Управление качеством окружающей природной среды рациональным природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

При рассмотрении этого важнейшего направления экологической науки необходимо подчеркнуть, что качественное управление окружающей, в том числе и природной среды представляет собой типичную научную дисциплину. Эта прикладная наука, которая на базе фундаментальных экологических и управленческих знаний разрабатывает правильные решения в целях рационального управления и сохранения природой ресурсо- и средовоспроизводящих функций, генофонда, а также охрана и четкий учет невозобновимых природных ресурсов. Охрана природы и качеством ее управления возможна только исключительно на основе экологических знаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие рационального природопользования…………..…………………...4
2. Система управления качеством окружающей природной среды в России...5
2.1 Системный подход к природоохранной политике государства….…...…5
2.2 Органы экологического управления в РФ……………………….……….7
2.3 Мониторинг окружающей природной среды…………………….………9
3. Система органов управления (контроля) природопользованием………….11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.(Конт. работа).docx

— 108.59 Кб (Скачать файл)

Санкт-петербургский  университет управления и экономики

Алтайский институт экономики

Специальность: ”Юриспруденция”

Кафедра гражданско – правовых дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему “Управление качеством окружающей природной среды рациональным природопользованием”

дисциплина: Экологическое право

 

 

Выполнил: студент 4-го курса группы 4531 Р.Ю. Ильиных

Проверил: ____________________

Оценка:  ______________________

Подпись:______________________

 

 

 

Барнаул – 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 
1. Понятие рационального природопользования…………..…………………...4

2. Система управления качеством окружающей природной среды в России...5

   2.1  Системный подход к природоохранной политике государства….…...…5

   2.2  Органы экологического управления в РФ……………………….……….7

   2.3  Мониторинг окружающей природной среды…………………….………9

3. Система органов управления (контроля) природопользованием………….11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

При рассмотрении этого важнейшего направления экологической науки  необходимо подчеркнуть, что качественное управление окружающей, в том числе и природной среды представляет собой типичную научную дисциплину. Эта прикладная наука, которая на базе фундаментальных экологических и управленческих знаний разрабатывает правильные решения в целях рационального управления и сохранения природой ресурсо- и средовоспроизводящих функций, генофонда, а также охрана и четкий учет невозобновимых природных ресурсов. Охрана природы и качеством ее управления возможна только исключительно на основе экологических знаний. Природа — это весь материальный энергетический и информационный мир Вселенной — универсум — совокупность естественных условий существования человеческою общества.

   Понятие управления природопользованием вошло в употребление в России в конце 80-х гг. Управление – это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения её устойчивости. Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных его формах организации и выбранной системе воздействия.

   Цель управления – обеспечение экологически безопасного и устойчивого развития. Характер системы управления определяется, прежде всего, поставленной целью и зависит от особенностей конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует как регионального подхода, так и на федеральном уровне к организации систем управления природопользованием.

 

 

 

 

  1. Понятие рационального природопользования.

   Под понятием «природопользование» понимают научно-техническое направление, которое занимается разработкой теоретических проблем и практических решений в области рациональною использования человеком природных ресурсов: это весьма активная сфера общественно производственной деятельности, направленной на удовлетворение  потребностей человечества в качестве и разнообразии окружающей среды, на улучшение использования собственных ресурсов биосферы. Выделяется, что вполне естественно, два типа природопреобразования: рациональное и нерациональное. Последнее ведет к исчерпанию природных ресурсов, подрыву восстановительных сил биосферы — ее способности к самоподдержанио, снижению оздоровительных и эстетических качеств, т. е. это система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала природы.

   Рациональное природопользование — это система деятельности, которая призвана обеспечить экономное использование природных ресурсов и их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. На рис. 1 показаны основные принципы рационального природопользования — это изучение, охрана, освоение и преобразование (по Ю.К. Ефремову и др., 1981). Природопользование принимает различные формы в зависимости от типов природных ресурсов: исчерпаемых (энергетических, сырьевых, пищевых, генофонда) и ресурсов среды (условия труда, отдыха и здоровья).

Рис. 1 Основные принципы рационального  природопользования

 

  1. Система управления качеством окружающей природной среды в России.

 

2.1 Системный подход к природоохранной политике государства.

 

   Системный подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион).

Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики государства  достаточно ясна - это сохранение природно-ресурсного потенциала и защита природной среды  при удовлетворении потребностей экономического развития с учетом перспективных  интересов общества и охраны здоровья людей. Однако провозгласить эту  цель недостаточно. Необходима специальная  структура целеполагания, раскрывающая способ достижения этой цели и включающая определение:

  •    состава подлежащих решению задач (что делать?);
  •    научно-технического и производственного потенциала, необходимого для их решения (кому и при помощи чего делать?);
  •    критериев эффективности, с помощью которых осуществляется выбор путей достижения цели и способа использования имеющегося потенциала (как делать?).

   Для того чтобы эта программа не осталась "декларацией благих намерений", необходимо подкрепить ее инструментами реализации (второй элемент). К числу этих элементов относятся:

  •    нормативно-правовые (законы, постановления органов государственной власти и управления, стандарты, договоры);
  •    экономические (бюджетные ассигнования, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, налоги, льготы по ним, система финансирования природоохранной деятельности через внебюджетные и благотворительные фонды, система премирования);
  •    информационные (прогресс в знаниях, информационное обеспечение), обеспечивающее объективное и современное информирование о готовых к внедрению ресурсосберегающих технологиях, об имеющихся отходах и возможностях их использования, содействие научному обмену и переносу знаний между различными видами деятельности;
  •    социально-психологические (образование, воспитание, возрождение традиций, развитие культуры).

   Третьим элементом природоохранной политики является учет особенностей различных системных уровней, на которых реализуется эта политика. Этими уровнями являются: личность, предприятие как основной субъект хозяйственной деятельности, город как территориальная социально-экономическая система, регион (экономический район, область).

 

2.2 Органы экологического управления в РФ.

 

   На государственном (федеральном) уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

   Госкомэкологии РФ являлся (до мая 2000 г.) центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационную и воспитательную функции, руководил заповедным фондом, участвовал в международном экономическом сотрудничестве.

   Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций.

   Важнейшая задача - ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, возложена на МЧС России.

   Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр - Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.

   На региональном уровне управления охраной ОПС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, территориальными органами указанных выше уполномоченных ведомств.

   На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы.

   Указом президента РФ от 17.05.2000 г. и соответствующего Постановления Правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов России. Особенностью преобразования ныне структурных природоохранных органов страны является переход на трехзвенную систему управления:

  • федеральный уровень управления;
  • управление по семи федеральным округам;
  • управление по субъектам РФ (краям, областям и т.д.).

   В августе 2000 г. завершилось формирование природоохранных органов в составе МПР РФ: создан Департамент окружающей среды и экологической безопасности, часть функций (научно-техническое обеспечение, правовые вопросы, финансовое обеспечение, хозяйственная деятельность) передана в объединенные департаменты Министерства. Создано самостоятельное управление государственной экологической экспертизы, осуществлено формирование объединенных комитетов природных ресурсов во всех субъектах РФ, куда вошли также органы бывшей Лесной службы и бывшего Госкомэкологии РФ. Заканчивается формирование департаментов природных ресурсов, в которых полностью отражена новая природоохранная составляющая деятельности министерства. Ожидается, что указанное министерство будет иметь новое название: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В проекте Федерального закона "Об охране окружающей природной среды в РФ" определяется единственный уполномоченный федеральный природоохранный орган.

 

2.3 Мониторинг окружающей природной среды.

 

   Согласно закону РФ "о гидрометеорологической службе" (1998 г.), мониторинг ОПС - долгосрочное наблюдение за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, оценка и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения.

Виды мониторинга:

  1.    локальный мониторинг обычно ведут применительно к отдельным объектам, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям;
  2.    региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который обычно отличается по природным условиям от соседнего;
  3.    импактный мониторинг - разновидность локального мониторинга, осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах;
  4.    глобальный мониторинг проводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, изменении климата, состоянии озонового экрана;
  5.    наземный мониторинг проводится для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами;
  6.    авиационный мониторинг ориентирован на региональные или локальные явления;
  7.    космический мониторинг позволяет составить представление об отдельных изменениях в биосфере, которые при других методах не выявляются.

   Единая государственная система экологического мониторинга РФ создана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами и т.д. Руководит проведением государственного мониторинга МПР РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.

   Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие подсистемы:

  • слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах;
  • слежения за загрязнением почв;
  • слежения за загрязнением пресных и морских вод;
  • слежения за межгосударственным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
  • слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова;
  • слежения за фоновым загрязнением атмосферы;
  • комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.

Информация о работе Управление качеством окружающей природной среды рациональным природопользованием