Источники экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, всестороннее исследование источников экологического права Республики Беларусь.
Цель обуславливает задачи, а ими выступают:
Дать понятие и описать особенности источников экологического права, а так же системы экологического законодательства.
Рассмотреть Конституцию Республики Беларусь, как источника экологического права.
Рассмотреть Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», дать общую характеристику и определить его место в системе источников экологического права.
Рассмотреть технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права.
Рассмотреть нормы международного права, как источники экологического права.

Содержание

Введение____________________________________________________________3
1. Понятие и особенности источников экологического права. Система экологического законодательства _______________________________________5
2. Конституция Республики Беларусь как источник экологического права _____11
3.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права__________23
4.Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права_________________________________________________
5. Нормы международного права как источники экологического права_______

Заключение_________________________________________________________26
Список используемой литературы_____________________________________28

Вложенные файлы: 1 файл

источники экологического права.docx

— 62.94 Кб (Скачать файл)

Исходя из общего духа Основного  закона, меры по охране окружающей среды  носят общегосударственный характер. Конституция устанавливает права  граждан в области охраны окружающей среды, закладывает экономическую  основу экологических отношений, в  частности, право собственности  на природные ресурсы; определяет конституционные  гарантии в экологической сфере.

Конституционные основы эколого-правового  статуса гражданина Республики Беларусь закреплены в главе 2 «Личность, общество, государство», согласно ст. 21 которой  обеспечение прав и свобод граждан  Республики Беларусь является высшей целью государства. Гражданам гарантируются  права и свободы, закрепленные в  Конституции, законах, и предусмотренные  международными обязательствами государства.

Экологическое содержание могут  иметь следующие права, гарантируемые  Конституцией: право на жизнь (ст. 24); право на получение, хранение и распространение  полной, достоверной и своевременной  информации о деятельности государственных  органов, общественных объединений, о  политической, экономической и международной  жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34); право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок, и права других граждан (ст. 35); право  на свободу объединений (ст. 36); право  участвовать в решении государственных  дел как непосредственно, так  и через свободно избранных представителей (ст. 37); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40); право на охрану здоровья, которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды (ст. 45). Центральную часть эколого-правового статуса граждан составляет право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, закрепленное ст. 46 Конституции. Этой норме корреспондирует ст. 55, устанавливающая обязанность охранять природную среду.

Конституция Республики Беларусь устанавливает экономические основы экологических правоотношений. В  силу того, что для их реализации необходим определенный природоресурсный потенциал, весьма значима для экологических отношений норма ст. 9 Конституции, которая провозглашает, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния. В Конституции декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Гарантируется равная защита и условия развития всех форм собственности (ст.13).

Конституция определяет основополагающие принципы в экологической сфере. Так, конституционную основу института  ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды составляет ст. 46, которая декларирует право  каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права на благоприятную  окружающую среду. Статья 60 декларирует  право на возмещение в судебном порядке  имущественного вреда и материального  возмещения морального вреда. Осуществление  права собственности в соответствии со ст. 44 не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции государство  осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права

 

Наличие большого объема нормативных  правовых актов эколого-правового  содержания, распределяющихся по нескольким уровням, подводит к мысли о необходимости  единого акта, устанавливающего общие  принципы и подходы в регулировании  экологических правоотношений. Роль такого нормативного акта, называемого  иначе головным или базовым, традиционно  отводится Закону «Об охране окружающей среды».

Для признания за Законом  «Об охране окружающей среды» характера  головного закона важно видеть, что  он своим правовым воздействием охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. В этом законе как институты экологического права закрепляются все возможные правовые формы, в которых осуществляется взаимодействие общества с окружающей средой, и механизмы, посредством которых осуществляется охрана окружающей среды.

В условиях формирования системы  эколого-правового регулирования  признание того или иного механизма  охраны окружающей среды первоначально  только на уровне нормы головного  закона достаточно для последующего развития правового института. По такому сценарию получили нормативно-правовое закрепление институты мониторинга  окружающей среды, платного природопользования, экологической экспертизы, учета  природных ресурсов и ведения  государственных кадастров природных  ресурсов, экологического контроля и  др.

Главной целью Закона «Об  охране окружающей среды» является отражение  общего уровня правового воздействия  на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды».

Закон «Об охране окружающей среды» выполняет следующие задачи:

  • определяет круг общественных отношений, признаваемых обществом экологическими;
  • устанавливает общие принципы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности;
  • устанавливает нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
  • устанавливает эколого-правовые институты и механизмы охраны окружающей среды;
  • устанавливает требования, предъявляемые к хозяйственной деятельности с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • наделяет граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав.[8, с. 212]

В силу круга регулируемых Законом отношений, он является актом, консолидирующим систему экологического законодательства. Однако в настоящее  время Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции от 22 декабря 2011 г. (Закон Республики Беларусь вступил в силу 5 апреля 2012 г.) не выполняет  своей консолидирующей роли в силу того, что Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» устанавливает большую юридическую силу кодекса «по отношению к другим законам». Это положение лишает Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» его особого статуса, поскольку в системе экологического законодательства присутствуют четыре природоресурсных кодифицированных акта. Имеющее место системное противоречие между ролью Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» как нормативного правового акта, который определяет в наиболее общем виде круг общественных отношений, регулируемых экологическим правом, и устанавливает общие принципы и механизмы обеспечения экологической безопасности, и местом, которое он занимает в иерархии источников права согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», не позволяющим рассматривать его в качестве головного закона в отрасли, предполагается разрешить принятием Экологического кодекса. Работа над Экологическим кодексом рассматривается как одно из перспективных стратегических направлений экологической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права

 

В соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» государственными стандартами  и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются  требования (нормы и правила) в  области охраны окружающей среды, предъявляемые  к товарам (работам, услугам), технологическим  процессам и соответствующим  методам контроля. Государственные  стандарты и иные технические  нормативные правовые акты в области  охраны окружающей среды разрабатываются  с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

Общую правовую основу разработки и принятия стандартов  
и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды составляют Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», который регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области, и Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов  
в области технического нормирования и стандартизации», устанавливающий организационно-правовые основы оценки на соответствие объектов (продукции, процессов, услуг, систем управления качеством и управления окружающей средой) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. [6, с. 201]

Технические нормативные  правовые акты согласно Закону «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь»  представляют собой технические  регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы,  
утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В области охраны окружающей среды применяется система государственных  стандартов «Охрана природы», определяющих общие правила сохранения и рационального  использования природных ресурсов.

К иным техническим нормативным  правовым актам в области охраны окружающей среды относятся технические  нормативные правовые акты, утверждаемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, на основании  которых устанавливаются требования (нормы и правила) в области  охраны окружающей среды, предъявляемые  к технологическим процессам  и соответствующим методам контроля. Требования в области охраны  
окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам, могут также содержаться в технических регламентах. Согласно ст. 16 Закона «О техническом нормировании и стандартизации» технические регламенты должны содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться: правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов. Требования, содержащиеся в технических регламентах, в соответствии с Законом «О техническом нормировании и стандартизации» могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.

Требования в области  охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим  процессам могут также содержаться  и в технических нормативных  правовых актах, принятых с целью  обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в соответствии с Законом  Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом  благополучии населения». Такие технические  нормативные правовые акты принимаются  в форме санитарных правил и норм (СанПиН). [9, с. 141]

Требования в области  охраны окружающей среды могут также  содержаться и в технических  нормативных правовых актах, принятых в развитие градостроительного законодательства, основу которого составляет Закон  Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Важнейшей частью градостроительного законодательства являются строительные нормы и правила (СНиП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормы международного права как источники экологического права

 

Природа не признает государственных и административных границ и усилия одного государства  не могут предотвратить глобального  загрязнения окружающей среды, экологических  кризисов  и дать ощутимые результаты в данной области. Для решения  экологических проблем необходимо сотрудничество всех государств.

К основным международно-правовым источникам в  области охраны окружающей среды  относятся международные договоры, конвенции, соглашения и резолюции  международных организаций в  области охраны окружающей среды  и рационального использования  природных ресурсов. Важнейшее место  в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. [10, с. 175]

В 1992 г. в  Рио-де-Жанейро на конференции ООН  по окружающей среде и развитию правительствами 179 стран мира была принята программа  всемирного сотрудничества по обеспечению  высокого качества окружающей среды, сбалансированного  развития экономики и роста благосостояния людей. Именно на этой встрече на вывшем уровне был утвержден приоритет  сохранения окружающей среды как  важнейшего принципа и фактора устойчивого  развития общества и были определены три центральные взаимосвязанные  экологические проблемы современности:

  • изменение климата;
  • опустынивание и деградация земель;
  • утрата биологического разнообразия.

Для координации  действий стран мирового сообщества  по этим важнейшим направлениям под  эгидой ООН были учреждены три  Конвенции:

  • Рамочная конвенция ООН об изменении климата;
  • Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием / деградацией земель;
  • Конвенция ООН о биологическом разнообразии.

Понятие «конвенция» (от латинского convention – договор, соглашение) означает соглашение или международный договор по каким-либо специальным вопросам. На сегодняшний день в мире учреждено более 20 конвенций, многосторонних договоров и протоколов. Членство в конвенциях налагает на государства-участники определенные обязательства, как организационные, так и финансовые. Поэтому решение вопроса о присоединении к конвенции или протоколу принимается Правительством, Парламентом и Президентом Республики Беларусь после детальной и всесторонней проработки возможных последствий для нашей страны.

Информация о работе Источники экологического права