Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа
Цель работы, всестороннее исследование источников экологического права Республики Беларусь.
Цель обуславливает задачи, а ими выступают:
Дать понятие и описать особенности источников экологического права, а так же системы экологического законодательства.
Рассмотреть Конституцию Республики Беларусь, как источника экологического права.
Рассмотреть Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», дать общую характеристику и определить его место в системе источников экологического права.
Рассмотреть технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права.
Рассмотреть нормы международного права, как источники экологического права.
Введение____________________________________________________________3
1. Понятие и особенности источников экологического права. Система экологического законодательства _______________________________________5
2. Конституция Республики Беларусь как источник экологического права _____11
3.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права__________23
4.Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права_________________________________________________
5. Нормы международного права как источники экологического права_______
Заключение_________________________________________________________26
Список используемой литературы_____________________________________28
Частное учреждение образования
«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
Кафедра гражданского права и процесса
Курсовая работа
по дисциплине: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»
на тему: «ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА»
Студентки 3 курса
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
1. Понятие и особенности
источников экологического права. Система
экологического законодательства ______________________________
2. Конституция Республики Беларусь как источник экологического права _____11
3.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права__________23
4.Технические
нормативные правовые акты в системе источников
экологического права_________________________
5. Нормы международного права как источники экологического права_______
Заключение____________________
Список используемой литературы____________________
ВВЕДЕНИЕ
Охрана окружающей среды
и рациональное использование природных
ресурсов признается одним из стратегических
направлений политики Республики Беларусь.
Современные условия
Как отрасль юридической науки экологическое право развивается на основе естественнонаучных и гуманитарных взглядов на взаимодействие общества и окружающей среды. Проблемы экологического права как науки, отрасли права и отрасли законодательства обусловлены большим объемом нормативных правовых актов, входящих в систему экологического законодательства, комплексным характером правового регулирования экологических отношений, влиянием международных экологических процессов на его становление и развитие.
Важной
предпосылкой формирования и становления
экологического права в качестве
самостоятельной отрасли права
является наличие обширного и
кодифицированного
Всем вышеизложенным определяется актуальность темы курсовой работы.
Цель работы, всестороннее исследование источников экологического права Республики Беларусь.
Цель обуславливает задачи, а ими выступают:
Структура исследования обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, основной части (пяти глав), заключения, списка нормативно-правовых источников и научной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовой работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.
1. Понятие и особенности
В теории права понятие
«источники права» трактуется: во-первых,
как «сила, создающая право», т. е.
власть государства, которая реагирует
на потребности развития общественных
отношений и принимает
а) издается оперативно и в любой своей части может быть изменен, что позволяет достаточно быстро реагировать на социальные процессы;
б) нормативные правовые акты определенным образом систематизированы;
в) они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что способствует проведению единой политики;
г) нормативные правовые
акты поддерживаются государством, что
выражается в применении мер ответственности
в случае их нарушения. Определение
источника права как
Наличие самостоятельных
источников права рассматривается
в качестве обязательного признака
самостоятельности отрасли
Экологическое право Республики Беларусь в своем становлении прошло несколько этапов. Следует отметить, что в дореволюционный период положения о правовом режиме природных ресурсов развивались в рамках гражданского законодательства.
В советский период, в
силу изъятия природных ресурсов
из гражданского оборота, признания
субъектом права исключительной
государственной собственности
на природные ресурсы Союза ССР
начинают развиваться как
Следует отметить, что в законодательстве нашего государства советского периода вплоть до начала 90-х гг. превалировал природоресурсный взгляд на рассматриваемую область общественных отношений. Кроме причин, названных выше, односторонний (природоресурсный) подход к регулированию экологических отношений был обусловлен, как нам представляется, спецификой социалистической идеологии, в соответствии с которой социалистический способ производства считался оптимально способствующим сохранению природы.
В период с 1957 г. по 1963 г. во всех республиках Советского Союза на базе Основ законодательства СССР об охране природы были приняты законы об охране природы, которые рассматривались как новая форма природоохранного законодательства. В БССР действовал Закон от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы».
Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории.
С начала 90-х гг. ХХ в. экологическое право развивается в русле общепринятых мировых направлений охраны окружающей среды, что связано с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», которым впервые в законодательство нашего государства введено понятие «окружающая среда» и установлены правовые основы ее охраны.
Система законодательства есть
правовое явление, корреляционно связанное
с системой права как внутренней
структурой права, в которой отражены
объединение и дифференциация объективно
обусловленных юридических
о рациональном использовании природных
ресурсов – «природоресурсное законодательство».
[5, с. 112]
Задачи построения системы законодательства Республики Беларусь решаются Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В соответствии со ст. 5 названного Закона нормативные правовые акты приводятся в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений путем определения иерархии нормативных правовых актов. Основой иерархии во всей системе законодательства является юридическая сила нормативного правового акта, под которой согласно ст. 1 этого же Закона понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
В силу названных выше особенностей
экологического права построение системы
его источников только на основе критерия
юридической силы нормативных правовых
актов не позволяет
отразить специфику взаимодействия источников
между собой, а также применение их к экологическим
правоотношениям. Необходимо учитывать
как факторы, влияющие на формирование
системы экологического законодательства:
а) наличие в его структуре блока природоресурсных подотраслей (земельное, водное, горное лесное и т. д. законодательство);
б) включение в число источников так называемых «экологизированных» норм;
в) регулирование отношений в области окружающей среды нормами международного права окружающей среды. Сказанное диктует выделение в системе экологического законодательства нескольких уровней и групп. [6, с. 185]
Первый уровень источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. принятые с целью:
1) регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство);
2) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов и основано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды (земли, недр, вод и т. д.). Таким образом, в эту группу входят самостоятельные по сути подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:
Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь и Лесной кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О растительном мире», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя». Следует отметить, что правовое регулирование растительного мира обособилось от правового режима лесов в связи с принятием в 2003 г. соответствующего закона.