Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:48, курс лекций
Работа содержит конспекты лекций по дисциплине "Экологическое право".
В ряде случаев роль юридических фактов в сфере природопользования и природоохраны могут играть презумпции.
Правовая презумпция - это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом.
Презумпции классифицируются:
по форме существования - легальные и фактические;
сфере действия - общеправовые и отраслевые;
юридической силе - опровергаемые и неопровергаемые.
Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер, построенный на вероятности развития явления.
К типу такой презумпции
в экологическом праве
К презумпциям можно также отнести презумпцию знания экологического закона, презумпцию, что гражданин будет выполнять экологические требования (экологическая добропорядочность).
Юридические фикции - это несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее вследствие этого общеобязательным.
Нормативные правовые акты
Опорный конспект лекции 2
Принципы и объекты окружающей среды
Вопрос1 Здоровье человека, экология, экономика
1.1. Принцип приоритета охраны жизни здоровья человека
1.2.Принцип сочетания экономики и экологии
1.3. Принцип рационального использования природных ресурсов
1.4.Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды и неотвратимости ответственности
1.5. Принцип устойчивого развития
Вопрос 2 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
2.1. Международные экологические организации
Вопрос 3 Объекты правовой охраны окружающей среды
Вопрос 1
Принципы – это руководящие начала отрасли права, определяющие направленность и основные черты ее развития.
В статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закреплено 23 принципа охраны окружающей среды, на основе которой должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду в Республике Беларусь.
К таковым принципам относятся:
соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
научно обоснованного
сочетания экологических, экономических
и социальных интересов граждан,
общества и государства в целях
обеспечения благоприятной
охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;
государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
независимости контроля в области охраны окружающей среды;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан;
учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
сохранения биологического разнообразия;
обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;
презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
гласности в работе государственных
органов, общественных объединений
по вопросам охраны окружающей среды
и обеспечения граждан полной,
достоверной и своевременной эк
недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;
ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры;
международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
1.1. Приоритет охраны жизни здоровья человека
В экологическом праве приоритет отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и отрицательных антропогенных воздействий.
В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий. Все остальные, в том числе вышеуказанные принципы, должны работать на охрану здоровья и жизни человека.
Указанный принцип приобрел конституционный характер. Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в судебном, административном споре, а также может быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит порой на практике.
Поэтому, приоритет человека назван среди основных принципов в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», где первыми принципами предусматриваются:
1.2. Сочетание экономики и экологии
В настоящее время существует проблема в отношении возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой или экологических интересов над экономическими. Полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (по мнению проф. В. В. Петрова — это «экологический утопизм»). Однако совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по мнению проф. В. В. Петрова - это был бы «экономический экстремизм»).
Решение вопроса находится где-то «в середине». В силу пункта 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закреплен принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
1.3. Рациональное использование природных ресурсов
Данный принцип закреплен в пункте 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», который устанавливает охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Длительное время велась дискуссия - что важней:
рациональное использование природных ресурсов или их экрана от загрязнений,
защита природной среды.
В определенной степени спор представляется схоластичным: в ходе потребления природных ресурсов следует осуществлять их охрану; лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.
Необходимость сочетания экологии и экономики должно предполагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, ставящего своими институционными задачами обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания настоящего и будущих поколений.
Рациональное
использование природных
Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. А они наступают в виде исчезновения некоторых видов животных и растений, драматических последствий Чернобыльской катастрофы.
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» запрещает разработку и реализацию народно-хозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением естественных высокопродуктивных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды.
В главе 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступлении против экологической безопасности и природной среды» установлена ответственность за 22 преступления. Предусматриваются различные виды наказаний за экологические преступления: от штрафа до лишения свободы.
1.4. Независимость контроля в области охраны окружающей среды и неотвратимость ответственности
Статья 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в качестве принципа предусматривает принцип независимости контроля за охраной окружающей среды.
В силу положений статьи 86 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Контроль в области охраны окружающей среды может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным.
Экологический контроль является одним из важнейших институтов экологического права.
Систематичность и перманентность в осуществлении экологического контроля и надзора всех уровней и направлений, как принципы экологического права, важны для повышения эффективности любой сферы деятельности. Однако в области экологии они особенно актуальны ввиду разбросанности, распыленности объектов контроля, множественности контрольных экологических органов, новизны и неразработанности ряда проблем, касающихся средств доказывания и методики подсчета причиненного окружающей среде ущерба.
Информация о работе Лекции по дисциплине "Экологическое право"