Понятие и содержание экологических правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 04:38, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое право - это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Своей целью экологическое право ставит коструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.

Вложенные файлы: 1 файл

текст эк право.docx

— 36.69 Кб (Скачать файл)

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

 

2 Метод правового регулирования экологических правоотношений.

Методы правового регулирования экологических отношений

Под методом права понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения. В юридической науке выделяют следующие методы: 

–  экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

– императивный (административно-правовой) и диспозитивный (гражданско-правовой);

– историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Императивный метод основан на неравенстве сторон, между участниками правоотношений складываются отношения власти и подчинения. Как правило, одной стороной в отношениях является государственный орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Этот метод проявляется в следующих формах:

- установлении нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных;

- лицензирование  деятельности, связанной с осуществлением  выбросов и сбросов загрязняющих  веществ в окружающую среду;

- установлении обязательности проведения государственной экологической экспертизы;

- в установлении  случаев обязательной экологической  сертификации для обеспечения  экологически безопасной деятельности;

-  установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения.

Диспозитивный метод – метод равенства, участники отношений выступают как равноправные независимые друг от друга субъекты. Диспозитивный метод выражается в применении таких способов как дозволение, т.е. предоставление неограниченного права принимать решение по определенному кругу вопросов; рекомендация, т.е. установление примерных правил, которые субъект может использовать, санкционирование, т.е. установление необходимости утверждения решения субъекта права, принимаемое им самостоятельно.

Большинство отраслей права используют не какой-то один метод, а комбинацию методов и соответствующих способов воздействия на поведение субъектов правоотношений. Это относится и к экологическому праву. Однако экологическому праву свойственно преобладание императивного метода правового регулирования. Диспозитивный метод дополняет его.


 

 

 

 

 
     2. Метод  правового регулирования экологического  права  
 
     Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования: 
     1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:

 

 1) закрепление в  законодательстве элементов экологической  системы страны, экономически и  экологически значимых, использование  либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”) 

 

  2) закрепление в  законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования  природных объектов, контролирующих  сохранность и воспроизводство  экологической системы страны. 

 

   3) закрепление в  законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны. 

 

   4) четкая регламентация  правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. 

 

  5) установление  юридической ответственности за  нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.  
     2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.  
     Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

 

Задача № 1

Завод «Прогресс» без соответствующего оформления права водопользования забирал из реки Быстрая большое количество воды, что привело к обмелению реки и уменьшению ее рыбных запасов. Последнее отрицательно сказалось на хозяйственной деятельности ряда фермерских хозяйств, использующих воду из реки для полива и в качестве питьевой. Фермеры обратились с исками в арбитражный суд.

Какое решение должен вынести суд?

Штраф, административная  ответственность и возмещение вреда причиненного водопользователям и окружающей среде.

 

Задача № 2.

По результатам лесного конкурса предприятию “Малый Исток” было отказано в продлении договора аренды лесного участка, на котором оно проводило лесозаготовительные работы в течение десяти лет.

Предприятие “Малый Исток” обратилось в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства с жалобой на отказ продлить договор аренды участка лесного фонда.

Рассмотрите жалобу.

Ответ

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ  
Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности  
5. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

 

 

 

 

 Заключение  
 
     Экологическое право (право окружающей среды) - составная часть системы права на определенном этапе развития государства. Оно закрепляет и регулирует основные отношения в весьма сложной сфере жизнедеятельности человека на Земле. Эти отношения зависят от воли субъектов, поддаются правовому регулированию и складываются по поводу составных частей экосистемы, их экологических связей и всей совокупности материальных и культурно-исторических объектов, составляющих сферу обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и оптимальное состояние здоровья. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей. К основным функциям экологического права относят:

- Установление экологической правосубьективности

-Установление режима неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер

- Контроль за состоянием окружающей среды и регулирование деятельности по прогнозированию ее состояния

-  Лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах

- Регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов

-  Регулирование ответственности за нарушении естественного состояния окружающей среды.  

 

  Экологическое право как отрасль российского права призвано регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.- М.:Изд. Омега-Л,2011г.

2 Гражданский кодекс РФ. Изд.Эксмо,2013г.

3.      Земельный  кодекс РФ Изд.Эксмо, 2013

4.      Федеральный  закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О  животном мире

         (с   изменениями и дополнениями)

Учебная литература

5. Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, 

        переработанное  и дополненное. М.: Юрист. 2011

6. Желваков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.:

        ЭАО  Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2012.

7. Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. - Система ГАРАНТ,

         2011.

8. Пучинина Т.Г. Основы экологического права. Учебное пособие. –

         Красноярск, - 2011

9.  Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. –

         "Юстицинформ", 2010 г. (Система "Гарант").

10.  Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Т. 1. М., 2010. С. 75.

11.  Судебная практика как источник права. М., 2010. С. 6-7

 


Информация о работе Понятие и содержание экологических правоотношений