После завершения государственной
экологической экспертизы ответственный
исполнитель.
— подготавливает проект сопроводительного
письма, и в течение пяти дней со дня утверждения
заключения государственной экологической
экспертизы письмо направляется заказчику;
— подготавливает проект письма с
информацией о заключении ГЭЭ
территориальным органам Госкомэкологии
России, органам исполнительной власти
субъектов РФ (территориальные органы
Госкомэкологии РФ направляют информацию
о заключении ГЭЭ в органы местного самоуправления),
— в случае проведения ГЭЭ по поручению
органов государственной власти
готовит проект письма о выполнении
поручения щ органов государственной
власти,
— обеспечивает информирование общественности,
средств массовой информации по их
запросам о результатах проведения
госу-1 дарственной экологической
экспертизы,
— подготавливает проект представления
в банковские организации о приостановлении
(прекращении) финансирования, кредитования
и других финансовых операций в отношении
объектов экологической экспертизы,
не получивших положительного заключения
ГЭЭ;
— оформляет акты приемки выполненных
экспертами работ и оформляет
документы для их оплаты;
— оформляет акт о выполнении
государственной экологической
экспертизы.
Акт о выполнении ГЭЭ является финансовым
документом и сдается в бухгалтерию
Госкомэкологии России или его территориального
органа. Важность этого документа определяется
необходимостью строгой отчетности о
расходовании средств, переведенных заказчиком
на проведение ГЭЭ. В случае неполного
расходования средств на проведение ГЭЭ
остаток возвращается заказчику документации.
Материалы, представленные на ГЭЭ, после
её завершения возвращаются заказчику
с сопроводительным письмом Госкомэкологии
России или его территориального органа,
при этом орган ГЭЭ имеет право оставить
один экземпляр материалов, представленных
на ГЭЭ, в архиве. Материалы ГЭЭ по каждому
объекту сдаются в архив экспертного подразделения
Госкомэкологии России не позднее 15 дней
после её завершения по описи. Срок хранения
документов в архиве устанавливается
руководителем экспертного подразделения.
При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик
вправе обеспечить доработку документации
в соответствии с изложенными в заключении
замечаниями и предложениями и вновь представить
материалы на ГЭЭ. При несогласии заказчика,
общественных организаций и других заинтересованных
лиц с заключением ГЭЭ результаты государственной
экологической экспертизы могут быть
обжалованы в судебном порядке. В данном
случае повторная ГЭЭ проводится по решению
суда (арбитражного суда).
Повторная экспертиза, обычно проводится
экспертной комиссией в первоначальном
(ранее осуществлявшем экспертизу этого
объекта) составе и образованной
тем же органом государственной
экологической экспертизы. Повторная
экспертиза, проводимая по решению
судебных органов, проводится органом
государственной т экспертизы, рекомендованным
в решении суда. После завершения
повторной государственной экологической
экспертизы судебному органу, по решению
которого она проводилась, направляется
заключение государственной экологической
экспертизы. Финансовое обеспечение
повторной ГЭЭ осуществляется заказчиком
в установленном порядке.
В случаях проведения повторной
государственной экологической
экспертизы по поручению судебных органов
решение о компенсации затрат
на проведение ГЭЭ принимается судом.
Экологические требования
Наличие законодательно и административно
закрепленных экологических требований
к размещению, проектированию, строительству,
реконструкции, вводу в эксплуатацию,
собственно эксплуатации, а также
перепрофилированию, модернизации, консервации
и ликвидации предприятий, сооружений
и иных объектов хозяйственной и
другой деятельности обусловливает
необходимость их учета, анализа
правильности выполнения при проведении
экологической экспертизы. Однако на
практике далеко не по всем видам деятельности
эти требования реально учитываются,
что свидетельствует о недостаточном
пока развитии этого экологического
регулятора природопользования. Кроме
учета экологических нормативов
при проведении ЭЭ, а также при
экологическом обосновании хозяйственной
и иной деятельности приходится учитывать
и другие соответствующие требования,
в т.ч. к самой нормативной документации,
к прединвестиционным материалам, к проектной
и градостроительной документации, а также
к материалам лицензий, экологическому
обоснованию техники, технологии и материалов.
Общие экологические требования при
размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции и вводе в эксплуатацию
предприятий, сооружений и иных объектов,
оказывающих прямое или косвенное
неблагоприятное влияние на состояние
ОС, закреплены, в основном, в разделе
VI, а также косвенно — в разделах
ГУ, VII закона РФ «Об охране окружающей
природной среды» [3]. Требования двух последних
разделов должны учитываться одновременно
при экологическом контроле действующих
объектов и при экологической экспертизе
проектов по аналогичным хозяйственным
объектам, а также в случае их размещения
на территории. При размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию предприятий, сооружений
и иных объектов (раздел VI) в промышленности,
сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике,
водном, коммунально-бытовом хозяйстве,
при прокладке линий электропередачи,
связи, трубопроводов, каналов, иных объектов,
оказывающих прямое либо косвенное влияние
на состояние ОС, должны выполняться требования
экологической безопасности и охраны
здоровья населения, предусматриваться
мероприятия по охране природы, рациональному
использованию и воспроизводству природных
ресурсов, оздоровлению окружающей природной
среды. Решение о размещении крупных народнохозяйственных
объектов принимается соответствующими
органами государственной власти Российской
Федерации или субъектов в её составе
на основе заключения государственной
экологической экспертизы. При технико-экономическом
обосновании проекта, проектировании
предприятий, сооружений и иных объектов
должны определяться современный уровень
научно-технического прогресса и предельно
допустимые нагрузки на окружающую природную
среду и предусматриваться надежные и
эффективные меры предупреждения, устранения
загрязнения окружающей природной среды
вредными отходами, их обезвреживание
и утилизация, внедрение ресурсосберегающих,
малоотходных и безотходных технологий
и производств, рациональное использование
и воспроизводстве природных ресурсов,
оздоровление окружающей природной среды.
Технико-экономическое обоснование проектов
и проекты на строительство предприятий,
сооружений и иных объектов проходят государственную,
а при необходимости и общественную экологическую
экспертизу. Проекты, не удовлетворяющие
экологическим требованиям и не прошедшие
ГЭЭ, не подлежат утверждению, а работы
по их реализации не финансируются учреждениями
соответствующих банков.
При строительстве, реконструкции
предприятий, сооружений и иных объектов
должны применяться утвержденные проекты,
имеющие положительное заключение
государственной экологической
экспертизы, в строгом соответствии
с действующими природоохранительными,
санитарными, а также строительными
нормами и правилами [1 и др.]. Нарушение
требований Закона, а также требований
заключения ГЭЭ влечет за собой приостановление
строительных работ до устранения отмеченных
недостатков по предписанию специально
уполномоченных на то государственных
органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды (в
т.ч. ГЭЭ), санитарно-эпидемиологического
надзора (Минздрава РФ) с одновременным
прекращением финансирования этих работ
учреждением соответствующего банка.
Запрещается строительство, реконструкция
объектов до утверждения проекта и отвода
земельного участка в натуре. Не допускается
изменение утвержденного проекта или
стоимости проектных работ в ущерб требованиям
экологической безопасности. При выполнении
строительных работ принимаются меры
по охране природы, рациональному использованию
природных ресурсов, рекультивации земель
и других ресурсов, благоустройству территории
и оздоровлению окружающей природной
среды. При вводе в эксплуатацию предприятий,
сооружений и иных объектов учитываются
условия выполнения в полном объем всех
экологических требований, предусмотренных
проектом и заключением ГЭЭ, по актам приемочных
комиссий, создаваемых с участием представителей
специально уполномоченных на то государственных
органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды (в
т.ч. ГЭЭ), санитарно-эпидемиологического
надзора (Минздрава РФ) [1, и др.]. Запрещается
ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных
современными технологиями, сооружениями
и установками по "очистке, обезвреживанию
и утилизации вредных отходов, выбросов
и сбросов до уровня предельно допустимых
нормативов, средствами контроля за загрязнением
окружающей природной среды, без завершения
запроектированных работ по охране природы,
рекультивации земель, оздоровлению окружающей
природной среды. Председатель и члены
приемочных комиссий несут персональную
ответственность за нарушение порядка
приемки объектов в соответствии с законодательством
РФ.
Экологические требования при эксплуатации
предприятий, сооружений, иных объектов
и выполнении иной деятельности (раздел
VII) косвенно учитываются в ходе экологических
обоснований и ОВОС, а также
при проведении ГЭЭ. При проектировании
хозяйственных объектов необходимо
учитывать правила и меры по соблюдению
технологического режима и выполнению
требований по охране природы, рациональному
использованию и воспроизводству
природных ресурсов, оздоровлению окружающей
природной среды, обеспечивающие установленные
нормативы качества окружающей природной
среды. Для этого требуется соблюдение
показателей утвержденных технологий,
внедрение экологически безопасных
технологий и производств, обеспечение
надежной и эффективной работы очистных
сооружений, установок и средств
контроля, обезвреживания и утилизации
отходов, планирования мероприятий
по охране земель, недр, вод, лесов и
иной растительности, животного мира,
воспроизводства природных ресурсов
[1, 4 и др.].
Выброс и сброс вредных веществ,
захоронение отходов допускаются
на основе разрешения, выдаваемого
специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в
области охраны окружающей природной
среды. В разрешении, выдаваемом после
соответствующей проверки, аналогичной
по сути государственной экологической
экспертизе, устанавливаются нормативы
предельно допустимых выбросов и сбросов
вредных веществ и согласуются другие
условия, обеспечивающие охрану окружающей
природной среды и здоровье человека.
В наибольшей степени сходным с
ГЭЭ является выдача разрешения на
перепрофилирование деятельности экологически
вредных объектов, которая производится
также по согласованию со специально
уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в
области охраны окружающей природной
среды (обычно через экспертное подразделение),
а также службой санитарно-эпидемиологического
надзора (Минздрава РФ). Экологические
требования в сельском хозяйстве (ст.
46) аналогичны как при проектировании,
так и эксплуатации действующих
объектов. И проектанты, и эксплуатационники
обязаны планировать и выполнять
комплекс мер по охране почв, водоемов,
лесов и иной растительности, животного
мира от вредного воздействия стихийных
сил природы, побочных последствий
применения сложной сельскохозяйственной
техники, химических веществ, мелиоративных
работ и других факторов, ухудшающих
состояние окружающей среды. Экологические
требования при планировании, проектированию,
выполнении мелиоративных работ
предписывают принимать все необходимые
меры по соблюдению водного баланса,
рациональному использованию земель,
экономному использованию вод, охране
земель, лесов и иной растительности
от истощения, затопления, подтопления
и предупреждения других вредных
последствий для окружающей природной
среды [1, 33, 53 и др.]. Экологические
требования при размещении, проектировании,
строительстве и эксплуатации энергетических
предприятий, установок и иных объектов
осуществляются в соответствии с
требованиями статей 40-45 данного закона
[3]
При размещении, проектировании, строительстве
ГЭС, должны быть полностью учтены реальные
потребности в электроэнергии данного
региона, рельеф местности для размещения
объекта, меры по максимальному сохранению
земель и лесов, населенных пунктов,
памятников природы, истории и культуры,
эффективной охране рыбных запасов,
своевременной утилизации древесины
и плодородного слоя почв при расчистке
и затоплении ложа водохранилища, по
недопущению отрицательных изменений
в окружающей природной среде. При
размещении, проектировании, строительстве,
вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных
электростанций должны предприниматься
меры по обеспечению полной радиационной
безопасности окружающей природной среды
и населения в соответствии с международными
правилами. Запрещается размещение, проектирование,
строительство атомных электростанций
на территориях с большой концентрацией
населения, курортных, рекреационных,
лечебно-оздоровительных зон и округов
санитарной охраны, в сейсмически опасных
зонах, вблизи крупных водоемов республиканского
значения, традиционных мест массового
отдыха и лечения населения. При размещении,
проектировании и строительстве ТЭЦ необходимо
предусматривать оснащение их высокоэффективными
фильтрами и другими средствами для очистки
вредных отходов, сбросов и выбросов, использование
экологически безопасных видов топлива
[1, 37, 49, 50 и др.]. Нарушение указанных требований
влечет за собой приостановление проектирования,
строительства, работы энергетических
объектов до устранения отмеченных недостатков
либо прекращение их работы при наличии
соответствующего заключения ГЭЭ по предписанию
специально уполномоченных на то государственных
органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора (Минздрава РФ).
Экологические требования при использовании
радиоактивных материалов касаются
как проектирования, так и реализации
соответствующих мероприятий, для
чего проектировщики, предприятия, учреждения,
организации, граждане обязаны соблюдать
правила производства, хранения, транспортировки,
использования, утилизации, удаления и
захоронения радиоактивных веществ
(источников ионизирующих излучений, ядерных
материалов), не допускать превышения
установленных предельно допустимых
норм радиации, а в случаях их
превышения предусматривать информирование
или немедленно информировать органы,
осуществляющие обеспечение радиационной
безопасности, о повышенных уровнях радиации,
опасных для здоровья человека и окружающей
природной среды, планировать и принимать
меры к ликвидации очагов заражения. Экологические
требования при использовании химических
веществ в народном хозяйстве (ст. 51) учитываются
при проектировании и работе многих предприятий,
учреждений, организаций. При эк» необходимо
соблюдать правила производства, хранения,
транспортировки и применения химических
веществ, используемых в сельском хозяйстве
в качестве средств защиты растений, стимуляторов
роста, минеральных удобрений, в иных отраслях
народного хозяйства, выполнять установленные
нормативы их использования и принимать
меры к предупреждению вредных последствий
их применения для здоровья человека,
окружающей природной среды. Требования
охраны окружающей природной среды от
вредного биологического воздействия
необходимо учитывать и соблюдать при
размещении, проектировании, строительстве,
вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий,
сооружений и иных объектов, технологий,
оказывающих вредное воздействие на окружающую
природную среду. Должны также обеспечиваться
условия для экологически безвредного
производства, хранения, транспортировки,
использования и удаления микроорганизмов
и биологических веществ, разрабатываться
и осуществляться мероприятия по предотвращению
аварий и катастроф, предупреждению и
ликвидации последствий.
Наблюдение, учет источников и контроль
за уровнем биологического воздействия
на окружающую природную среду осуществляются
специально уполномоченными на то государственными
органами РФ в области санитарно-эпидемиологического
надзора. Требования охраны окружающей
природной среды от шума, вибрации, магнитных
полей и иных вредных физических воздействий
предназначены для предупреждения и устранения
вредного воздействия интенсивного производственного
шума, вибрации, магнитных полей и других
вредных физических воздействий на человека
и окружающую природную среду в производственных,
общественных, жилых зданиях, на улицах,
во дворах, на площадях городов и других
населенных пунктов, в загородных зонах
отдыха населения, в местах массового
скопления и размножения диких зверей
и птиц [1 и др.].