Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:15, контрольная работа
В современном обществе идет активное развитие и возрастания уровня техники и промышленности, но со временем происходит износ, практически без тенденций к обновлению, что приводит к ухудшению экологической обстановки в стране и к кризису управления указанной сферой общественных отношений. В условиях возрастающего в последние несколько лет интереса к информационным правам граждан, и в связи с актуальностью экологических проблем как в рамках отдельно взятой страны, так и в мире в целом, возникла необходимость появления такого термина как «экологическая информация
Экологическая информация: понятие, виды, режим, защита.
В современном обществе идет активное развитие и возрастания уровня техники и промышленности, но со временем происходит износ, практически без тенденций к обновлению, что приводит к ухудшению экологической обстановки в стране и к кризису управления указанной сферой общественных отношений. В условиях возрастающего в последние несколько лет интереса к информационным правам граждан, и в связи с актуальностью экологических проблем как в рамках отдельно взятой страны, так и в мире в целом, возникла необходимость появления такого термина как «экологическая информация».
Экологическая информация — любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того - о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды.
Сокрытие, умышленное
искажение или несвоевременное
сообщение экологической
• на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
• на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
Экологическую информацию формируют многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные, исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации, которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы, службы соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за факторами воздействия на окружающую среду. Это многочисленные научно-исследовательские организации — институты, станции и пр. Кроме того, сбором и анализом экологической информации занимаются и проектировщики, поскольку, например, без знания характеристик геологической среды невозможно спроектировать прочное сооружение. Эта же информация оказывается и в распоряжении заказчиков проектной документации — государственных организаций или коммерческих компаний. Также сбором экологической информации и ее распространением занимаются международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды и общественные экологические организации.
Одним из важнейших понятий, связанных с экологической информацией, ее получением, является экологический мониторинг. В функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами, входит целый ряд видов мониторинга: от мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды до социально-гигиенического мониторинга.
Виды экологической информации: экологическая информация подразделяется на общедоступную и специальную.
1. Общедоступной экологической информацией является вся экологическая информация, за исключением отнесенной к специальной экологической информации.
2. Специальной экологической информацией являются данные отражающие специфику деятельности отдельных центральных отраслевых органов публичного управления, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности.
Порядок получения экологической информации по планируемым к реализации проектам и объектам хозяйственной деятельности определяется законом “Об экологической экспертизе” (“Об экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду”).
Между тем, отметим тот факт, что экологическая информация не должна сводиться к «информации о состоянии окружающей природной среды», будь то сведения о концентрации в воздухе загрязняющих веществ или о численности популяции животных.
На практике анализировать или пытаться решить экологические проблемы бессмысленно, не затрагивая их причин. Таковыми, как правило, являются различные факторы воздействия, включая и антропогенные, в том числе хозяйственная деятельность человека. Это тем более важно в условиях действия нового Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1] провозгласившего новую концепцию российского природоохранного законодательства путём взятия под правовую охрану антропогенных объектов, в качестве части окружающей среды.
Кроме того, важны и следствия таких проблем, к которым относится не только изменение состояния элементов окружающей среды, но и воздействие на здоровье населения, социально-культурную среду. Именно такие следствия нередко определяют значимость, актуальность экологических проблем.
Юридическое содержание экологической информации должно формироваться исходя из общих понятий, но, кроме того, оно должно отражать специфику предмета - права и экологию. Однако специфика экологии, такова, что сейчас уже нет, наверное, области науки или человеческой деятельности без специального экологического раздела.
Экология превратилась в общеметодологический подход, стала частью современного мировоззрения, частью нашего понимания картины мира. С точки зрения А.В. Яблокова, именно тут заключается неразрешенный конфликт определения той или иной специальной информации как экологической. Также высказывается мнение о том, что никакие созданные правом определения в принципе не могут претендовать на полноту, а важность законодательного закрепления понятия экологической информации, о чем часто говорят в профессиональной среде, в этой связи несколько преувеличивается. В контексте защиты прав граждан нормативное определение было бы, безусловно, полезным, но вряд ли оно может кардинально повлиять на разрешение конфликтных ситуаций вокруг предоставления общественности экологической информации. С такой позицией трудно согласиться, так как, по нашему мнению, именно от юридически грамотного определения в первую очередь зависит степень воплощения в жизнь законодательных предписаний.
Cуществуют несколько видов экологической информации, регулирование которых основано на различных правовых режимах.
Во-первых, собственно экологическая информация в конституционном значении, содержание которой составляет совокупность сведений о состоянии окружающей среды, биологическом состоянии природных объектов, их качественных и количественных изменениях, вызванных нарушениями в экосистемах, другие природные характеристики.
Во-вторых, экологическая
информация в широком понимании,
опосредующая все экологические
отношения (в том числе
Теперь необходимо ответить на вопрос, что собой представляет и из каких элементов состоит экологическая информация? «Экологическая информация» - понятие собирательное и включает в себя большое количество разнообразных и относительно самостоятельных явлений. В целом, это - огромный массив информации.
Итак, экологическая информация это:
- информация о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;
- информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;
- информация, связанная
с деятельностью
- информация, связанная
с контролем за соблюдением
нормативов, стандартов, а также
лицензированием и
- информация об экологических
правонарушениях,
- информация, содержащая прогнозы возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций.
Чтобы сформировать более чёткое представление об экологической информации и сформировать целостную структуру элементов, необходимо обратиться к механизмам её распространения.
Поэтому, теоретическую и практическую ценность имеет разграничение составных элементов экологической информации и носителей, в которых они находят своё отображение.
При этом использование термина «носитель» в данном случае можно считать правомерным, поскольку носители могут быть двух видов – материальные и нематериальные. Следовательно, всё вышеуказанное в полной мере относится к (нематериальным) носителям экологической информации ввиду того, что они обладают свойствами, характеризующими их в качестве объектов, в которых сведения находят своё отображение в абстрактно-мыслительных формах, объединённых в смысловые группы по родовым и видовым признакам.
К носителям экологической информации следует отнести:
1) нормативно-правовые
акты, полностью или частично
имеющие экологическое
2) кадастры природных
ресурсов, экологически важных
объектов и веществ,
3) данные экологического мониторинга;
4) материалы государственного статистического учёта и учёта природных ресурсов (экологического учёта);
5) регистры и реестры
веществ, объектов и сооружений,
имеющих экологическую
6) экологические стандарты для предприятий.
Отметим лишь, что в связи с динамичным развитием общественных отношений и ростом спроса на информационные услуги, данный перечень следует признать открытым.
К этому следует добавить, что средства массовой информации и специализированное экологическое образование являются также носителями экологической информации, только обладают при этом определённой спецификой.
Рассмотрим их подробнее:
1) Нормативно-правовые акты, полностью или частично имеющие экологическое содержание.
Нормативно-правовые акты изначально по своей природе уже являются носителями определенной информации, будучи одновременно тем обязательным фундаментом, той основополагающей базой, на которой держится вся система и к которой, в установленном ею порядке присоединяются необходимые элементы. Поэтому неслучайно среди носителей экологической информации они занимают первое место. Анализ нормативно-правовой базы практически позволяет выявить все остальные носители экологической информации и распределить их по степени значимости. Следует отметить, что только в нормативных актах содержащаяся в них информация обретает правовой смысл, будь то специализированный акт экологического содержания либо акт, в котором содержится лишь одна норма, затрагивающая рассматриваемое явление.
2) Кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления.
Правовое содержание кадастра следует рассматривать как совокупность информационных данных о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления, об их экологической, лечебно-оздоровительной, а также экономической оценке.
Структуру и порядок ведения кадастров определяют государственные органы, поэтому содержащаяся в них информация является официальной.
Исходя из этого, можно выделить несколько видов кадастров, являющихся носителями экологической информации:
- государственный земельный кадастр (Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»);
- государственный градостроительный кадастр (Статья 54 (Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ);
- государственный водный кадастр (Ст. 79 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ [2] );
- государственный лесной кадастр (Ст. 68 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года № 22-ФЗ [3]);
- государственный
кадастр месторождений и
- государственный
кадастр объектов животного
- государственный
кадастр особо охраняемых
- государственный кадастр
отходов (Ст. 20 Федерального закона
от 24июня 1998 года № 89-ФЗ «Об
отходах производства и
Конечным продуктом при ведении государственных кадастров должны быть банки кадастровой информации. Пользователями информации, хранящейся в таких банках данных, могут быть органы управления территориями, администрации городов, областей, краев, республик в составе Российской Федерации и федеральные органы управления.
3) Данные экологического мониторинга.
Исходя из определения, данного в cт. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды», экологический мониторинг следует рассматривать как систему наблюдений и оценки состояния окружающей среды, а также как средство информационного обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации можно выделить следующие виды мониторинга, данные которых служат носителями экологической информации:
1) государственный мониторинг земель (Ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ [8]; Постановление Правительства РФ от 15 июля 1992 года № 491 «О мониторинге земель» [9]);
2) государственный экологический мониторинг состояния внутренних морских вод и территориального моря (Статья 36 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [10]).; мониторинг объектов градостроительной деятельности (Ст. 54 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ); Положение о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в РФ [11]);
Информация о работе Экологическая информация и экологическая преступность