Управление качеством окружающей природной среды рациональным природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

При рассмотрении этого важнейшего направления экологической науки необходимо подчеркнуть, что качественное управление окружающей, в том числе и природной среды представляет собой типичную научную дисциплину. Эта прикладная наука, которая на базе фундаментальных экологических и управленческих знаний разрабатывает правильные решения в целях рационального управления и сохранения природой ресурсо- и средовоспроизводящих функций, генофонда, а также охрана и четкий учет невозобновимых природных ресурсов. Охрана природы и качеством ее управления возможна только исключительно на основе экологических знаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие рационального природопользования…………..…………………...4
2. Система управления качеством окружающей природной среды в России...5
2.1 Системный подход к природоохранной политике государства….…...…5
2.2 Органы экологического управления в РФ……………………….……….7
2.3 Мониторинг окружающей природной среды…………………….………9
3. Система органов управления (контроля) природопользованием………….11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.(Конт. работа).docx

— 108.59 Кб (Скачать файл)

   При этом выполняются три вида работ:

  • режимные наблюдения;
  • оперативные работы;
  • специальные работы.

   В результате сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных, которым пользуются соответствующие органы в процессе принятия решений.

 

  1. Система органов управления (контроля) природопользованием.

 

   В России, согласно утверждающимся демократическим подходам, система органов экологического контроля и управления базируется на таком важнейшем принципе, как разделение властей. На федеральном уровне представлены все четыре ветви власти – президентская, законодательная, исполнительная, а также судебная (рис. 2). Сходные принципы демократического управления реализуются и в субъектах Российской Федерации, но с той лишь разницей, что высшими должностными лицами таковых являются губернаторы, а во входящих в состав РФ республиках – президенты соответствующих республиканских формирований.

   К числу полномочий президентской ветви власти относится выработка исходных принципов общенациональной экологической политики, а также правового обеспечения охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии с действующей в России Конституцией Президент не только обладает правом на законодательную инициативу, но и утверждает (или отклоняет) принимаемые депутатами законы, после чего они вступают (или не вступают) в силу, а также имеет право на подготовку собственных указов. В составе президентской ветви власти функционирует Совет Безопасности РФ, а в его рамках – Межведомственная комиссия по экологической безопасности, которая готовит предложения по решению принципиальных вопросов охраны окружающей среды и природопользования.

   В их числе вопросы, связанные с предотвращением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, характеризующихся особо тяжелыми экологическими последствиями, в том числе на море и в водных бассейнах России, с безопасным размещением радиоактивных отходов, обеспечением выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных конвенций и договоров и др.

Законодательная (представительная) ветвь власти представлена в России двухпалатным парламентом – Федеральным Собранием, которое готовит и принимает природоохранное законодательство. Законодатели участвуют в регулировании природопользования и охраны окружающей среды также посредством включения экологических норм в хозяйственное, уголовное и административное законодательство, в том числе в Гражданский, Уголовный и другие кодексы. Существенное воздействие на охрану окружающей среды и обеспечение устойчивого природопользования оказывает принимаемый обеими палатами парламента Государственный бюджет. Непосредственное значение при этом имеют структура его доходов и расходов, налоговая база, в том числе экологические и ресурсные налоги, перечень включаемых в состав бюджета федеральных экологических программ, условия и уровень финансирования системы органов власти и управления в области природопользования и охраны окружающей среды и т.д.

   Участвуя в законодательном процессе и процессе нормотворчества, депутаты отражают разнообразные предпочтения избирателей в отношении конкретного набора общественных благ, включая экологические. Итогом этой деятельности и является реально реализуемая общенациональная экологическая политика, отражающая баланс интересов различных социальных слоев, общественно-политических и хозяйственных структур, их представления о степени приоритетности общественных проблем, а также подкрепления соответствующей правовой базой и материально-финансовыми ресурсами. 
 
Исполнительная ветвь власти представлена специализированными органами государственного экологического контроля и управления, входящими в состав Правительства РФ. Деятельность каждого из федеральных органов исполнительной власти определяется специальным Положением, которое устанавливает:

  •    функции и задачи соответствующего федерального органа в конкретной области охраны окружающей среды и обеспечения экологически безопасного и устойчивого природопользования;
  •    порядок его взаимодействия с другими ведомствами;
  •    внутреннюю (как правило, территориальную) структуру.

   В механизме регулирования природопользования и экологической безопасности участвуют и ряд федеральных ведомств общей компетенции. В их числе – Госстандарт РФ, Госкомстат РФ (информационно-статистическое обеспечение наряду с другими ведомствами экологического управления), Государственный Таможенный Комитет (ГТК) РФ (контроль за соблюдением требований международных договоров и экологической безопасности при пересечении грузами государственной границы), Министерство Внутренних Дел РФ (контроль за соблюдением мер пожароопасности – Управление пожарной охраны).

   На федеральном уровне систему специально уполномоченных органов власти и управления природопользованием и экологической безопасностью можно разбить на три взаимосвязанных звена (рис. 2). Далее приведен анализ ведомств, выполняющих комплексно-координирующие функции.

 
Рис. 2. Организационная система управления охраной окружающей среды и природопользованием.

 

 

Заключение

И в заключение, после  рассмотрения всех вопросов по данной теме, нужно перечислить основные условия, необходимые для успешного  применения методов управления природопользованием.

1.    Макроэкономическая и политическая. Для нейтрализации возможных негативных процессов, сопровождающих переход к рыночной экономике, включая частичную потерю управляемости в ряде областей, необходимо развитие демократии и самодеятельности гражданского общества.

2.   Наличие четкой и развитой законодательной базы и дееспособной институциональной системы, включая четкость и определенность имущественных прав на природные ресурсы и другое движимое и недвижимое имущество, а также эффективный механизм их защиты. Данная предпосылка имеет в свою очередь ключевое значение для преодоления множественности и несогласованности федеральных и региональных экологических планов и программ, их ориентации на краткосрочные в ущерб долговременным интересам и целям, нейтрализации негативных проявлений политического лоббирования узких корпоративных интересов под видом приоритетных общенациональных экологических проблем.

3.   Активный поиск внутренних и внешних источников финансирования. Многие страны, такие как Китай, Индонезия, Япония, Корея и Польша создали специальные фонды для накопления поступления от налогов, штрафов и санкций за загрязнение окружающей природной среды, а также добровольных пожертвований на осуществление таких программ.

4. Акцент в ходе реализации планов и программ в области охраны окружающей среды на применение рыночных экономических инструментов, стимулирующих развитие экологически чистого и ресурсосберегающего производства, создающих благоприятные условия для добровольных, гибких и инновационных мер, а также обеспечивающих более широкое участие и ответственность всех слоев населения.

5. Давление общественности, всех потенциально заинтересованных  групп, активная поддержка и  участие населения. 

6. Обеспечение доступа  населения и научной общественности  к информации о состоянии окружающей природной среды, уровне экологической безопасности производства и потребления, а также к информации о принимаемых представительными и исполнительными органами социально-экологических решениях. 

Список использованной литературы:

1.   Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2004.

2.  Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Вильчинская О.В., Корчагина А.В., Учебник: «Основы природопользования» экологические, экономические и правовые аспекты , Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

3.   Пьльнева Т.Г. Природопользование: Учебное пособие / ВЗФЭИ – М.: Финстатинформ, 1997.

4.   Ерофеев Б.В. Экологическое право // М., 1998.

5.   Экологическое законодательство Российской Федерации. В 2 т.  // под ред. Н.Д. Сорокина, Е.Л. Титовой. СПб., 2000. 

6.   Яндыганов П.Я., Яндыганов П.Я. Управление природопользованием в регионе; теория, методы, практика //Екатеринбург, 1999.

7.    Ссылка на интернет ресурс http://kurs.ido.tpu.ru/courses/eco/tema_10.htm.

 


Информация о работе Управление качеством окружающей природной среды рациональным природопользованием