труда. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и  контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляют: Федеральный  горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный  надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств Российской Федерации: Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства сельского  хозяйства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации  и образующие вместе с министерствами, в систему которых они входят, единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.

 

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)[12] осуществляет нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, расследует причины аварий и несчастных случаев на производстве на объектах, находящихся под контролем Госгортехнадзора России.

 

Федеральный надзор России по ядерной  и радиационной безопасности (Госатомнадзор  России)[13] организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование  ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и Положением о Госатомнадзоре России.

 

Министерство внутренних дел РФ, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) контролирует соблюдение правил дорожного движения, а также нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения, разрабатывает  предложения по повышению безопасности дорожного движения, участвует в  разработке проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов  в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения  по их совершенствованию. Предоставляет  в федеральную инспекцию труда  информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий конкретных дорожно-транспортных происшествий.

 

Министерство РФ по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС России) осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых  программ в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий  радиационных аварий и катастроф. Участвует  в установленном порядке в  организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства.

 

Министерство топлива и энергетики РФ, Департамент государственного энергетического  надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор)[14] - осуществляет надзор за техническим  состоянием и безопасным обслуживанием  электрических и тепловых установок  потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и  тепловых сетей энергоснабжающих организаций, за соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических  и тепловых установок и требований безопасности при их эксплуатации, а также правил использования  электрической, тепловой энергии и  газа. Разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию, осуществляет научно-техническую и информационную деятельность в области охраны труда.

 

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор[15] осуществляет контроль за выполнением  организациями санитарных правил, гигиенических  нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Организует разработку и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические  нормативы в области охраны труда, по организации и проведению медицинских  осмотров работников. Организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и  профилактики.

 

Прокуратура РФ[16] осуществляет надзор за соблюдением законодательства о  труде и об охране труда, участвует  в проведении расследований причин аварий (катастроф), несчастных случаев  со смертельным исходом и принимает  соответствующие решения в пределах своей компетенции.

 

Государственная инспекция  труда.

 

 

4 мая 1994 года образована Федеральная  инспекция при Министерстве труда  Российской Федерации (Рострудинспекция)[17] , которая осуществляет надзор  и контроль за соблюдением  по существу всего трудового  законодательства, а не только  законодательства об охране труда.  При этом акценты трудового  права ставятся на первый план  и таким образом подчеркивается, что охрана труда является  частью, специфической областью  этого права.

Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то Положением о Федеральной инспекции  труда определен круг задач и  функций государственных инспекций  труда, охватывающий практически все  наиболее важные вопросы, связанные  с  обеспечением труда работников и защиты их прав в этой области.

 

Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные  инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

 

Руководство деятельностью Рострудинспекции и подведомственных ей государственных  инспекций труда в субъектах  Российской Федерации осуществляется Главным государственным инспектором  труда Российской Федерации, назначаемым  на должность и освобождаемым  от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный  инспектор труда Российской Федерации  несет персональную ответственность  за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и  осуществление ею своих функций. Он же назначает на должность и  освобождает от  должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных  инспекций труда в субъектах  Российской Федерации и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Роструинспекции  не предусмотрено.

 

Структура Федеральной Инспекции  труда определяется направлениями  ее деятельности, то есть создаются  государственная правовая инспекция  труда и государственная инспекция  по охране труда, организационно-методическое руководство которыми возлагается  на заместителей Руководителя Рострудинспекции – Главного Государственного инспектора труда Российской Федерации и  заместителей руководителей Государственных  инспекций труда в субъектах  Российской Федерации.

 

Государственные инспекции труда: осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде  и охране труда в организациях, расположенных на соответствующих  территориях; расследуют в установленном  порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают  предложения по предупреждению таких  случаев; рассматривают в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях и др.

 

Государственные инспектора труда  вправе запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов  исполнительной власти документы, объяснения, информацию, необходимые ля осуществления  своих полномочий. Предъявлять работодателям  для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде  и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности; привлекать к административной ответственности  в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда.

 

Государственные инспектора по охране труда наряду с указанными правами  вправе требовать в установленном  порядке от работодателя принятия мер  по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при  выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном  порядке обучение безопасным методам  и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих  местах и проверку знаний требований охраны труда.

 

Главный государственный инспектор  труда Российской Федерации и  руководители государственных инспекций  труда наряду с названными выше правами  имеют право приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; направлять в суды при наличии  заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении  деятельности их структурных подразделений.

Информация о работе Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда