Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".
15. Экологическая информация — это сведения о лицах,
предметах, фактах, событиях, явлениях
и процессах, имеющих значение для охраны
окружающей среды, обеспечения экологической
безопасности, охраны здоровья граждан
и так далее, независимо от формы их предоставления,
освещение экологической ситуации в населенном
пункте.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное
сообщение экологической информации лицами,
обязанными сообщать такую информацию,
— влечет наложение административного
штрафа
• на граждан в размере от пяти до десяти
минимальных размеров оплаты труда;
• на должностных лиц — от десяти до двадцати
минимальных
Экологическую информацию формируют многочисленные
и разнообразные организации. Это законодательные,
исполнительные органы власти РФ и аналогичные
органы в субъектах федерации, которые
издают различные нормативные акты, принимают
планы и программы, службы соответствующих
министерств и ведомств, которые ведут
те или иные наблюдения за состоянием
окружающей среды, здоровьем людей, а также
за факторами воздействия на окружающую
среду. Это многочисленные научно-исследовательские
организации — институты, станции и пр.
Кроме того, сбором и анализом экологической
информации занимаются и проектировщики,
поскольку, например, без знания характеристик
геологической среды невозможно спроектировать
прочное сооружение. Эта же информация
оказывается и в распоряжении заказчиков
проектной документации — государственных
организаций или коммерческих компаний.
Также сбором экологической информации
и ее распространением занимаются международные
организации, координирующие деятельность
по охране окружающей среды и общественные
экологические организации. Одним из важнейших
понятий, связанных с экологической информацией,
ее получением, является экологический мониторинг . В функции различных
российских ведомств, определенные нормативными
документами, входит целый ряд видов мониторинга:
от мониторинга состояния и загрязнения
окружающей среды до социально-гигиенического
мониторинга.
17. Экологический мониторинг – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
Виды мониторинга:
– в зависимости от масштабов системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный;
– от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный;
– от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический;
– мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия:
1) мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов;
2) государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов.
Цели государственного экологического мониторинга:
– наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;
– наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду;
– обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Субъекты экологического мониторинга – органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные организации.
Объекты экологического мониторинга – это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий;
18. Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).
В зависимости
от порядка организации и
Государственная
экологическая экспертиза орган
Общественная
экологическая экспертиза орган
Проведение государственной экологической экспертизы является обязательным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.
Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:
- специально
уполномоченный
- экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномоченным органом по проведению экспертизы;
- заказчик документации, подлежащей экспертизе, - предприятие, организация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза.
Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяйственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окружающую природную среду, а также ее результаты.
Так, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
- проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;
- проекты
комплексных и целевых
- проекты
генеральных планов развития
территорий свободных
- проекты
схем развития отраслей
- проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;
- проекты инвестиционных программ;
- проекты
комплексных схем охраны
- технико-экономические
обоснования и проекты
- проекты международных договоров;
- договоры,
предусматривающие
- материалы
обоснования лицензий на
- проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги;
- проекты
схем охраны и использования
водных, лесных, земельных и других
природных ресурсов, создания особо
охраняемых природных
- иные виды документации.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции
потенциальной экологической
-
обязательности проведения
- комплексности
оценки воздействия на
- обязательности
учета требований
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
- научной
обоснованности, объективности и
законности заключений
- гласности,
участия общественных
- ответственности
участников экологической
Стадии экспертного процесса подробно урегулированы законодательством. Его результатом становится заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экологической экспертизы.
20. Экономический механизм охраны окружающей природной среды выражается в том, что наряду с административно-правовыми средствами воздействия в него включаются экономические средства и методы, которые стимулируют субъектов природопользования к рациональному и бережному отношению к природе. Для решения данной задачи определено следующее:
Целью механизма финансирования природопользования является развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования данной на природоохранные цели: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты.
Помимо основных источников финансирования, существуют и внебюджетные дополнительные источники поступления денежных средств на природоохранные цели. Ими являются внебюджетные экологические фонды. Собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды вправе использовать отдельные предприятия, учреждения и организации.
Указанным субъектам Закон
предоставляет право на формирование
собственных экологических
Экологическое страхование как элемент экономического механизма охраны природной среды – способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, которые создаются страхователями.
Формы экологического страхования: обязательное; добровольное.
26. Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его профессиональных обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду, а также за нарушение экологического законодательства. К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможны и иные дисциплинарные взыскания, такие как депремирование, понижение в должности и др. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы.
Объектом дисциплинарных правонарушений выступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном или правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции.