Лекции по дисциплине "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:48, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

Ekologicheskoe_pravo_Konspekt_lektsy_A_V_Gorel.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев роль юридических фактов в сфере природопользования и природоохраны могут играть презумпции.

Правовая  презумпция - это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом.

Презумпции классифицируются:

по форме  существования - легальные и фактические;

сфере действия - общеправовые и отраслевые;

юридической силе - опровергаемые и неопровергаемые.

Существенным  признаком презумпции является ее предположительный характер, построенный на вероятности развития явления.

К типу такой презумпции в экологическом праве относится  презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая закреплена в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»,

К презумпциям  можно также отнести презумпцию знания экологического закона, презумпцию, что гражданин будет выполнять экологические требования (экологическая добропорядочность).

Юридические фикции - это несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее вследствие этого общеобязательным.

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноя. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
  2. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008, № 425-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.11.2008 г., № 447-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009.
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г., № 366-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009.
  4. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 ноя 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г., № 32-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.09.2009.

Опорный конспект лекции 2

Принципы и  объекты окружающей среды

 

Вопрос1 Здоровье человека, экология, экономика

1.1. Принцип приоритета охраны жизни здоровья человека

1.2.Принцип сочетания экономики и экологии

1.3. Принцип рационального использования природных ресурсов

1.4.Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды и неотвратимости ответственности

1.5. Принцип  устойчивого развития

Вопрос 2  Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

2.1. Международные экологические организации

Вопрос 3 Объекты правовой охраны окружающей среды 

 

Вопрос 1

 

Принципы – это руководящие начала отрасли права, определяющие направленность и основные черты ее развития.

В статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закреплено 23 принципа охраны окружающей среды, на основе которой должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду в Республике Беларусь.

К таковым принципам  относятся:

соблюдения права граждан  на благоприятную окружающую среду  и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

обеспечения благоприятных  условий для жизни и здоровья граждан;

научно обоснованного  сочетания экологических, экономических  и социальных интересов граждан, общества и государства в целях  обеспечения благоприятной окружающей среды;

охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

предупредительного характера  мер по охране окружающей среды и  предотвращению вреда окружающей среде;

государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;

платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

независимости контроля в области охраны окружающей среды;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан;

учета природных и  социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимости воздействия  хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

обязательности участия  в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических  лиц и граждан;

сохранения биологического разнообразия;

обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к  установлению требований в области  охраны окружающей среды к юридическим  лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;

презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

снижения вредного воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования  технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

запрещения хозяйственной  и иной деятельности, которая может  привести к деградации естественных экологических систем, изменению  и (или) уничтожению генетического  фонда объектов растительного и  животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

гласности в работе государственных  органов, общественных объединений  по вопросам охраны окружающей среды  и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;

недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области  охраны окружающей среды и функций  природопользования;

ответственности за нарушение  законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

организации и развития системы образования, воспитания в  области охраны окружающей среды  и формирования экологической культуры;

международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

1.1. Приоритет охраны жизни здоровья человека

В экологическом праве приоритет отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и отрицательных антропогенных воздействий.

В этом плане  осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий. Все остальные, в том числе вышеуказанные принципы, должны работать на охрану здоровья и жизни человека.

Указанный принцип  приобрел конституционный характер. Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в судебном, административном споре, а также может быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит порой на практике.

Поэтому, приоритет человека назван среди основных принципов в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», где первыми принципами предусматриваются:

  • соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
  • обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;

 

1.2. Сочетание экономики и экологии

 

В настоящее время  существует проблема в отношении  возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой или экологических интересов над экономическими. Полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (по мнению проф. В. В. Петрова — это «экологический утопизм»). Однако совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по мнению проф. В. В. Петрова - это был бы «экономический экстремизм»).

Решение вопроса  находится где-то «в середине». В  силу пункта 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закреплен принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

 

1.3. Рациональное использование природных ресурсов

 

Данный принцип  закреплен в пункте 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», который устанавливает охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Длительное  время велась дискуссия - что важней:

рациональное использование природных ресурсов или их экрана от загрязнений,

защита  природной среды.

В определенной степени спор представляется схоластичным: в ходе потребления природных ресурсов следует осуществлять их охрану; лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.

Необходимость сочетания экологии и экономики  должно предполагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, ставящего своими институционными задачами обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания настоящего и будущих поколений.

Рациональное  использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки).

Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. А они наступают в виде исчезновения некоторых видов животных и растений, драматических последствий Чернобыльской катастрофы.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» запрещает разработку и реализацию народно-хозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением естественных высокопродуктивных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды.

В главе 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступлении против экологической безопасности и  природной среды» установлена ответственность за 22 преступления. Предусматриваются различные виды наказаний за экологические преступления: от штрафа до лишения свободы.

 

1.4. Независимость контроля в области охраны окружающей среды и неотвратимость ответственности

Статья 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в качестве принципа предусматривает принцип независимости контроля за охраной окружающей среды.

В силу положений  статьи 86 Закона Республики Беларусь «Об  охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Контроль в области  охраны окружающей среды может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным.

Экологический контроль является одним из важнейших институтов экологического права.

 

Систематичность и перманентность в осуществлении экологического контроля и надзора всех уровней и направлений, как принципы экологического права, важны для повышения эффективности любой сферы деятельности. Однако в области экологии они особенно актуальны ввиду разбросанности, распыленности объектов контроля, множественности контрольных экологических органов, новизны и неразработанности ряда проблем, касающихся средств доказывания и методики подсчета причиненного окружающей среде ущерба.

Информация о работе Лекции по дисциплине "Экологическое право"