Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:28, контрольная работа
При рассмотрении этого важнейшего направления экологической науки необходимо подчеркнуть, что качественное управление окружающей, в том числе и природной среды представляет собой типичную научную дисциплину. Эта прикладная наука, которая на базе фундаментальных экологических и управленческих знаний разрабатывает правильные решения в целях рационального управления и сохранения природой ресурсо- и средовоспроизводящих функций, генофонда, а также охрана и четкий учет невозобновимых природных ресурсов. Охрана природы и качеством ее управления возможна только исключительно на основе экологических знаний.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие рационального природопользования…………..…………………...4
2. Система управления качеством окружающей природной среды в России...5
2.1 Системный подход к природоохранной политике государства….…...…5
2.2 Органы экологического управления в РФ……………………….……….7
2.3 Мониторинг окружающей природной среды…………………….………9
3. Система органов управления (контроля) природопользованием………….11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17
Санкт-петербургский университет управления и экономики
Алтайский институт экономики
Специальность: ”Юриспруденция”
Кафедра гражданско – правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему “Управление качеством окружающей природной среды рациональным природопользованием”
дисциплина: Экологическое право
Выполнил: студент 4-го курса группы 4531 Р.Ю. Ильиных
Проверил: ____________________
Оценка: ______________________
Подпись:______________________
Барнаул – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие рационального природопользования…………..………………
2. Система управления качеством окружающей природной среды в России...5
2.1 Системный подход к природоохранной политике государства….…...…5
2.2 Органы экологического управления в РФ……………………….……….7
2.3 Мониторинг окружающей природной среды…………………….………9
3. Система органов управления (контроля) природопользованием………….11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
При рассмотрении этого важнейшего
направления экологической
Понятие управления природопользованием вошло в употребление в России в конце 80-х гг. Управление – это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения её устойчивости. Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных его формах организации и выбранной системе воздействия.
Цель управления – обеспечение экологически безопасного и устойчивого развития. Характер системы управления определяется, прежде всего, поставленной целью и зависит от особенностей конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует как регионального подхода, так и на федеральном уровне к организации систем управления природопользованием.
Под понятием «природопользование» понимают научно-техническое направление, которое занимается разработкой теоретических проблем и практических решений в области рациональною использования человеком природных ресурсов: это весьма активная сфера общественно производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества в качестве и разнообразии окружающей среды, на улучшение использования собственных ресурсов биосферы. Выделяется, что вполне естественно, два типа природопреобразования: рациональное и нерациональное. Последнее ведет к исчерпанию природных ресурсов, подрыву восстановительных сил биосферы — ее способности к самоподдержанио, снижению оздоровительных и эстетических качеств, т. е. это система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала природы.
Рациональное природопользование — это система деятельности, которая призвана обеспечить экономное использование природных ресурсов и их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. На рис. 1 показаны основные принципы рационального природопользования — это изучение, охрана, освоение и преобразование (по Ю.К. Ефремову и др., 1981). Природопользование принимает различные формы в зависимости от типов природных ресурсов: исчерпаемых (энергетических, сырьевых, пищевых, генофонда) и ресурсов среды (условия труда, отдыха и здоровья).
Рис. 1 Основные принципы рационального природопользования
2.1 Системный подход к природоохранной политике государства.
Системный подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион).
Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики государства достаточно ясна - это сохранение природно-ресурсного потенциала и защита природной среды при удовлетворении потребностей экономического развития с учетом перспективных интересов общества и охраны здоровья людей. Однако провозгласить эту цель недостаточно. Необходима специальная структура целеполагания, раскрывающая способ достижения этой цели и включающая определение:
Для того чтобы эта программа не осталась "декларацией благих намерений", необходимо подкрепить ее инструментами реализации (второй элемент). К числу этих элементов относятся:
Третьим элементом природоохранной политики является учет особенностей различных системных уровней, на которых реализуется эта политика. Этими уровнями являются: личность, предприятие как основной субъект хозяйственной деятельности, город как территориальная социально-экономическая система, регион (экономический район, область).
2.2 Органы экологического управления в РФ.
На государственном (федеральном) уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Госкомэкологии РФ являлся (до мая 2000 г.) центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационную и воспитательную функции, руководил заповедным фондом, участвовал в международном экономическом сотрудничестве.
Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций.
Важнейшая задача - ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, возложена на МЧС России.
Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр - Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.
На региональном уровне управления охраной ОПС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, территориальными органами указанных выше уполномоченных ведомств.
На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы.
Указом президента РФ от 17.05.2000 г. и соответствующего Постановления Правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов России. Особенностью преобразования ныне структурных природоохранных органов страны является переход на трехзвенную систему управления:
В августе 2000 г. завершилось формирование природоохранных органов в составе МПР РФ: создан Департамент окружающей среды и экологической безопасности, часть функций (научно-техническое обеспечение, правовые вопросы, финансовое обеспечение, хозяйственная деятельность) передана в объединенные департаменты Министерства. Создано самостоятельное управление государственной экологической экспертизы, осуществлено формирование объединенных комитетов природных ресурсов во всех субъектах РФ, куда вошли также органы бывшей Лесной службы и бывшего Госкомэкологии РФ. Заканчивается формирование департаментов природных ресурсов, в которых полностью отражена новая природоохранная составляющая деятельности министерства. Ожидается, что указанное министерство будет иметь новое название: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В проекте Федерального закона "Об охране окружающей природной среды в РФ" определяется единственный уполномоченный федеральный природоохранный орган.
2.3 Мониторинг окружающей природной среды.
Согласно закону РФ "о гидрометеорологической службе" (1998 г.), мониторинг ОПС - долгосрочное наблюдение за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, оценка и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения.
Виды мониторинга:
Единая государственная система экологического мониторинга РФ создана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами и т.д. Руководит проведением государственного мониторинга МПР РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.
Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие подсистемы:
Информация о работе Управление качеством окружающей природной среды рациональным природопользованием