Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:25, задача
Работа содержит 3 задачи по дисциплине "Экологическое право" и их решения
Задача № 1……………………………………………………………
3
Задача № 2……………………………………………………………
4
Задача № 3……………………………………………………………
6
Список литературы………………………………………………….
12
Содержание
Задача № 1…………………………………………………………… |
3 |
Задача № 2…………………………………………………………… |
4 |
Задача № 3…………………………………………………………… |
6 |
Список литературы………………………………… |
12 |
Задача № 1
Высший представительный орган республики Горный Алтай объявил своим постановлением собственностью республики реку Катунь и сооружения гидроэлектростанции, которые на ней расположены, Финансирование строительства решено проводить за счет местного бюджета республики.
Минэнерго не согласилось с подобным решением и обратилось в Правительство РФ с просьбой об отмене данного постановления.
По каким основаниям водные объекты становятся государственной собственностью (Российской Федерации и субъектов РФ), муниципальной, частной собственностью?
Обоснуйте ответ со ссылками на действующее законодательство.
Решение
Исходя из статьи 8 Водного кодекса РФ, водный объект является собственностью Российской Федерации (часть 1 статьи 8 ВК РФ). В собственности же субъекта федерации, муниципального образования, физического или юридического лица может находиться только пруд или обводненный карьер, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на правах собственности, соответственно, субъекту федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу (часть 2 статьи 8 ВК РФ). Исходя из этого делаем вывод, что Постановление Верховного Совета является незаконным и подлежит отмене. А так же правительство РФ не имеет права отменять постановления законодательных органов субъектов федерации, это может быть сделано либо самим Верховным Советом Горного Алтая, либо судом.
Данное постановление является незаконным и в отношении земельного участка, на котором находятся река Катунь и ГЭС. Исходя из статьи 6 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» определен порядок разграничения государственной собственности на землю: специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 ФЗ, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Задача №2
Решением городской администрации с предприятия было взыскано 10 тыс. руб. в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация (причинитель вреда) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании данного взыскания недействительным и о возвращении ранее взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет на счет экологического фонда платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ.
Решите дело.
Охарактеризуйте порядок определения размеров и уплаты платежей за загрязнение вод.
Решение
Ориентируясь на условия, арбитражный суд должен отклонить исковое требование организации (причинителя вреда).
1) согласно статье 69 Водного кодекса РФ, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2) в соответствии с «Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды…», природопользователь обязан вносить плату за загрязнение окружающей природной среды. При этом, в указанном документе, факт внесения такой платы не освобождает не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.
Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов, на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.
Так же исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для фиксации и устранения причин факта загрязнения, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением показателей состояния водного объекта до допущенного нарушения, а также для устранения последствий нарушения. Исчисление размера вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Задача №3
В свое время для предотвращения
снижения уровня Каспийского моря и
наступления в связи с этим
экологического и экономического ущерба,
был разработан и реализован проект
дамбы, перекрывающей залив Кара-
Содержаться ли в действиях разработчиков и реализаторов проекта признаки состава экологического преступления с точки зрения действующего законодательства? Сформулируйте понятие экологического преступления и раскройте его состав.
Решение
В действиях разработчиков и реализаторов проекта содержатся признаки преступления, предусмотренного статьей 246 Уголовного кодекса РФ – «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ».
Данная норма ранее не была известна российскому уголовному праву. Она предусматривает ответственность за причинение ущерба природной среде в ходе хозяйственной деятельности. При этом экологическое законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Уголовно-правовая норма в данном случае призвана обеспечить соблюдение заранее разработанных и принятых в установленном порядке правил, направленных на уменьшение риска, потенциальной угрозы и вынужденных экологически вредных последствий.
Объект преступления - отношения
по обеспечению экологической
Согласно Федеральному
закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей
среды" под окружающей средой понимается
совокупность компонентов природной
среды, природных и природно-
Предмет преступления в литературе рассматривается в широком и узком смысле слова. В первом значении под ним понимается природная среда в целом. Все ее составные части находятся во взаимосвязи и взаимодействии, образуя единую экосистему. Естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (абз. 8 ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Она терпит урон всякий раз, когда причиняется вред какой-либо ее составляющей. Во втором значении предметом выступают природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, воздух, внутренние воды и воды открытого моря, растительность и т.д. Иначе их еще называют компонентами природной среды. Согласно названному Закону, это "земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле".
Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.
Нарушение правил охраны окружающей среды может быть совершено путем как действия, так и бездействия. В нашем случае нарушение правил охраны окружающей среды стало результатом действия – постройкой дамбы, перекрывшей залив.
Обязательным признаком объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.
В этом случае общественно опасные последствия имеют место: прекратилась добыча и поставка важного сырья (глауберовой соли), без которого не может работать промышленность, солевая пыль со дна высохшего залива загрязняла окружающие земли на многие километры.
Состав рассматриваемого преступления будет лишь при наличии причинной связи между нарушением указанных в законе правил и наступившими последствиями.
Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных в ст. 246 УК РФ последствий.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.
Так же следует указать, что в момент разработки и реализации проекта статья 246 УК РФ отсутствовала в действовавшем уголовном законодательстве, а согласно статье 10 УК РФ 1996 года уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, обратной силы не имеет. Поэтому разработчики и реализаторы рассматриваемого проекта уголовной ответственности не подлежат.
В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.
Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов.
Все составы преступлений,
сформулированные в действующем
Уголовном кодексе РФ, с точки
зрения выполняемых ими функций,
относящихся к
Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе "Экологические преступления" (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
- нарушение правил
обращения экологически
- загрязнение вод (ст. 250);
- загрязнение атмосферы (ст. 251);
- загрязнение морской среды (ст. 252);
- порчу земли (ст. 254);
- нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
- нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
- незаконную охоту (ст. 258);
- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
- другие преступления.
К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).