Шпаргалка по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 88.38 Кб (Скачать файл)

15. Экологическая информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации в населенном пункте. 
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа  
• на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;  
• на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных  
Экологическую информацию формируют многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные, исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации, которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы, службы соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за факторами воздействия на окружающую среду. Это многочисленные научно-исследовательские организации — институты, станции и пр. Кроме того, сбором и анализом экологической информации занимаются и проектировщики, поскольку, например, без знания характеристик геологической среды невозможно спроектировать прочное сооружение. Эта же информация оказывается и в распоряжении заказчиков проектной документации — государственных организаций или коммерческих компаний. Также сбором экологической информации и ее распространением занимаются международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды и общественные экологические организации. Одним из важнейших понятий, связанных с экологической информацией, ее получением, является экологический мониторинг . В функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами, входит целый ряд видов мониторинга: от мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды до социально-гигиенического мониторинга.

17. Экологический мониторинг – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Виды мониторинга:

– в зависимости от масштабов системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный;

– от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный;

– от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический;

– мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия:

1) мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов;

2) государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов.

Цели государственного экологического мониторинга:

– наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;

– наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду;

– обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Субъекты экологического мониторинга – органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные организации.

Объекты экологического мониторинга – это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий;

18. Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).

В зависимости  от порядка организации и проведения экологическая экспертиза делится на два вида: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами.

Общественная  экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы.

Проведение  государственной экологической  экспертизы является обязательным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:

- специально  уполномоченный государственный  орган, организующий проведение  экспертизы (орган системы Госкомэкологии России);

- экспертная  комиссия (эксперты), формируемая специально  уполномоченным органом по проведению экспертизы;

- заказчик  документации, подлежащей экспертизе, - предприятие, организация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза.

Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяйственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окружающую природную среду, а также ее результаты.

Так, обязательной государственной экологической  экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

- проекты  правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;

- проекты  комплексных и целевых федеральных  программ;

- проекты  генеральных планов развития  территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования;

- проекты  схем развития отраслей народного  хозяйства;

- проекты  генеральных схем расселения, природопользования  и территориальной организации производительных сил РФ;

- проекты  инвестиционных программ;

- проекты  комплексных схем охраны природы;

- технико-экономические  обоснования и проекты строительства,  реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности;

- проекты  международных договоров;

- договоры, предусматривающие использование  природных ресурсов;

- материалы  обоснования лицензий на осуществление  деятельности, способной оказывать  воздействие на окружающую природную  среду;

- проекты  технической документации на  новые технику, технологию, материалы,  вещества, сертифицируемые товары  и услуги;

- проекты  схем охраны и использования  водных, лесных, земельных и других  природных ресурсов, создания особо  охраняемых природных территорий;

- иные виды  документации.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции  потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной  экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности  оценки воздействия на окружающую  природную среду хозяйственной  и иной деятельности и его  последствий;

- обязательности  учета требований экологической  безопасности при проведении  экологической экспертизы;

- достоверности  и полноты информации, представляемой  на экологическую экспертизу;

- независимости  экспертов при осуществлении  ими своих полномочий;

- научной  обоснованности, объективности и  законности заключений экологической  экспертизы;

- гласности,  участия общественных организаций,  учета общественного мнения;

- ответственности  участников экологической экспертизы  и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Стадии  экспертного процесса подробно урегулированы  законодательством. Его результатом становится заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экологической экспертизы.

20. Экономический механизм охраны окружающей природной среды выражается в том, что наряду с административно-правовыми средствами воздействия в него включаются экономические средства и методы, которые стимулируют субъектов природопользования к рациональному и бережному отношению к природе. Для решения данной задачи определено следующее:

  1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;
  3. установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  4. предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  5. возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Целью механизма  финансирования природопользования является развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования данной на природоохранные цели: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты.

Помимо основных источников финансирования, существуют и внебюджетные дополнительные источники поступления  денежных средств на природоохранные  цели. Ими являются внебюджетные экологические  фонды. Собственные средства для  финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды вправе использовать отдельные предприятия, учреждения и организации.

Указанным субъектам Закон  предоставляет право на формирование собственных экологических фондов за счет:

  1. амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям и объектам;
  2. поступлений по искам в счет возмещения ущерба предприятию в результате нарушения природоохранных требований другими предприятиями;
  3. за несвоевременный ввод в действие и низкое качество природоохранных объектов по вине подрядных организаций;
  4. целевых банковских кредитов на природоохранные цели и др.

Экологическое страхование как элемент экономического механизма охраны природной среды – способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, которые создаются страхователями.

Формы экологического страхования: обязательное; добровольное.

26. Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его профессиональных обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду, а также за нарушение экологического законодательства. К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможны и иные дисциплинарные взыскания, такие как депремирование, понижение в должности и др. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы.

Объектом дисциплинарных правонарушений выступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном или правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическое право"