Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".
Объективная сторона представляет собой деяние, состоящее в нарушении установленных законом и другими нормативно-правовыми актами общих и специальных требований, правил, планов, определяющих организацию и осуществление деятельности руководителя (работника) предприятия, учреждения. В ряде случаев необходимо причинение вреда окружающей среде в результате выполнения должностных функций.
Субъектами дисциплинарной ответственности являются руководители, должностные лица и работники предприятий, организаций, учреждений. Для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности (невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающее из трудовой функции или должностного положения) государственный инспектор в области охраны окружающей природной среды направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу, если виновным является руководитель) представление о наложения на виновных определенного вида дисциплинарного взыскания. В таком представлении излагаются конкретные факты экологических правонарушений.
Субъективная сторона – вина в форме умысла, чаще по неосторожности.
Особую опасность представляют
дисциплинарные экологические правонарушения,
совершенные в сфере
27. Административная ответственность предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Данная ответственность выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии на пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, связанной с экологопользованием, с одновременным возмещением вреда, причиненного окружающей среде.
Административная
Административная
– ответственность может наступить только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;
– субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законодательством ответственны за административные проступки;
– ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;
– применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дел и т. д.);
– применяются только предусмотренные законом взыскания, возможно освобождение от них при малозначительности проступка;
– предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц;
– наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.
Экологические проступки в
зависимости от обстоятельств рассматриваются:
28. Уголовная ответственность – это наиболее строгий вид юридической ответственности, учитывая санкции, предусмотренные УК РФ в сфере экологопользования.
Уголовная ответственность в сфере природопользования наступает за совершение экологических преступлений, обладающих наивысшей общественной опасностью, предусмотренных уголовным законодательством, в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговорам суда.
Уголовная ответственность предусмотрена за нарушения экологического законодательства в различных сферах человеческой деятельности: при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий, в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в обыденной деятельности граждан, при осуществлении специализированных или опасных работ и т. д.
В настоящее время российским уголовным
законодательством введены
УК РФ расширил перечень наказаний за экологические преступления. Санкции статей гл. 26 предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, а также лишение свободы, лишение права занимать определенные служебные должности.
29. Гражданско-правовая ответственность выступает в форме возмещения причиненного вреда, возникшего из внедоговорных отношений. В данном случае убытки возмещаются по самому факту совершения правонарушения. Гражданско-правовая ответственность обладает двумя признаками, присущими только ей.
Во-первых, это положение о том,
что гражданско-правовая ответственность
может наступить и при
Во-вторых, гражданско-правовая ответственность может наступить и за правомерно совершаемые деяния (например, если вред окружающей среде будет причинен в результате крайней необходимости, то, хотя сами действия и были правомерными, однако вред тем не менее подлежит возмещению потерпевшим).
Основания, порядок и условия ответственности за совершение гражданско-правовых экологических правонарушений определяются гражданским законодательством РФ.
Возмещение вреда может
Суммы ущерба, взысканного по решению суда (арбитражного суда), передаются потерпевшей стороне (гражданину, субъекту хозяйственной деятельности) для принятия мер по восстановлению потерь или в экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании..
Гражданско-правовая ответственность является эффективным средством борьбы с экологическими правонарушениями. Неотвратимая имущественная ответственность за нарушение правовых норм необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.
30. Материальная ответственность
за экологические правонарушения - это имущественная ответственность
в соответствии с трудовым (а не гражданским)
законодательством должностных лиц и
иных работников, по вине которых предприятие,
учреждение, организация понесли расходы
по возмещению вреда, причиненного экологическим
правонарушением.
Эта ответственность носит регрессивный
характер и имеет целью возмещение предприятиям,
учреждениям и организациям понесенных
имущественных потерь по вине неправомерных
действий их работников.
Трудовое законодательство подробно регламентирует
порядок и условия материальной ответственности
рабочих и служащих. Ее размеры лимитируются
как правило, определенной частью заработка,
тогда как имущественная ответственность
по ГК возмещается обычно в полном объеме,
включая упущенную выгоду.
Рабочий или служащий, причинивший ущерб
предприятию, учреждению, организации,
может добровольно возместить его полностью
или частично. С согласия администрации
он вправе передать для возмещения ущерба
равноценное имущество или исправить
повреждение.
По действующему законодательству рабочие
и служащие несут материальную ответственность
в размере действительного ущерба, но
не свыше среднего месячного заработка.
Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены
статьей 121 КЗоТ:
31. Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.
· Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
o ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
o ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
o ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
o ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
o ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
· Несомненную значимость для регулирования
земельных правоотношений представляют
собой также положения
o о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
o об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.
· Разграничив компетенцию
o установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
o установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
o государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
o установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
o изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
o разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;
o управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);
o иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.
· Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:
o по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
o по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
o по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
o иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
· Наконец, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельный кодекс (ст. 11) относит:
o изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
o установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
o разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
o управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
o иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Наибольшие полномочия в области
земельных отношений
Принятие субъектами Российской Федерации
законов и иных нормативных правовых
актов, содержащих дополнительные правила
и ограничения оборота
Важной составляющей земельного законодательства Российской Федерации являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.
33. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ.